Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала
Тема: «Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала».
«Нужно создать гармонического человека
и развить все его способности».
А. В. Луначарский.
Поиск, изучение, внедрение инноваций в воспитательный процесс открывает новые возможности для развития каждого его участника (воспитанника и педагога), а творческий подход определяет качественную характеристику в личностном развитии.
Цель воспитательной работы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всесторонне раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для развития индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Планирование работы ГПД – это процесс моделирования воспитывающей среды группы, как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала. Для достижения более значимых результатов работа проводится в системе, так как системный подход является организационным механизмом реализации основной образовательной программы в рамках введения Федерального Государственного Стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, воспитанников через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность представляет собой совокупность массовой, групповой и индивидуальной деятельности, в ходе которой каждый ребенок сможет попробовать себя в различных ее видах и развить свои интеллектуальные и творческие возможности.
Массовая внеурочная деятельность представлена разноуровневыми мероприятиями, праздниками, акциями, фестивалями, экскурсиями.
В I полугодии это были: «День Знаний», «10-летие трагедии в Беслане», «Праздник Осени», «День Матери», школьная спартакиада, Новогодний карнавал, акции «Дети против войны и терроризма» и «Светофорик», участие в Спортивно-праздничном фестивале «Вместе мы сила» (ко Дню инвалидов), тематические экскурсии «Из истории нашего города», «Приключение монеты» с участием в интерактивной игре (фото прилагаются).
Групповая внеурочная деятельность – это дополнительное образование (в нашем классе 100% охват детей дополнительным образованием).
Дети с удовольствием занимаются в кружках «Оригами», «Умелые руки», клубе «Школа пешехода», секции футбола (на базе школы) и посещают Станцию юных натуралистов (город).
Немаловажное значение на развитие обучающихся, воспитанников оказывают развивающие игры. Использование игровых технологий во внеурочной деятельности способствуют формированию у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умению анализировать, сравнивать, мыслить логически, способности предвидеть результаты своих действий. В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, т. е. происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания ребенка в школе. Игровая деятельность выполняет такие функции, как:
- развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес);
- коммуникативную;
- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения);
- функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение общечеловеческих норм).
Мы рисуем, лепим, работаем с бумагой, пластилином. Играем в лото, настольные игры, игры ЛЕГО, которые помогают формировать детский интеллект и развивать умственные и творческие способности (фото прилагаются).
Еще одним из разновидностей групповой внеурочной деятельности является метод проекта. В этом году отличается более активное участие в этой деятельности. Дети с удовольствием и желанием стали принимать в ней участие. Очень радует, что свою заинтересованность и инициативу стали проявлять и родители. Хочется отметить творческое соавторство по изготовлению костюма «Мисс Осени» семью Юли Тарасовой, создание оригинального проекта «Осень в природе» семью Артема Варламова, и конечно, завершающий конкурсный проект этого полугодия – Новогодняя игрушка своими руками, проводимый Азовским музеем-заповедником. Проявить свое творчество вместе с детьми изъявили желание семьи Никиты Калюжного, Кости Чачхунашвили, Артема Варламова и Миши Литвинова. Я считаю, что это очень хороший результат (фото прилагаются).
Ну, и наконец, индивидуальная деятельность, в которую входят индивидуальные (личные) достижения ребенка – выполнение творческих работ (рисунки, поделки), участие в выставках, конкурсах и формирование банка индивидуальных творческих достижений (Портфолио) (грамоты, дипломы, успехи в учебе и общественной жизни класса и школы (фото прилагаются).
И в заключение хочется отметить, что по результатам мониторинга за Iполугодие прослеживается повышение показателей уровней воспитанности – возросло количество детей, имеющих высокий уровень, а также улучшение показателей в умственной, эмоциональной и волевой сферах. Дети стали увереннее, возросла самооценка, повысилась мотивация и творческая активность.