Методический материал Использование различных форм для подготовки учащихся 10 – 11 классов общеобразовательной школы к итоговой аттестации (10-11 классы)
Использование различных форм для подготовки учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы к итоговой аттестации
Подготовка учащихся старших классов общеобразовательной школы требует кропотливой систематизированной работы. Особенно, если в классе обучаются дети, требующие повышенного внимания в связи со слабой подготовкой. При планировании работы важно помнить, что большая часть ребят в классе не осознают всей важности подготовки к экзамену, надеются на «авось», не хотят выполнять требования, предъявляемые к ним учителем. И лишь за несколько месяцев до экзамена выпускники «спохватываются».
Кроме основных уроков я провожу факультатив, консультации по подготовке к экзамену. В каникулярное время приглашаю учеников заниматься. Работаем с учащимися индивидуально. Немалую помощь в моей работе оказывают родители учеников. На собраниях, в индивидуальных беседах разъясняю родителям принцип нашей подготовки, прошу контролировать подготовку детей дома.
В 10 классе основная работа направлена на повторение курса русского языка. На уроках занимаемся по пособию В. Ф. Грекова «Русский язык.10-11 классы», учебнику А. И. Власенкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». При подготовке к урокам в 10 классе активно использую материалы методического пособия И. В. Золоторевой «Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс». Для повторения тем фонетики и лексики рекомендую пользоваться материалом учебника А. И. Власенкова, упражнения по этим разделам более интересны, разнообразны. Для повторения словообразования, морфологии и синтаксиса более подходит пособие В. Ф. Грекова.
Повторение провожу блоками: фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, лексика. Блоки в такой последовательности расположены не зря. Повторение темы лексики оставляю на «потом», когда приходит время отрабатывать задания А30, В8 в КИМах. Каждый блок делится на темы.
Фонетика. Характеристика звуков. Орфоэпия.
Словообразование. Способы образования слов. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корне слова. Орфограммы в суффиксах. Орфограммы в окончаниях.
Морфология. Части речи (умение определять части речи). Н и НН в разных частях речи. Разряды местоимений. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Степени сравнения наречий и прилагательных. Производные и непроизводные предлоги. Слитное и раздельное написание слов ТО(ЖЕ), ТАК(ЖЕ), ЗА(ТО) и др. Частицы.
Синтаксис. Виды подчинительной связи слов в словосочетании. Виды сказуемых. Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения, вводные слова (предложения, конструкции), виды сложных предложений с разными видами связи, виды придаточных предложений.
Лексика. Средства художественной выразительности.
Во время повторения любого блока периодические всплывают вопросы, которые не
ограничиваются данной темой, поэтому часто они переплетаются, повторяются, но это только закрепляет знания. Для закрепления темы выполняем упражнения из учебника, задания КИМов, используем дополнительную литературу (учебники разных авторов 5-9 классов, рабочие тетради, сборники тестов и т. д.).
В конце повторения каждой темы провожу проверочные работы в форме тестов, диктантов разных видов, комплексного анализа текста и т. д. Также после повторения каждого блока провожу устный зачет с практическими заданиями. Не все ребята с первого раза сдают зачет, отправляю доучивать. Практика показала, что ученики, зная наизусть правила, применяют их при решении тестов. Интересно наблюдать, как дети радуются, когда, вспомнив правило, смогли применить его и правильно выполнить задание.
Для того чтобы ребятам проще было пользоваться теоретическим материалом, а также для его систематизации я создала папку «Подготовка к единому государственному экзамену по русскому языку». Папка содержит следующие разделы: теоретический материал за курс 5-9 классов, изобразительно-выразительные средства языка, орфоэпические нормы, морфологические нормы, классификация ошибок, подготовка к написанию сочинения. Такую папку имеет каждый ученик.
Но практика показывает, что дети не всегда пользуются папкой, потому что в ней находится материал, который также следует заучивать, а делать этого некоторые ученики не особо хотят. Поэтому на уроках использую различные схемы, алгоритмы. Например, при повторении сложной темы «Н и НН в разных частях речи» даю ребятам алгоритм, разъясняя его пошагово, привожу примеры конкретных слов при использовании алгоритма. После объяснения выполняем ряд упражнений на эти правила. Затем провожу проверочную работу.
Алгоритм «Н и НН в разных частях речи»
1. Определяю часть речи
2. Прилагательное,
образованное от Столько же -н-,
существительного? сколько в слове,
от которого оно
да нет Прилагательное, да образовано
образованное от
-ан- (-ян-) -онн- (-ённ) глаголов нес. вида? нет Наречие?
-ин- корень на -н + -н-
ветреный стеклянный да нет
деревянный
оловянный -н- (н-р, жареный) Причастие,
образованное от
а) если к нему добавить глаголов совер. вида?
зависимое слово
(н-р, жаренный в масле) да
б) если добавить приставку
(кроме не-) -нн-
(н-р, прожаренный) (н-р, сломанный)
Таким образом, вся работа в 10 классе полностью направлена на тщательное повторение курса. Важно добиться, чтобы ребята знали теорию, ориентировались в своих знаниях, умели применять их на практике.
В 11 классе вплотную работаем с КИМами. Каждый ученик имеет перед собой на парте тест. Домашние задания, проверочные, контрольные работы выполняются по КИМам. Разъясняю ученикам принцип выполнения того или иного задания, решаем вместе, обсуждая выбор ответа; ребята работают самостоятельно, сверяя ответы, разбирая неправильные решения.
Необходимо вести учет ошибок, допускаемых ребятами во время выполнения заданий. Для этого я веду листы учета для себя.
Классифицировав ошибки ребят, наглядно вижу, какие вопросы требуют отработки. Также подбираю индивидуально для учеников те задания, в которых они наиболее часто ошибаются. Сравнивая листы с начала их ведения, наблюдаю динамику в выполнении определенного типа заданий. Все листы учета хранятся до сдачи экзамена. Ребята также имеют листы учета, самостоятельно отмечая в них ошибки, которые совершают во время работы.
Такие же листы ведутся отдельно для части С (сочинение). Проверяя сочинения, отмечаю на полях все ошибки, выставляю баллы по каждому критерию. Разъясняю ребятам, за что поставила определенное количество баллов.
Результаты экзаменов последних выпусков (100 % успеваемость) показали эффективность тех форм, методов, о которых я рассказала. Надеюсь, что данный опыт поможет коллегам, особенно молодым специалистам при подготовке детей к экзаменам.
15