Формирование экологической культуры школьников через погружение в естественную природную среду посредством туристических походов
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОГРУЖЕНИЕ В ЕСТЕСТВЕННУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ
Машанова Елена Александровна
МАОУ СОШ № 46, г.Улан-Удэ
Республика Бурятия – субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского Федерального округа, расположена в южной части Восточной Сибири, в Забайкалье. На Юге граничит с Монголией, на Востоке – с Читинской областью, на Западе – с Иркутской областью.
Республика Бурятия входит в горную зону, занимающую значительную часть юга Восточной Сибири.
Расчлененность рельефа, экотонное положение на границе таежной и степной зон определяют развитие здесь уникальной природной среды, характеризующейся высоким уровнем биологического разнообразия и повышенной чувствительностью к внешним воздействиям.
На территории Бурятии находится большая часть (около 60% береговой линии) озера Байкал – самого глубокого пресноводного озера в мире, включенного ЮНЕСКО (1996 г.) в список объектов всемирного наследия. Из 2628 видов животных, обитающих здесь более половины являются эндемиками (Байкаловедение, 2009). На территории республики также обитает не мало видов, относящихся к категориям редких и исчезающих. В Красную книгу Бурятии занесено 185 таксонов животных, 282 таксона растений и грибов.
К настоящему времени в республике сформирована развитая сеть ООПТ. Природно-заповедный фонд составляет 3262,2 тыс.га (6 % территории республики). Однако существующей сети ООПТ недостаточно для надежного сохранения экологических систем и биологических видов на фоне все возрастающего антропогенного воздействия на природную среду.
Определяющую роль в сохранении биологического разнообразия играет отношение человека, уровень его экологической грамотности и культуры. И очень важно думая о будущем, начать что-то менять уже в настоящем. Не случайно идея формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, нашла отражение в требованиях к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО.
В виду отсутствия в школьной программе предмета экология, основы экологической культуры закладываются на уроках биологии. Но мозг ребенка устроен так, что он с трудом воспринимает сухие факты. Ценностное отношение можно сформировать только через погружение в естественную природную среду, когда информация воспринимается всеми сенсорными системами организма.
Еще К.Д Ушинский отмечал: «Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».
Существуют различные формы работы с детьми, позволяющие реализовать это условие.
В том числе и школьный туризм.
Туризм предполагает перемещение человека в пространстве от места его постоянного проживания в другие места с конкретной целью или целями (Куликов, 1997).
Туристическая работа в школе может включать разнообразные формы: походы (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, пешие и транспортные экскурсии, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, турлагеря (Рябов Е.Г., 1983).
У каждой из форм есть свои плюсы и минусы. Например, ограничивающими факторами для участия детей в туристских походах, слетах и соревнованиях являются наличие соответствующего оборудования, физической и специализированной подготовки, а также медицинские показания по состоянию здоровья. В то время как в экскурсиях могут принять участие все желающие.
Тем не менее, с педагогической точки зрения наиболее эффективной формой экологического воспитания и всестороннего развития личности ребенка является туристический поход.
Поскольку поход может дать тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу.
радостные переживания (эмоциональность);
любопытная, полезная информация (познавательность);
укрепление здоровья,
физическое развитие;
яркие впечатления (восприятие);
разного рода полезные умения, навыки;
Неподдельную радость ребенка вызывают различные природные объекты, которые не встретишь на каждом шагу в городской среде. Это может быть и красивая бабочка и причудливой формы дерево, и свисающие с ветвей деревьев лишайники. Тут же возникает масса вопросов, на которые хочется найти ответы, докопаться до самой истины. Возникает мотивация активной познавательной деятельности, способствующей повышению образовательного уровня ребенка, и в то же время происходит осознание невидимой грани между красотой и хрупкостью мира природы, возникает желание сохранить. Не поймать бабочку, а запечатлеть на фотоаппарат.
Физическое развитие и укрепление здоровья школьников происходит за счет повышения двигательной активности в экологически безопасных условиях вдали от техногенного влияния городской среды. Причем самым простым, физиологически доступным любому из нас способом ходьбой. Не обойтись в походе без знаний по медицине, гигиене, физиологии, необходимых для профилактики заболеваний и травматизма, оказания первой доврачебной помощи, а также информация о методах саморегуляции во время физических нагрузок, полученные на уроках. А значит, этот материал будет прочно усвоен участниками похода.
Также в туристской деятельности происходит коммуникативное развитие школьников. Ведь само участие в походах в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представления о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности.
Кроме того, в туристских походах дети приобретают навыки практической природоохранительной деятельности: они убирают место привала, собирают сухие ветки, учатся правильно выбирать место для костра, утилизировать бытовой мусор, следовать по тропе, не нарушая естественный покров вокруг, делают кормушки для птиц.
Систематическое включение учащегося в туристическую деятельность расширяет его представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.
Таким образом, в туристических походах у школьников не только повышается уровень биологических и экологических знаний, но и в значительной степени изменяется мотивация поступков в природе, что способствует повышению экологической культуры. Через общение, преодоление препятствий и трудностей, которые сопровождают каждый туристический поход, происходит становление здоровых, всесторонне образованных, любящих свою страну и природу людей.
Литература:
Байкаловедение: учеб. пособие / Н.С.Беркин, А.А.Макаров, О.Т.Русинек. - Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2009. - 291 с.
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. В поход с классом. – Сфера, 2004. – 96 с.
Куликов В.М. Школьный туризм. Концепция с критическими оценками современного состояния (28 тезисов). Вестник детско-юношеского туризма в России. 1997. - №3 (23). - С.16-24.
Рябов Е.Г. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. - Физкультура и спорт, 1983. - 160 с.
ООПТ – особо охраняемые природные территории
ГђЗаголовок 1<ђЗаголовок 2ГђЗаголовок 315