Статья на тему Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры школьника


БЕЗРУКОВА М.П.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу...
А. С. Пушкин
Поиск этико-эстетического идеала и нравственных вершин жизненно необходим молодым людям, ибо «как постигнут они сокровенность свою человеческую, если нет у них пути возвыситься в мыслях»? (Ч. Айтматов). Приобщение к русской национальной традиции может способствовать формированию особого внутриличностного уклада с четкими нравственными ориентирами, которые и будут регулятором поведения.
«Народ, создающий высокий национальный идеал, - утверждал Д.С. Лихачев, - создает и гениев, приближающихся к этому идеалу. А мерить культуру, ее высоту мы должны по ее высочайшим достижениям, ибо только вершины гор возвышаются над веками, создают горный хребет культуры». Таким «горным хребтом» является духовная культура. Понятие «духовность» в этике связывают с внутренней чистотой, свободой от мелочных страстей себялюбивого эго. Зримые формы культуры, как известно, растут из незримого опыта духа. В основе русской культуры, да и государственности, лежит православие. Нужно заметить, что вся русская культура по отношению к этическим ценностям православия находится в трех позициях: либо утверждает, либо отрицает, либо ищет. Ф.М. Достоевский настаивал: «Мы в такой степени русские, в какой степени мы православные».
В сознании русского человека красота неразрывно связана с правдой. От православия Россия приняла бесценный дар - этико-эстетический идеал, к которому она стремится всю свою нелегкую историю, то, сбиваясь с праведного пути, то, возвращаясь на него. Идеал этот – святость. Пока человек не встретит нравственное, он не поймет, в чем безнравственное. Это аксиома православной этики. Если растущему человеку не помочь встретиться с эстетическим идеалом своего Отечества, он может во всю жизнь так и не научиться отличать прекрасное от уродливого, добро от зла.Программа внеурочных занятий «Святая Русь» - это не просто экскурс в историю древнерусской культуры и знакомство с высокохудожественными произведениями великих мастеров, это открытие нравственного идеала, завещанного нам предками. Идеал этот «светит» и в древнерусской храмовой архитектуре, и в иконе, и в литературе, да и во всей истории Святой Руси. Православная культура, как эмоционально-ценностное отношение к жизни, предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, на основе заповедей, данных Богом,   сущности добрых дел, отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.
Каждая тема занятий предполагает как организацию познавательно-творческой деятельности учащихся, так и создание условий для развития духовности, коммуникативных и управленческих умений, мотивации на социокультурный опыт. Важной особенностью внеурочной деятельности является его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание.
Сценарий литературной гостиной «Святые женщины далекой той поры» (в сокращении)
1-й ведущий: Женщины в русской истории… Женщины старой России... Много ли мы знаем о них? Ф.М. Достоевский писал: «Русская женщина смело пойдёт за тем, во что верит». В её слабости таилась огромная сила. Даже в трудное время она не требовала к себе снисходительности.
1-й чтец:
Держа светильники зажжены,
Шли до конца на Божий глас
Святой Руси святые жены,
С икон глядящие на нас.
Равноапостольная Ольга –
Первоугодница еси,
Монахини, княжны…
О, сколько
Святых заступниц на Руси!
2-й ведущий: Имя игуменьи Спасо-Бородинского монастыря Марии Тучковой мало что говорит моим современникам. Велика сила человеческого забвения, и противостоять ей нелегко. Маргарита, Мелания, Мария – три имени, одна судьба. «Любовью века» называли современники историю любви героя войны 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова и его жены Маргариты Михайловны. Они были вместе всего шесть лет.
1-й ведущий: Все современники сходились во мнении: «Редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетаются в такой абсолютной гармонии, как в молодом Тучкове». Александр Тучков, младший из четырёх братьев-генералов, людей той высокой чести и долга, на которых держалась русская армия.
Ах, на гравюре полустёртой,
В один великолепный миг, Я встретила, Тучков-четвёртый, Ваш нежный лик. И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена… И я, поцеловав гравюру, Не знала сна.
Увидев Маргариту, Александр не поверил своим глазам — казалось, что именно эту женщину он искал всю жизнь. Спустя несколько дней полковник официально уже просил руки Маргариты у Нарышкиных, но получил отказ.
Инсценировка
Маргарита: Ну, нужна ли я ему, разведенная, измученная незадавшейся жизнью? Любая девушка сочла бы за счастье носить его фамилию… Но однажды мне передали небольшой конверт. Помню, как непослушные пальцы рвали плотную бумагу. На голубом листке оказались стихи, написанные по-французски, каждая строфа заканчивалась словами: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!»
Маргарита:
Мне говорят: нет такой любви!
Мне говорят: как все, так и живи!
…А она есть! Есть! Есть!
А она здесь, здесь, здесь!
В сердце моем
Теплым живет птенцом,
В жилах моих течет свинцом.
Тучков
Мне нужен свет любви твоей,-
Не омрачай меня сомненьем!
Живешь ты жизнею моей,
А я живу твоим волненьем!
Маргарита
Ты рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер,
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Тучков
Мы рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить…
Маргарита
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете.
2-й ведущий: Четыре года длилась их переписка. Четыре года родители Маргариты раздумывали, стоит ли довериться Тучкову. В 1806г. в Москве они обвенчались. Когда молодые выходили из церкви, к невесте в ноги неожиданно бросился нищий в ужасных лохмотьях и закричал пронзительным голосом, леденящим душу: «Мать Мария, возьми свой посох!» На мгновение все оцепенели.»Маргарита: Испугавшись, я машинально взяла из рук старика сучковатую палку. Тогда я не знала, что в этот миг из рук юродивого приняла свою удивительную и жестокую судьбу…
2-й чтец: Тучковы пережили немало горя и трудностей, прежде чем соединились вместе и навсегда. И дорожили каждым мгновением, проведенным вместе. Но тихое семейное счастье Тучковых продлилось лишь год: весной 1807 года Наполеон вторгся в Пруссию, и Александру Тучкову было приказано спешно явиться в месторасположение своего полка. Тучков очень удивился, что молодая жена не вышла его провожать. «Может, оно и к лучшему, — подумал Тучков, садясь в карету, — долгие проводы — лишние слезы». В тот момент он не обратил никакого внимания на худенького юношу в солдатской шинели, примостившегося рядом с кучером на козлах экипажа. И лишь на ближайшем постоялом дворе он с удивлением обнаружил в юноше… свою любимую Маргариту!
1-й ведущий: Так Маргарита Михайловна начала сопровождать мужа в военных походах и стала настоящим подарком судьбы для всех солдат: она была им и за повара, и за лекаря. Никто никогда не слышал от нее жалоб и упреков, хотя походная жизнь для изнеженной столичной барышни была крайне тяжела. Быстро обучившись в дороге искусству сестры милосердия, Маргарита Михайловна ловко зашивала солдатам рваные раны, накладывала повязки.
А потом… настал день Бородина – 7 сентября. Смерть А.А. Тучкова была ужасной. Когда отважного генерала после ранения выносили с поля боя, французская бомба - начиненный порохом чугунный шар – попала в носилки. И от тела командира ничего не осталось – оно исчезло в этом аду.
2-й ведущий: А после смерти сына, Маргарита Тучкова постриглась в монахини, став игуменьей. Она организовала приют для инвалидов Бородинской битвы, больницу для неимущих, странноприимный дом и амбулаторию, где приходящим оказывали медицинскую помощь. Именно ей мы обязаны тем, что есть ныне Бородинское поле и Спасо-Бородинский монастырь, построенный на её деньги в память о всех убиенных. И именно здесь с подачи генеральской вдовы начнут впервые выпекать душистый хлеб, который сегодня известен всей России как «Бородинский». Долгое время Бородинский хлеб использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году.
Мы предлагаем вам попробовать Бородинский хлеб и помянуть павших героев Отечественной войны 1812 года. (Разносят хлеб)
1-й ведущий: Она не была святой, не совершала чудес, не исцеляла больных и даже не была внесена в церковные анналы как праведница и страстотерпица. Но на самом деле Маргарита Тучкова ею была — точно так же, как и тысячи других русских женщин, которые потеряли близких и остались верными их памяти до конца. Матушка Мария и по сей день незримо пребывает на Бородинском поле, остается хозяйкой в Спасо-Бородинском монастыре.
Любовью путь её отмечен.
Судьбы кровавою чертой.
О, лучшая из лучших женщин!
Склоним колени пред Тобой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Айтматов Чингиз. Статьи, выступления, диалоги, интервью.- М.: Агентство печати Новости, 1989.- 402 с.
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси.- М.: Наука, 1990.-178 с.
Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. – М.: Экзамен, 2011.- 189 с.
ru/wikipedia.org/wiki/Тучкова, Маргарита Михайловна
ru/wikipedia.org/wiki/Тучков, Александр Алексеевич
waterloo.ucoz / Женщины 1812 года