Программа по внеурочной деятельности В мире дорожных знаков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борцовская СОШ № 5»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире дорожных знаков»
Составитель Мох Л.В.
Борец
В мире дорожных знаков
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
«Примерной программы внеурочной деятельности начального и общего образования» В.А.Горского, А.А.Тимофеева, Д.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010г.;
Программы становления основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста, рекомендована Научно-методическим советом Избирательной комиссии Республики Хакасия (протокол № 2 от 23 ноября 2007 г.) и коллегии Министерства образования и науки Республики Хакасия (протокол № ГОС-1 от 14 февраля 2008 г.);
Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012гг», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №100.
Программа предназначена для реализации в смешанной группе, состоящей из учащихся первых классов. Данная программа ориентирована на достижение результатов 2- ого уровня, направленная на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания.
Цель программы –
создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи программы:
1. развивать интерес у обучающихся к правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах города;
2. формировать мотивационно - поведенческую культуры учащихся в условиях общения с дорогой;
3. прививать ученикам необходимых навыков применения полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Основным направлением внеурочной деятельности является профилактическая работа.
Виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность.
Познавательная деятельность.
Проблемно-ценностное общение.
Художественное творчество.
Структура программы
«ПЕШЕХОДНАЯ АЗБУКА» - знакомит учащихся с историей появления автомобиля и Правил дорожного движения, учит правилам дисциплинированного поведения на дороге, особенностям движения пешеходов, а так же позволяет на практике отработать усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
«ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ» - направлен на формирование у обучающихся умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Позволяет моделировать дорожные ситуации для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.
«ДОРОЖНЫЕ ЛОВУШКИ» - позволяет учащимся познакомиться с «бытовыми» привычками на дороге, формирует представление о «дорожных ловушках» - ситуации обманчивой безопасности, а так же правилах безопасного поведения в данных ситуациях.
Учебно-тематический план
№
тема
всего
теория
практика
1
«Пешеходная азбука »
13
5
8
2
«Игра – дело серьезное»
13
13
3
«Дорожные ловушки»
8
4
4
Всего
34
9
25
На изучение курса отводится 1час в неделю, всего 34 часа.
Методы работы, формы внеурочной деятельности, используемые на занятиях.
Игры - упражнения;
Познавательные беседы;
Викторины;
Работа с учебной книжкой-тетрадью;
КТД (коллективное творческое дело);
Образовательные экскурсии;
Встречи с работниками ГИБДД;
Практические занятия
Организация промежуточного и итогового контроля
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функцию.
Для определения ожидаемого результата проводится промежуточный (в конце первого полугодия) и итоговый (в конце года) контроль. Контроль проводится в следующих формах:
- игры – соревнования;
- урок – зачет;
- тестирование
Общая характеристика программы
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Программа «В мире дорожных знаков» необходима для того, чтобы дети успешно усвоили правила безопасности на дорогах, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа учитывает интересы детей, возрастные особенности, а так же рекомендации работников ГИБДД. Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше дети научатся культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Образовательный процесс состоит из трех видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных книжках-тетрадях);
- практическая отработка координации движений в играх-упражнениях, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Принципы обучения по программе
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. Поэтому необходимо формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Основное содержание
Раздел 1. «Пешеходная азбука» (13 час).
Дорога в школу и домой
Почему на улице опасно?
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.
Где и как надо переходить дорогу.
Наш друг светофор (светофор и его сигналы).
Дорожные знаки.
Встреча с сотрудниками ГИБДД.
Практические занятия.
Я - пешеход. Экскурсия
Учимся соблюдать ПДД. Зачетное занятие
Раздел 2. «Игра – дело серьезное» (13 часов)
Угадай дорожный знак (настольная игра).
Пешеход – водитель (сюжетно-ролевая игра).
Игра – тренировка «Где ошибка?»
Викторина «Мой друг Светофор»
Тренинг «Справлюсь ли я с опасной ситуацией».
Блиц – турнир «Пешеходы»
Игра на внимание «Запомни сигналы регулировщика»
Игра – тренировка «Что можно и что нельзя».
Угадай дорожный знак ( настольная игра)
Игры на развитие внимания и координацию движений.
Дидактическая игра «Где ошибка?»
Зачетное занятие
Раздел 3. «Дорожные ловушки» (8 часов)
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
Не попади в ловушку (настольная игра).
«Бытовые » привычки на дороге.
Экскурсия «Дорожные ловушки».
Взаимопомощь на дороге.
Ситуации на дороге (анализ ДТП).
Зачетное занятие «Знающий пешеход»
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Для организации процесса обучения используются:
- учебный кабинет ;
- актовый зал;
- спортивная площадка,
Также используются: знаки дорожного движения, телевизор, компьютер, мультимедийный проектор. Видео-, кино фильмы, плакаты по правилам дорожного движения, аптечка, уголок юного пешехода, пешеходная дорожка (3 этаж)
Список литературы
Список литературы для обучающихся:
Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го класса / Под общ. ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2008.
Список, используемый учителем:
Все обо всем. /Издательство «Астрель», г. Москва, 2001 г.
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения/ Никитина Б.Г., Зуева Т.Э.; Под рук. Барканова С.В. , Никоновой О.А. – М., 2001
Примерные программы внеурочной деятельности начального общего образования / В.А.Горский. – М., Просвещение, 2010.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. – М.: Третий Рим, 2005.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
№
занятия
Дата
по плану
Дата
по факту
Название
раздела
Тема занятия
1
1
1 четверть
02.09
Пешеходная азбука (13 ч.)
Дорога в школу и домой.
2
2
09.09
Почему на улице опасно?
3
3
16.09
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.
4
4
25.09
Где и как надо переходить дорогу.
5
5
02.10
Наш друг светофор (светофор и его сигналы).
6
6
09.10
Дорожные знаки.
7
7
18.10
Дорожные знаки.
8
8
25.10
Дорожные знаки.
9
9
1.11
Викторина по пдд
10
1
2 четверть
15.11
Практические занятия(рекреация 3 этажа)
11
2
22.11
Практические занятия(изготовление светофора)
12
3
29.11
Я – пешеход. Экскурсия по микрорайону
13
4
06.12
Учимся соблюдать ПДД.
14
5
13.12
Игра – дело серьёзное
(13 ч.)
Угадай дорожный знак (настольная игра).
15
6
20.12
Пешеход – водитель (сюжетно – ролевая игра).
16
7
27.12
Игра – тренировка «Где ошибка?»
17
1
3 четверть
13.01
Викторина «Мой друг Светофор».
18
2
20.01
Тренинг «Справлюсь ли я с опасной ситуацией».
19
3
27.01
Блиц – турнир «Пешеходы»
20
4
03.02
Игра на внимание «Запомни сигналы регулировщика».
21
5
10.02
Игра – тренировка «Что можно и что нельзя».
22
6
17.02
Изготовление дорожных знаков.
23
7
24.02
Угадай дорожный знак (настольная игра).
24
8
03.03
Игры на развитие внимания и координацию движения.
25
9
10.03
Дидактическая игра «Где ошибка?»
26
10
17.03
Зачётное занятие.
27
11
07.04
Дорожные ловушки
(8 ч.)
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
28
1
4 четверть
14.04
Не попади в ловушку (настольная игра)
28
2
21.04
«Бытовые» привычки на дороге.
30
3
28.04
Экскурсия «Дорожные ловушки».
31
4
05.05
Взаимопомощь на дороге.
32
5
12.05
Ситуации на дороге (анализ ДТП)
33
6
19.05
Ситуации на дороге (анализ ДТП)
34
7
26.05
Зачётное занятие «Знающий пешеход».
15