Обобщение опыта «Использование инновационных форм и методов работы музыкального развития детей»
«Каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим
или вышагивать пятками назад»
А. Гин.
Использование информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в музыкальном воспитании дошкольников является одной из интересных и нетрадиционных форм и методов работы с детьми. Новые ИКТ дают толчок к развитию новых форм и содержанию традиционных видов детской деятельности, открывает новые возможности в музыкальных видах деятельности, развлечениях, праздниках, индивидуальной работе. Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию. Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого, является компьютер. В настоящее время в педагогической деятельности музыкального руководителя компьютер выполняет роль:
1.Источника информации.
2.Наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации).
3.Средства хранения необходимых для работы материалов.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества:
1.Улучшается запоминание пройденного материала.
2.Усиливается познавательный интерес воспитанников.
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. В своей работе я имею возможность использовать компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей– развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:
1) Коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, развития двигательной координации, развития чувства ритма. Например, «Мы с тобой подружимся (поздоровались правыми руками, а теперь покружимся ( руки «лодочкой»)»
2) Координационно-подвижные игры (музыкальные). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность. Примером координационных игр могут служить игры на телесное ориентирование. « Вот носик, вот ушки» - Е. Железновой.
3) Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; повышают общий уровень организации ребенка; направлены на развитие чувства ритма, координации движений.
4) Ритмодекламация под музыку. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.
5) Элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: (ритмодекламация, игра, которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу. Особенно важно выполнение движений под музыку. Детям свойственна подвижность, они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением. Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие метро - ритмического чувства. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на занятии особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства. Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
- удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить. Это даёт прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).
На музыкальных занятиях мною используются такие инновационные приемы занятия - посиделки, театрализованные игры с куклами, речевые и пальчиковые игры и др. Ярко, красочно и интересно проходят праздники. Праздники повышают детям настроение, дают им положительный заряд эмоций. Функции демонстрационного материала выполняют презентации. Например, по пьесам П.И.Чайковского, например, «Апрель», «Зима», «Зимнее утро». Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.
Таким образом, развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться. Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Обобщение опыта
«Использование инновационных форм и методов работы музыкального развития детей»
Музыкальный руководитель Юдина Л.Л.
п. Вычегодский
2016г.