Важность уроков Основы духовно-нравственной культуры народов России в формировании духовно -нравственной культуры кадет.


Важность уроков « Основы духовно-нравственной культуры народов России» в формировании духовно- нравственной культуры кадет.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Все мы несём ответственность за воспитание и обучение наших детей.
Федеральный государственный стандарт общего образования духовно-нравственное образование и воспитание учащихся определяет как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности.
Цель моей статьи определить, какова роль уроков « Основы духовно-нравственной культуры народов России» в формировании духовно-нравственной культуры учащихся.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Почему же в современном мире мы возвращаемся к этим вопросам?
В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью, резкое снижение физической подготовки молодежи. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Получили широкое распространение цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством.
Основной целью преподаваемого предмета является: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
С чего мы (учителя) начинаем? Конечно с родителей! Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. У каждого взрослого человека (родителей) есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета. Заставляем родителей уделить время ребёнку, для этого использую следующие методы:
- интервьюирование; (часто наши дети выступают в качестве корреспондентов, им даётся домашнее задание взять интервью у родителей или бабушек и дедушек)
- проекты; (например, составить родословное древо и герб своей семьи)
- презентации, эссе и т.д.
Так, например, в ходе изучения темы «Род и семья» ( это исток нравственных отношений) я могу предложить воспитанникам выполнить следующие задания: внимательно прочитать или прослушать в исполнении авторов стихотворения о семье и приготовиться ответить на вопрос: Зачем человеку нужна семья? Все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются?
Делаю вместе с воспитанниками выводы: своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями все семьи отличаются. Традиции семьи передаются из поколения в поколение. В беседе с родителями узнаю о том, что дети стали интересоваться историей семьи, им интересно кто были их предки, чем они занимались, откуда родом, какими были их семейные традиции. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Также на уроках использую сказки, песни.
Например, сказка В.А. Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе». Через обсуждение этой сказки я подвожу детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.
Музыкальная пауза: песню Л.Лещенко «Родительский дом». Вы слушайте внимательно, а затем мне ответите на вопрос: Понравилась ли вам эта песня? Какие строчки песни вам больше всего понравились? Согласны ли вы с автором песни? В чем смысл этой песни? Какие вы можете привести примеры песен о семье?
В нравственном воспитании воспитанников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане на уроке с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев. Совместная деятельность детей способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Можно использовать огромное количество притч о друзьях. Так, например, о Дамоне и Финтии.
Часто я использую следующие задания: заверши пословицу…
Делаем вывод: чтобы стать хорошим другом необходимо…
Есть большое количество небольших рассказов о дружбе в журналах «Воспитание школьников». Такие уроки способствуют развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Воспитанию гражданственности, патриотизма, любви к Родине способствуют уроки по теме «Россия - наша Родина», «Защитники Отечества». Ребята на таких уроках узнают о героизме русского народа, об их любви и беззаветной преданности Родине, о готовности отдать свою жизнь за свободу и независимость своей страны.
Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться. Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины». Дети выполняют проекты в различных форматах: это могут быть презентации, стенгазеты, фотовыставка и т.д.
При подготовке к учебным занятиям приходиться планировать так учебный процесс, чтобы он вызвал не только интерес у учащихся, но и отклик их душевных размышлений и переживаний. На каждом уроке присутствуют элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности воспитанников. Особый интерес на уроке у детей вызывает форма работы в группах, конструирование церкви, мечети из деталей конструктора, изготовление открыток к христианским праздникам, составление кроссвордов, презентаций к урокам.
 Интерактивные методы позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Проявляю творчество при проведении уроков, составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использую ресурсы интернет, где находятся необходимые песни, репродукции, мультфильмы. Через игровые задания пополняется словарный запас наших воспитанников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Как показывает анализ содержания предмета, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, добродетель, мораль, нравственность, добро, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство. Если мы обратимся к тематике занятий, то увидим, что каждое из них направлено на формирование основ нравственности, толерантности, сострадания, милосердия и др.
Результатом проведённых уроков по данному курсу становится обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.       
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявляется умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
   Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках духовно-нравственной культуры народов России, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания, помогут сформировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.