Доклад на тему: Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста с ограниченными образовательными потребностями к успешной социальной адаптации


Доклад на тему
«Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста с ограниченными образовательными потребностями к успешной социальной адаптации»
7200906350
Трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности.
           Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.
           Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы к решению целей и задач трудового воспитания детей с ОВЗ. Внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.
 Работа по трудовому воспитанию преследует следующую цель - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
           А также задачи:
       - развитие трудовых навыков;
       - включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
       - воспитание положительного отношения к труду.
              Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности- способности к труду.
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их  интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. 
      Формами трудового воспитания являются:
       - индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
      - коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
      - групповая (утренники, праздники на тему труда)
 
Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой готовности.
           Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Объяснение. Этот метод  используется для сообщения воспитанникам, например,  правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.
Инструктаж- применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, с  лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.
Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.
         Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.
          Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.
             Кружки и факультативы также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности .Задача трудового воспитания и обучения играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми вспомогательной школы. Основная задача – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность этим детям после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.
Трудовая подготовка для детей с ограниченными образовательными потребностями даже более значима, чем для нормально развивающихся воспитанников. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности.. Определенное значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с отставанием в умственном развитии, в том числе, и со сложной структурой дефекта, должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Ребенок совместно со взрослым достигает успеха в овладении КГН, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих силах и возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для коррекции имеющихся отклонений у ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.
К моменту поступления в учреждение, дети с особыми образовательными потребностями, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опекой со стороны родителей, нежелания долго ждать ребёнка, когда он справиться самостоятельно, например, одевая одежду или принимая пищу. Вместе с тем опыт показал, что таким детям доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, посуды со стола после принятия пищи, уход за растениями, различные формы дежурства). Так же, как и нормально развивающиеся дети, они способны принимать посильное участие в общественно полезном труде взрослых. При особой организации труд у детей с ограниченными возможностями здоровья может приобретать достаточно развитые формы, оказывая коррекционное влияние на их личностное развитие.
Трудовое воспитание производится по следующим направлениям: труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями на первых двух годах обучения предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослых. Воспитание таких детей происходит в так называемой “бытовой” деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для её организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметов гигиены, одежда, посуда и т.д.), оборудование для элементарных трудовых действий располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождения.
Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек. Это должно происходить не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы. Процессу формирования данных навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также предметные игрушки. Для игр, направленных на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же предметные игрушки могут использоваться в различных играх. Они формируют навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки в сюжетно-дидактических играх, используя при этом игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, стиральную машину, кроватки для кукол, посуду на кухне, парикмахерскую.
Уточняя назначение этих предметов в ходе игр, применяя последовательные действия с инструментами и приспособлениями, дети со сложной структурой дефекта имеют возможность к более лёгкому овладению «полезными» приборами и приспособлениями в реальной бытовой практике. Все режимные моменты планируются на основе постепенного включение детей в процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
На первом этапе обучения формирование данных навыков осуществляется с подгруппами детей (2-3 ребёнка) и индивидуально. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации), различные игры и игровые упражнения:
поддерживать и поощрять стремление ребёнка к самостоятельности как проявлению относительной независимости от взрослого;
формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия;
учить ребёнка владеть движениями собственного тела (осторожно брать предметы со стола, проходить между стоящими предметами и т.п.);
узнавать и называть, используя вербальные и невербальные средства, предметы бытового назначения (одежда, посуда, гигиенические средства и т.п.), которыми дети постоянно пользуются или могут наблюдать;
формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища;
учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т.п.;
выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения; накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства;
закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одежды, обувью и т.п.;
воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки); вызывать положительное отношение к чистому, опрятному ребёнку;
развивать общую и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приёма пищи;
формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытьё кукол, раздевание и одевание, сервировку кукольной посуды, уборку постели и застилку коляски и т.п.;
учить переносить реальные бытовые действия на игры с образными игрушками: укладывание куклы (мишку, зайчика и т.п.), усаживание куклы за стол и её кормление, мытьё рук куклы без мыла и с мылом, вытирание рук куклы развёрнутым полотенцем, мытьё куклы-голыша губкой без мыла и с мылом, вытирание развёрнутым полотенцем и т.п.; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причёсывание, раздевание, одевание и т.п.)
педагогические ситуации: «Моем руки после игры с песком, после занятий красками, лепкой, аппликации»; «Мытьё рук после туалета» и т.п.; «Помогаем друг другу раздеваться после прогулки, наводим порядок в шкафчиках»; «Рассматриваем себя в зеркало: умытый, причёсанный, красиво одетый» и т. п.; «Учим обезьяну Читу мыть руки»; «Помогаем мишке вытирать лапы полотенцем»; «Моем свои личики и ручки и показываем, как это делать кукле Ане»; «Выбираем всё, что нужно для умывания»; «Помогаем раздеваться после прогулки куклам Ане, Ване и друг другу»; «Наши носовые платочки вытирают носики и прячутся в кармашках»; «Убираем игрушки в нашей комнате»; «Убираем осенние листья»; «Чистим дорожки от снега»; «Посыпаем дорожки песком»; «Поливаем из лейки цветы».
На начальных этапах коррекционно-развивающей работы, пока ребёнок ещё не имеет определённого опыта, например, в одевании верхней одежды на прогулку, действуем совместно с ним, стимулируя и подкрепляя его активность, по принципу «рука в руке». По мере, того, как ребёнок овладевает отдельными действиями, появляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделённую со взрослым.
Например, ребёнок одевает свитер, заправляет его в брюки, или самостоятельно одевает ботинки, предварительно сориентировав его на какую ногу, завязываем шнурки, если же липучки, то представляем эту возможность ребёнку, не забывая при этом похвалить за самостоятельность и ловкость. Аналогичные приёмы постоянно применяю в других режимных моментах.
Например, при утренних культурно-гигиенических процедурах: туалет, умывание, вытирание рук полотенцем. Дети увидев воду, как правило, забывают, что им нужно мыть руки или умываться, а начинают играть ею, разбрызгивать в разные стороны, обливая одежду и друг друга. Во избежание таких ситуаций, воспитатель постоянно должен быть рядом, последовательно и терпеливо регулировать приёмы совместно с ребенком. Непременно хвалить за каждый успех в его действиях, обыгрывать неловко получившуюся ситуацию.
Например, мокрое мыло выскальзывает из рук ребёнка, я говорю, что оно непослушное и Юра его сейчас поймает. Он сильный, ловкий мальчик и обязательно удержит кусочек мыла и т.д. Сопровождаю действия ребёнка потешками: «Льётся чистая вода, руки мою я всегда».
На третьем и четвертом году постепенно включаем в элементы культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания элементы трудового воспитания, хозяйственно-бытового труда, которые связаны между собой самым тесным образом. Трудовая деятельность младшего школьника, его интерес не столько к труду как к таковому, а к результатам, что сделал ребёнок именно самостоятельно, укрепляет только взрослый: воспитатель или родитель, который как бы передаёт ему свой эмоционально-положительный настрой и терпение для выполнения поручения, пусть самого простого. Таким образом, через воспитание и формирование у детей культурно-гигиенических навыков необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, с которым они в состоянии справится. Формировать у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находиться в пределах их возможностей – это одна из важных задач нашей работы.
Большое значение имеет труд в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.
Также важно развитие трудовых умений у умственно-отсталых детей, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труд.
Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.
Главными задачами трудового воспитания детей с умственной отсталостью являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.
Общественно-социальное значение труда детей с умственной отсталостью связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.
При работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности. Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как “Личная гигиена воспитанника” и др., инструктивные занятия (правила личной гигиены юноши и девушки; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью формирования фигуры т.д.). В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию дети - сироты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности умственного отсталых детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий детского дома; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться, не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде. Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой либо потребности влечет за собой появление новой или новых потребностей.
Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание рассады. Трудовые обязанности распределяются с учетом желания ребят, а также их возраста и имеющегося опыта. Для них подобраны педагогически целесообразные виды труда с учетом возраста. Ведение домашнего хозяйства у детей формируются следующие умения и навыки:
По уходу за жилищем, приусадебным хозяйством, умение использовать различные орудия труда и бытовую технику.
Навыки по развитию первичных знаний о видах жилых помещений в городе и в деревне, гигиена жилища, уход за жилищем.
Представления о своем доме, его интерьере, умения ухода за жильем, приусадебным хозяйством с использованием различных орудий труда.
Дети, проживая в условиях школы-интерната, обучаются трудовым навыкам и умениям по всем трем направлениям. Дети выполняют обязанности дежурного по графику, который был составлен по согласию детей. Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их так, чтоб следующий воспитанник не имел претензий. При этом воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать. Умственно-отсталые дети, приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. Учатся, как правильно выполнить всю работу по дому, а также на территории школы-интерната.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Работая по данному направлению с детьми своей группы, в которой находятся дети с умеренной умственной отсталостью, мною проводились различные: беседы, игры, практические занятия “Моя полка, мое лицо и руки; мебелировка и уход за комнатными растениями.”. Выполняя трудовую работу по группе, дети стараются помочь воспитателю, помощнику воспитателя , выполняя простые трудовые поручения. Дети выполняют обязанности по спальне, в классе на территории и т.д. Специфические особенности психики воспитанников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании детей. В первую очередь это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности. Труд может протекать в процессе учебной и практической деятельности. Используются такие его виды, как: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд по уходу за растениями.
Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Понятие коллектива детей с нарушением интеллекта достаточно условно, однако мы- воспитатели используем совместные формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, что помогают определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело быстрее и лучше.
Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.
Основными методами трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции.
Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, глубины нарушения интеллекта, состояния их моторики, восприятия, внимания. Поэтому важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с нарушениями интеллекта, используя различные методы и предъявляя дифференцированные требования к уровню сформированности у детей различных трудовых умений и навыков.
Важным направлением является ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.
Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях. Дети знакомятся с такими профессиями, как продавец, врач, водитель, строитель, парикмахер и т. д. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. Этому способствуют беседы, рисование по результатам экскурсий, подготовка альбомов, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д. Важным средством активизации сформированных представлений и знаний о деятельности представителей разных профессий является организация сюжетно-ролевых игр, в которых дети выступают в различных ролях, что отражает понимание ими деятельности людей. В процессе всей работы по ознакомлению с трудом взрослых педагог акцентируют внимание на результатах труда, его значимости для людей («Врач вылечил Ваню — он здоров». «Шофер быстро привез больного в больницу»). Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.
Необходимо привлекать таких детей к работе по группе. Этот труд должен быть посилен и правильно организован. Надо также воспитывать у детей умение одеваться и раздеваться, класть вещи на место в определённом порядке; надо прививать им умение сидеть, вставать при разговоре со старшими, ловкость повседневных движений. Эти нормы поведения важны для всей жизни умственно отсталого ребёнка
При выработке у умственно отсталых детей навыков необходим наглядный показ и многократные повторения. При этом следует подчеркнуть, что любовь и жалость к больным детям должны служить источником большой терпеливости и настойчивости. Раздражительность и применение физического воздействия ещё больше обостряют болезненные особенности умственно отсталых детей.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость.
Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.
Любое трудовое действие требует от человека волевого усилия, а у детей с нарушениями интеллекта страдает эмоционально- волевая сфера. Дети с интеллектуальными нарушениями не могут самостоятельно ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы, контролировать свою работу.
Отношение ребенка к труду во многом зависит и от воспитания в семье.
Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни.
Очень часто родители не заглядывают в будущее своего ребенка, не желают осознавать, что их ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его ценность как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он к этому труду будет подготовлен. Родители до конца не понимают, что трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости. Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Он говорил: «Идея беззаботного детства может принести большой вред будущему».
Больше всего затрудняет вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.
Стимулирование трудовых усилий детей.
Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Не нужно поносить ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку. Макаренко решительно не рекомендует применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была все – таки выполнена.В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора.
Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и в особенности если вы будете возбуждать личную инициативу ребенка, будете учить его видеть необходимость работы самому и по собственному почину выполнять ее, в вашем поручении не будет уже никаких прорывов. Только, если вы запустили дело воспитания, вам придется иногда прибегнуть к принуждению.
Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случае никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.
Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие «+» оценки деятельности ребенка.
Одобрение – простой вид поощрения;
Благодарность – более высокий уровень (награждение).
Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.
Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.
Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, ограничение определенных прав, и т.п.
Употребляя наказание нельзя унижать ребенка, он должен осознавать справедливость наказания.
Различные методы мотивации.
При трудовом воспитании учащихся необходимо использовать различные методы мотивации:
Направление работы на изготовление продукции, имеющей полезное назначение, такая работа вызывала интерес.
Характер учебных занятий был приближен к производственной деятельности. Эмоциональное стимулирование через сознание в учебном процессе ситуации занимательности, ситуации новизны.
Прививались нравственные привычки, то есть устойчивые потребности совершать нравственные поступки.
Для повышения уровня мотивации “слабых” учащихся, вводились нравственно – поощрительные оценки “Молодец!”, “Старательный ученик”, “Лучший ученик”.Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с нарушениями интеллекта, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации, игровых и социальных проб.