Проект учителя технологии по теме самообразования «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Тема самообразования на 2012-2013 уч.год.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
План работы:
ВВЕДЕНИЕ
I.Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения:
Значение интерактивных форм и методов обучения;
Современные классификации дидактических методов;
Формы организации обучения, их взаимосвязь с методами обучения;
Модель учебного процесса;
II. Интерактивные формы методического обучения:
Способы активации познавательной деятельности учащихся;
Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся.
Заключение.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых передовых технологий. Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучения, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Традиционная система образования была нормой длительное время, и не одно поколение обучалось по ней отлично, но сейчас мы живем в новой эре, когда виртуальное обучение достигает невиданных успехов.
I.СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.
1.Значение интерактивных форм и методов обучения.
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
- повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
- развитие навыков анализа, критического мышления, взаимодействия, коммуникации;
2.Современные классификации дидактических методов:
Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.
Методика обучения – совокупность методических правил и рекомендаций; система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету. (М. С. Сибирская).
Имеется несколько классификаций методов обучения (словестные, наглядные, практические и т.д. ). Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.
Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за определенный период, а под начальными условиями –текущее состояние ученика к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать урок, т.к. программа в нашем образовательном учреждении сокращена до уровня заочного обучения, то по таким предметам как технология и география количество часов в выпускных классах сокращено в два раза , а в обычных в четыре. Таким образом приходится программу корректировать до минимума. И учитывая возрастные, временные, индивидуальные особенности, подбирается метод обучения.
Все учащиеся получают знания, обобщают и перерабатывают их, развивая свое мышление, свой ум, свои способности, но у каждого ученика свои возможности воплощения полученных знаний. Имея равные условия (знания, навыки, умения, затраченное время и усилия) способный ученик получит более высокие результаты по сравнению с менее способным.
Для определения способностей ученика был разработан
Школьный тест умственного развития (ШТУР), который в полной мере может помочь учителям узнать уровень интеллекта новых учеников поступающих в школу также может быть полезен на промежуточном уровне обучения и на конечном.
Для выбора будущей профессии, помимо общего уровня интеллекта, важно знать, степень усвоения знаний, полученных на уроках, а также какие способности наиболее развиты у учащихся (лингвистические, математические или технические).
Психологический тест ШТУР позволяет количественно оценить как общий уровень интеллекта, так и степень овладения учащимися трех учебных циклов:
общественно-гуманитарного,
естественно-научного,
физико-математического.
Данный психологический тест имеет две эквивалентные формы А и Б и включает 6 субтестов с различным набором заданий:
Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.
Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвёртый – логические классификации, пятый – логические обобщения, шестой-нахождение правила построения числового ряда.
Тест ШТУР можно использовать как для группового тестирования, так и индивидуально.
Всего 119 заданий, которые должны быть выполнены за 44 минуты. Время на выполнение каждого субтеста ограничено.
Индивидуальным показателем выполнения психологического теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.
Результаты тестирования
Результат прохождения психологического теста ШТУР — информация о количестве баллов по каждому субтесту и о качестве выполнения заданий, отнесенных к разным областям знаний, к разным школьным предметам, к разным типам логических связей.
В разделе "Результаты" содержится также информация о количестве баллов по каждому субтесту и о качестве выполнения заданий, отнесенных к разным областям знаний, к разным школьным предметам, к разным типам логических связей.
Обработка результатов тестирования осуществляется следующим образом: Индивидуальные показатели по субтестам 1,2,3,4,6 равны количеству правильно выполненных заданий (то есть по 1 баллу за каждый правильный ответ). Результаты выполнения субтеста 5 в зависимости от качества обобщения оцениваются 2 баллами, 1 баллом, 0. Результаты этого субтеста оценивает экспериментатор (инструктор). Оценку 2 балла получают обобщения, совпадающие с приведенными на экране. Более широкие категориальные, чем приведенные на экране, или более узкие, но правильные обобщения оцениваются в 1 балл. Неправильные ответы получают нулевую оценку.
Благодаря данному тесту мы можем определить уровень развития мышления поступающих к нам учеников.
Развитие — это процесс изменения и адаптации, содержащий в себе рост, созревание и научение, развитие мышления у человека содействует его развитию и обучению. Мышление развивается в процессе познавательной деятельности, человек обобщает и опосредует действительность, полученную через ощущения и восприятия.
Мышление, выходя за границы чувственной реальности, позволяет раздвинуть пределы человеческого познания. Личностные особенности человека отчетливо проявляются в его мышлении: одного человека привлекают, например, технические задачи, и он старательно обдумывает и решает их, не интересуясь проблемами, например, гуманитарными, либо политическими; другого человека интересуют наоборот проблемы политические и т.д.
Поэтому одна из основных теоретических проблем психологии главнейшая практическая проблема — проблема способностей человека. Способности человека определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Оценка способностей учащихся завершает их психологическое изучение, а формирование их личности своей основной целью ставит формирование профессиональных способностей.
Оценка умственного развития
Все виды мыслительных действий, формы мышления, свойства и качества ума учащихся проявляются в процессе обучения. Чем сильнее они проявляются, тем успешнее развиваются умственные способности учащегося, становясь чертами его личности.
Обучение учащихся сложный процесс, оценивая умственное развитие подростков и старших школьников необходимо учитывать, что в этом возрасте у них уже развиты все виды мышления, и школьники сами могут соотносить свои возможности и способности с предполагаемой будущей профессией, а также оценивать уровень полученных знаний. Но зачастую их самооценка может не совпадать с реальностью.
Развитое вербально-логическое мышление позволяет подростку отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи. Умение логически рассуждать предоставляет возможность совершать в уме сложные вычисления, действия и операции. В наше учебное заведение попадают ученики, которые, как правило, по разным причинам не имели возможности последовательно обучаться в школе. Достигнув совершеннолетнего возраста они имеют огромные пробелы в психическом развитии, а следовательно и в обучения, самообучения и самооценки.
Сознание и психические процессы
С глубокой древности философы и мыслители напряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Сознание — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само-контролировании поведения человека.
Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы.
Критерии сознательного поведения
Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных.
Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания.
Мозг современного человека сформировался в результате длительной эволюции и представляет собой сложноорганизованный орган. Уровень сознания зависит от степени организации мозга и подтверждается это тем, что сознание ребенка формируется с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старика дряхлеет, угасают и функции сознания.
Связь сознания с протекающими в мозгу процессами
Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.
Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку.
Стержнем сознания, способом его существования является знание.
Труд развивает сознание.
Речь (язык) формируют сознание.
Сознание является функцией мозга.
Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.
Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.
Следовательно, за особенности высшей формы жизни, сознание, нужно благодарить общественно-исторический опыт поколений, труд, язык и знания.
Формы организации обучения, их взаимосвязь с методами обучения.
Из предшествующих рассуждений уже было видно, что все рассмотренные методы обучения могут реализовываться в разных формах. Поэтому рассмотрим теперь и формы организации обучения в их взаимосвязи. Поэтому рассмотрим теперь методы и формы организации обучения в их взаимосвязи, для чего можно заполнить следующую таблицу-матрицу.
Методы
Формы обучения Объяснит-
Иллюстра-
тивныйПрограми-
рованныйЭвристи-
ческийПроблем-ныйМодельный
Лекция * Семинар Беседа * Практ, раб *
Др. формы *
Расставив таким образом крестики , учитель видит , над чем ему нужно теперь работать, а это позволит составить индивидуальную программу самообразования, осуществлять целенаправленный поиск профессионально значимой информации.
Очевидно, что модельный метод обучения – самый интерактивный, посколькуэтот метод представляет обучающимся наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска.
Модель учебного процесса.
Учебный процесс является неразрывным единством трех составляющих:
-информационной (передача, прием, накопление, преобразование, хранение и применение информации – содержание обучения);- психологической (становление и развитие человеческой индивидуальности);
- кибернетической (управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых).
Длительное время среди этих компонентов предпочтение отдавалось первой- главной целью школы считалось формирование у обучаемых знания основ наук. Однако в информационном обществе этот приоритет ушел на задний план.
Сегодня нам хотелось бы видеть на первой позиции вторую составляющую учебного процесса – личностное развитие. Недаром мы всё чаще говорим о личностно ориентированном обучении.
II. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Авторитет , личность педагога,
Его разнообразные достоинства
Являются залогом успеха учащихся.
В.М. Лизинский.
Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Поэтому коммуникативная культура педагога – важное условие и показатель готовности к диалогическому взаимодействию как ведущему средству интерактивного обучения.
Считается важным научить ученика находить идеи и пути решения различных проблем. Однако важнее научить его работать во всем цикле: поиск и вычисление ведущих проблем – простраивание проблем по степени значимости – анализ проблем – определение целей, задач и направлений деятельности – наработка возможных вариантов решений – выбор наилучших просчитывание необходимых условий, внешних и внутренних ресурсов – определение механизма решения проблемы – составление программы и вероятно – ситуативного плана работы.
В своей работе я стараюсь перенести достоинства свободного, неограниченного обязательствами и обязанностями общения в плоскость увлеченной заинтересованной деятельности.
1.Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. К сожалению, не каждый тип урока в нашей школе мы можем применить, чтобы получить положительный результат. Но некоторые из них я использую успешно: уроки - консультации; уроки – творчества; уроки – зачеты; уроки – экскурсии; межпредметные уроки.Нестандартные уроки необычны по замыслу, но в период сокращение учебных часов по предмету – это является сейчас одним из приоритетных направлений в моей трудовой деятельности. Если проводить уроки в традиционной форме, то будет очень низкий охват учебного материала. А моя цель и цель современного образования дать ни глубину знаний, а ширину, чтобы наш выпускник мог ориентироваться в разнообразии современного мира, а по необходимости смог сам углубить свои знания в значимой для него области
2. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся.
Поиск новых способов стимулирования учебного труда обучающихся, принцип «личной выгоды» , набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы к оценке их деятельности. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего, результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения ( баллы ) , способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором.
Использование интерактивных форм и методов обучения требует реализации и инновационных подходов к контролю и оцениванию знаний и умений деятельности обучающихся, в первую очередь, дифференцированию, индивидуального, личностно ориентированного, технологического, диагностического. Реализация данных подходов предполагает оценку деятельности учащихся в соответствии с уровнями усвоения ими знаний.
Первый уровень (узнавание);
Второй уровень(репродуцирование);
Третий уровень (продуктивная деятельность);
Четвертый уровень (творческая деятельность, трансформация).
Заключение.
Любой человек стремится к успеху.
С. Френе.
Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся. Поэтому каждому педагогу необходимо в перспективе видеть своих учеников, дать им возможность проявить себя не подавляя их внутреннее «Я» своим авторитетом. 80% учебного успеха учащихся зависит от умения учителя поставить задачи перед учащимися на уроке, они не должны ставить учащихся в замешательство и приводить к отказу выполнения заданий вообще. Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для меня важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающегося подхода.