Статья Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников через преподавание модуляОсновы мировых религиозных культуркурса ОРКСЭ
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников
через преподавание модуля «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ
(статья из опыта работы Захаровой Галины Геннадьевны)
Тема моего выступления – формирование духовной нравственности учащихся на уроках ОМРК. Хочется немного поделиться своим опытом работы в этом направлении. Духовно – нравственное развитие учеников начальной школы осуществляется на всех предметах. Но особенно при изучении курса ОРКСЭ, который является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов, представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. В нашей школе выбран один из модулей этого курса - "Основы мировых религиозных культур" который даёт педагогу огромные возможности для духовно – нравственного развития учащихся.
Предмет Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности.
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности ( конкретно изучения модулей курса ОРКСЭ), а также определение места духовно-нравственной культуры в его структуре. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание курса и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Цель исследования: Изучение возможностей духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: Развитие духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.
Работа в рамках модуля проходила в несколько этапов. Первый этап прошел в марте месяце. Было проведено родительское собрание по теме «Об изменениях в содержании образования и введении курса ОРКСЭ». Тогда же было проведено анкетирование родителей по выбору модуля и отношению к введению курса. Анкетирование показало настороженность, беспокойство родителей, так как они в полной мере не владели информацией о содержании курса и еще не сформировали собственное отношение. Родители имели возможность посещать уроки в рамках модуля, им оказывалась консультативная помощь по подготовке домашних заданий. Они принимали участие в организации и проведении открытого урока по теме «История религий в России», принимали участие в создании творческих проектов учащихся. Отношение к предмету у многих родителей изменилось в лучшую сторону, что показало новое анкетирование, проведенное на родительском собрании в декабре. Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Использованная литература:
1.Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .
2.Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
3.Уроки нравственности. Полные тексты бесед, общие методические рекомендации, методические разработки каждого урока: книга для учителя / Российский детский фонд; авт. акад РАО А. Лиханов. - М.: Издательский, образовательный и культурный центр "Детство. Отрочество. Юность", 2004. - 256 с., 10 фотогр. - ISBN 5963900107.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023273-9.
5. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19 - 21.
http://www.edu-eao.ru/orkse/main.html