Мастер-класс на тему Применение инновационных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка


Тема мастер-класса:
Применение инновационных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка.
Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.
Задачи: 1). Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка; 2). Совместная обработка методических подходов и приемов; 3). Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Пришло новое время, время инноваций. Я стараюсь пробовать что-то новое, изобретать, совершенствовать и самосовершенствоваться чтобы заинтересовать учащихся, привлечь интерес к изучению русского языка.
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Я училась у своего классного руководителя Демьяненко М. П., это мастер своего дела.
Слово мастер я понимаю так:
М – мудрость, приобретенная с годами.
А – активность, в ней сила, здоровье, успех.
С – счастье, А.С. Макаренко писал: « Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно!»
Т – творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е – единство, только в единстве учитель – ученик – родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р – результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Чтобы соответствовать знанию учитель – мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.
Употребляя различные методы обучения, тем самым развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному мышлению путем: а) графических символов – рисование, составление опорных схем, б) разгадывание какой-либо тайны, загадки (загадка лексического значения слова или способа образования слова.) Развиваю межличностное мышление, обучая разным видам письменных работ. При объяснении многих орфограмм я использую :
Схематично-рисуночную мнемотехнику. Написание частицы не с разными частями речи – сложная тема. Когда диктую слово с не, вижу: думают, но отвечают неправильно на вопрос почему? Тогда перед объяснением даю слова с не и определяем, к какой части речи относится слово. Затем мысленно делим доску на две части. Не – слитно, не – раздельно. Теперь учащиеся могут сами объяснить тему урока, используя схему, рисунок.
Активно применяю на своих уроках такой прием, как мнемотехника – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Предлагаю Вам самим по аналогии составить схемы-рисунки к словам, которые вызывают у детей затруднения в написании: капюшон, жюри, заря.
Способ движения. Очень трудно дается детям способ различения причастий и прилагательных. Учащиеся хорошо усвоили, что обе части речи отвечают на один и тот же вопрос, но почему одно- прилагательное, а второе- причастие не понимают. Начинаю действовать руками. Дети привыкли к моим движениям. И как только я подняла руку, то есть начался какой-то трудовой процесс, сразу отвечают правильно. Иной раз замечаю, что в тексте при появлении причастия, учащиеся произвольно поднимают руку, то есть причастие найдено и не одно. Меня это радует.
Игровой прием. Всем учителям хорошо известно, что такое наречие. Одна из самых трудных частей речи. Слитное написание, раздельное написание, дефисное. Одним словом, сложно, какое наречие как пишется. Придумала сказку на основе « Красной Шапочки» Шарля Перро. « Идет Красная Шапочка по лесу. За ней -волк. Она постоянно оглядывается, смотрит вверх, вниз, назад, вперед, вокруг, слева, направо, влево, наверх. Знайте, эти слова пишутся слитно. Запомнить легко. И очень часто дети на вопрос: почему пишется наречие слитно, отвечают «Потому что Красная Шапочка».
Трудным написанием является суффикс наречий.
Пишу слова в столбик:
Налево
Влево
Слева
Снова
Издавна – к словам подставляю слово «окно», используя приставку наречия. Суффикс выделяется верно.
Орфоэпия в русском языке – один из сложных вопросов, так как у нас передвижное ударение, тем более, что лексическое значение слова часто не меняется. Применяю следующий прием: захожу в класс и произношу слово с правильной постановкой ударения. Сколько раз вышел на перемене и зашел – столько и слов произнес.
Творог, ворожея, августовский день, баловаться, красивее и т.д. Особенно это интересно пятиклассникам.
Уже в среднем звене школы дети знакомятся с заданием № 4 ЕГЭ. Я читаю слова с правильной постановкой ударения из типовых экзаменационных материалов.
Проблемно – поисковой метод.
Для старшеклассников написание сочинения является слишком сложным и неприятным процессом. Оно требует большого напряжения, сил, ясной мысли, смекалки. Известны случаи, когда дети заболевают в ожидании первого экзамена. Очень часто уверенные в себе и успешные ученики оказывались не в состоянии набрать нужное количество балов, в то время как их гораздо менее уверенные в себе одноклассники демонстрировали неожиданно высокие результаты. Я не пропускаю ни одного посещения «Дома книги» г. Пятигорска, где происходят встречи с известными лингвистами, одним из которых является Егораева Г.Т., автор тестов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Она помогла мне и моим коллегам, которые тоже рады встрече с ней. Именно она давала успокоительные советы учителям русского языка и ученикам, как можно пережить сочинение. Начинаю работать над сочинением и тестам в 10м классе. Сначала обращаюсь к словарю терминов. Аргумент – довод, основание, суждение. Исходный текст – текст, предложенный для анализа. Комментарий проблемы – толкование основного вопроса исходного текста. Корректность – вежливость, тактичность, учтивость. Мнение – собственное суждение по предложенной проблеме.
Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения. Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме. Фоновый материал – материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения. Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека. Постоянно напоминаю ученикам: никогда не стесняйтесь задавать вопросы учителю.
Я вижу интересные тексты, они привлекательны разными средствами речевой выразительности. Используйте выпускники и вы эти средства. Сочинение приобретет совсем другой речевой эффект.
Метод исключения использую в задании №1 ЕГЭ. Выбрать из текста два правильных предложения, в которых верно передана главная информация. Опускаю текст (может быть я не права, что не знакомлюсь с содержанием), выполняю задания так: ищу два одинаковых по смыслу предложения, которые дают ответ на вопрос задания. Получаю отличный результат. Проверено – работает.
Формы использования ИКТ.
Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь между учителем и учеником. Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.
1. Использование готовых электронных продуктов  позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  
2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы (на слайде словарные слова с пропущенными буквами, вставить буквы)
Подобная работа интересна детям. Участвуют все. И что для меня очень важно, подобная организация деятельности позволяет включить в процесс всех детей.  
Происходит обогащение словарного запаса, развивается память, происходит  формирование предметных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной. 
Свой мастер-класс я хочу закончить словами:
Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске. Обучая других – учись сам.