Технологическая карта урока на тему География: древняя и современная наука(5 класс — ФГОС, СФЕРЫ))


УРОК №1
Технологическая карта урока географии 5 класс ФГОС
Предмет География
Класс 5
Тема урока География: древняя и современная наука.
Цель урока Сформировать представления о географии как науке, основных этапах её развития, о науках, входящих в её состав, о профессиях, связанных с географией.
Задачи урока Образовательные: сформировать понятие «география», рассмотреть основные этапы развития науки с древности до наших дней, рассмотреть науки, входящие в географию.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.
УУД Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты Предметные:
Смогут: устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций, определять понятие «география».
Личностные:
Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; основы экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные:
Регулятивные:
Смогут: самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные:
Смогут: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст), определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные:
Смогут: осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.
Основные понятия «География», направления географии, географические науки.
Межпредметные связи история
Ресурсы урока Учебник (с. 5-9), атлас, к/к, тетрадь-тренажёр (с. 3), тетрадь-практикум (с. 3), тетрадь-экзаменатор (с. 3), компьютер, проектор, интернет, ЭОР.
Формы урока Фронтальная, групповая.
Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1) Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Подготовка к уроку, приветствие учителя Самоконтроль готовности к уроку (Р)
2) Мотивация учебной деятельности и целеполагание Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Слушают, делают свои выводы,
определяют тему урока. Формулирование темы и цели урока. Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р).
3) Изучение нового материала (усвоение новых знаний) 1. Предлагает
познакомиться с учебником, УМК и правилами работы с ними (с.5-6)
2. Подводит к понятию «география»
3.Формулирует понятие «география» и говорит об Эратосфене как родоначальнике науки (с.8)
4. Рассказывает о истории формирования науки, совместный анализ карты (с. 8)
5. Рассмотреть задачи, которые решает география и географические науки, которые помогают их решить (с. 9, рис. 2) Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность,
принимают участие в диалоге с учителем. Записать в тетради понятие «география», имя – Эратосфен, годы его жизни, сформулировать задачи, решаемые географией. Определение понятия «география»,
устанавливание этапов развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Понимание значимости географических знаний для практической жизни людей, поиск нужной информации (П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р).
Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).
4) Физкультминутка (здоровьесберега-ющий компонент)
«Игра на внимание» Говорит утверждения:
1. позже всех были открыты: Европа, Австралия, Африка, Антарктида, Азия
2. самые ранние географические методы познания мира: эксперимент, описание, прогнозирование, наблюдение, моделирование.
3. как называлась эпоха расцвета географии: эпоха древнего мира, эпоха ВГО, эпоха Средневековья Слушают утверждения и, если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок. Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. 5) Закрепление нового материала Организует работу в рабочей тетради:
Из текста учебника с. 9 найти и выписать задачи, решаемые географией. Работают с учебником и
записывают в тетради задачи географии. Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Рассуждение (Л), поиск нужной информации (П).
Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р).
6) Закрепление новых знаний Задает вопросы для беседы:
- когда появилась география как наука?
- какой главный метод использовался географией в древности?
- кто впервые ввёл термин «география»?
- когда география была «королевой» наук?
- на какие ветви делится география?
- какие вы запомнили географические науки?
- как вы думаете, чем занимаются медицинская и военная география? Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Использование приобретенных знаний и умений. Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).
7) Рефлексия Подводит итоги урока.
Продолжите фразу на листочке:
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3. Урок для меня показался
коротким / длинным
4. За урок я
не устал / устал
5. Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7. Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке
2 3 4 5
Комментирует и выставляет оценки за урок. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Оценка достигнутых результатов (Р).
8) Домашнее задание Параграф 1 (вопросы), записи в тетради, готовиться к географическому диктанту. Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. Самоконтроль и взаимоконтроль (К).