Рабочая программа Землеустройство для 8 класса



Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Программа по элективному курсу разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 г. №212-З « О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального, основного общего, и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
Приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и
дополнениями);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008г. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»
Уставом МБОУ Избердеевской средней общеобразовательной школы;
Районной целевой программой: «Модернизация системы образования Петровского района на 2013-2015г.г.»;
Ведомственной программой «Наши дети на 2013-2015г.г.
Программой «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального основного, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным Программам в Петровском районе на 2013-
2015г.г.»
Приказ Министерства образования России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего , среднего общего образования».



Пояснительная записка

Программа элективного курса «Землеустройство Тамбовской области» является теоретической дисциплиной, в которой раскрываются основные положения науки о землеустройстве. В ней излагаются методические основы и общая теория землеустройства, закономерности его развития, объект, содержание, виды, принципы, природные и экономические факторы землеустройства, основные вопросы исторического опыта землеустройства.
При разработке данного элективного курса по землеустройству, был учтен особый интерес учащихся сельской школы к сельскохозяйственной тематике. Предлагаемый курс рассчитан для учащихся 8 класса. Теоретические основы землеустройства являются основой для таких дисциплин как землеустроительное проектирование, земельное право с основами гражданского и административного, земельный кадастр и мониторинг земель.

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель - изучить общую теорию, закономерности развития, содержание, виды, принципы, задачи землеустройства. Рассмотреть земельный фонд Тамбовской области и землепользование, природные, экономические и социальные условия и факторы, влияющие и учитываемые при землеустройстве. Изучить исторический опыт землеустройства и его использование, земельную политику и землеустройство в современных условиях, основные этапы развития землеустроительной науки, учащиеся знакомятся с основной терминологией, относящейся к землеустройству.
Задачи:
способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей;
формировать устойчивый интерес к землеустройству, способности воспринимать его исторические особенности;
подготовить учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Возрастные особенности детей

Программа разработана для учеников 8 класса (13 - 14 лет). Этот возраст называют подростковым. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги.

Сроки реализации: 1 год Возраст обучающихся: 13-14 лет

Место учебного предмета «Землеустройство Тамбовской области» в федеральном базисном учебном плане

Данная программа разработана в полном соответствии с проектом школьного компонента государственного образовательного стандарта. Школьный учебный план для образовательных учреждений отводит VII классе по 17 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Формы организации образовательного процесса

Коллективные, групповые, индивидуальные. Обучение ведется в форме лекционно-семинарских и практических занятий.

Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно-коммуникационные, личностноориентированное обучение, элементы проектной деятельности.

Виды и формы контроля.
текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.
а) по способу проверки:
устный (беседа, контрольные вопросы);
письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);
практический;
б) по охвату учащихся:
индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды);
групповой (кроссворды, лото, игры);
фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).










Учебно-тематическое планирование

№ Тема Количество часов
1 Введение. 1
2 Земля как средство производства. 1
3 Земельный строй и земельная реформа. 1
4-5 Земельные ресурсы Тамбовской области и их использование. 2
6 Исторический опыт землеустройства в нашей стране. 1
7 Закономерности развития землеустройства. 1
8-9 Понятие, задачи и содержание землеустройства. 2
10-11 Виды и принципы землеустройства. 2
12-13 Свойства земли и природные условия, учитываемые при землеустройстве. 2
14-17 Система землеустройства. 3


Содержание программы

Введение (1 ч.)
Земля - основа жизни и деятельности народов, источник общественного богатства. Значение рационального использования земли в развитии сельского хозяйства и всего народного хозяйства. Общее понятие о землеустройстве, как объекте землеустройства. Роль землеустройства в осуществлении аграрной политики, земельных преобразований, организации рационального использования и охраны земли, в развитии агропромышленного комплекса. Задачи и содержание землеустройтсва в свете законодательства Российской Федерации. Основные задачи землеустройтсва в современных условиях. Предмет, метод и содержание дисциплины. Ее связь с другими землеустроительными дисциплинами и другими дисциплинами учебного плана. Место курса в системе подготовки инженера- землеустроителя.

Земля как природный ресурс и средство производства(1 час) Место и роль земли в общественном производстве. Земля как предмет труда, орудие труда, средство производства, пространственная основа. Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве. Особенности земли как средства производства и ее отличие от других средств производства. Средства производства, неразрывно связанные с землей, их экономическое значение. Земля – пространственная основа размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. Земля – природный ресурс и объект социально-экономических интересов и связей. Определение понятия «земли», применяемое в землеустройстве.

Земельный строй и земельная реформа (1 ч).
Понятие земельных отношений и земельного строя. Виды собственности на землю. Их экономическое, правовое и техническое значение.
Смысл и значение понятия «землепользование». Границы землепользований.
Землеустройство и организация территории. Земельный строй, существовавший до земельной реформы. Земельная реформа и ее проведение в России. Землеустроительные работы в ходе реформы. Основные особенности современного земельного строя России.


Земельные ресурсы Тамбовской области и их использование (2 ч) . Состав и использование земельного фонда Тамбовской области. Категории земель. Земельные угодья. Землеобеспеченность. Земельное хозяйство. Понятие рационального использования земель. Пути решений проблем рационального использования земель. Понятие, содержание и задачи охраны земли. Формы и методы охраны земель: правовые, экономические, землеустроительные, инженерные и другие. Контроль за использованием земли и ее состоянием.

Исторический опыт землеустройства в нашей стране (1 ч.).
Значение исторического опыта землеустройства для понимания закономерностей развития современного землеустройства. Объективные причины и условия зарождения землеустройства. Социальная природа землеустройства. Общие цели землеустройства в любом общественном строе.
Основные виды межевания и землеустройства в дореволюционной России. Основные этапы развития землеустройства в послереволюционный период. Использование исторического опыта землеустройства в современных условиях.

Закономерности развития землеустройства( 1 ч.).
Основные закономерности развития землеустройства. Землеустройство – составная часть общественного способа производства. Интересы государства в использовании земли.
Развитие землеустройства в соответствии с потребностями общественного производства и задачами развития народного хозяйства. Положительная роль землеустройства в организации использования земли. Совершенствование содержания и методов землеустройства на научной основе. Землеустройство как объект науки. Землеустроительная наука как система знаний о землеустройстве.

Понятие, задачи и содержание землеустройства (2 ч.).
Определение землеустройства. Понятие организации использования земли. Землеустройство как система мероприятий. Основные задачи современного землеустройства. Экономическое значение землеустроительных решений. Правовые основы землеустройства. Земельное законодательство, законы и подзаконные акты. Техника землеустройства. Специфическая особенность землеустройства – графическое изображение результатов обследований и проектных решений на планово-картографических материалах. Геодезические работы при землеустройстве. Технические приемы проектирования.
Состав и характеристика землеустроительных действий в соответствии с земельным законодательством. Виды землеустроительных работ. Связь землеустройства с другими мероприятиями.

Виды и принципы землеустройства (2 ч).
Виды землеустройства. Основы деления землеустройства на два вида и их особенности.
Понятие составных частей и элементов проекта землеустройства. Определение.
Вопросы, решаемые в проектах.
Внутрихозяйственное землеустройство. Определение. Необходимость внутрихозяйственного землеустройства для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств. Составные части и элементы проекта внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств.
Межхозяйственное землеустройство. Образование и упорядочение землепользований. Содержание понятия «организация землепользования». Определение межхозяйственного землеустройства. Объекты и цели межхозяйственного землеустройства. Рациональное землепользование. Составные части проекта межхозяйственного землеустройства. Понятие – межевание. Определение. Межевые знаки.
Задачи, решаемые каждым видом землеустройства по организации использования и охраны земель.
Связь землеустройства (обоих видов) с организацией производства. Взаимосвязь и различие межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.
Понятие о принципах землеустройства. Основные принципы землеустройства, их сущность и содержание.
Соблюдение земельного законодательства, укрепление устойчивости и совершенствование землепользования.
Рациональное использование земли для производственных и социальных целей, при соблюдении приоритета экологических требований по ее охране.
Сочетание интересов общества с интересами землепользователей, владельцев и собственников земли при соблюдении приоритета сельского хозяйства.
Согласование организации территории с перспективами развития хозяйства, планами использования и охраны земельных ресурсов.
Создание территориальных условий для повышения эффективности производства. Учет природных, экологических и социальных условий.

Свойства земли и природные условия, учитываемые при землеустройстве (2 ч).
Свойства земли, как средства производства, их связь с природными условиями, влияние на сельскохозяйственное производство. Необходимость учета при землеустройстве.
Пространственные свойства земли. Их влияние на производство. Учет при землеустройстве.
Рельеф местности. Формы рельефа. Учет влияния на организацию территории.
Почвенный покров и его учет при землеустройстве.
Растительный покров и учет естественной растительности при землеустройстве. Гидрографические и гидрогеологические условия. Значение обеспечения водой населения и производства. Учет сведений об обеспеченности территории водой при землеустройстве.
Учет при землеустройстве климатических условий.
Влияние свойств земли и природных условий на решение землеустроительных задач.

Система землеустройства ( 3 ч).
Общее понятие о системе землеустройства. Предпроектные и проектные землеустроительные документы. Схемы и проекты. Система землеустроительной документации.
Назначение, определение и содержание схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства на перспективу и целевых программ. Расчетные сроки.
Проект землеустройства. Определение. Его значение. Объекты проектирования. Исходные данные для составления проекта. Содержание проекта. Принципы проектирования.
Рабочий проект: определение, содержание, состав; виды рабочих проектов.
Землеустроительный процесс: состав и очередность действий, содержание. Проектирование – важнейшая часть землеустроительного процесса.
Проектная документация: состав, содержание текстовой и графической части, оформление.
Осуществление проекта землеустройства и авторский надзор.
Землеустроительное обслуживание.
Землеустроительные органы Тамбовской области. Функции землеустроительных органов. Землеустроительная служба. Проектные и научно-исследовательские институты.















В результате изучения дисциплины ученик должен:

Знать: понятия, основные положения противоэрозионной организации территории; методы получения, обработки и использования кадастровой информации и основ получения мониторинговых данных земель;
Уметь: применять на практике методы, приемы и порядок разработки проектов землеустройства с комплексом противоэрозионных мероприятий; технологии сбора, систематизации и обработки информации для проектных и предпроектных разработок по рациональному использованию и охране земель от деградации в системе управления земельными ресурсами;
Владеть: навыками применения информационных технологий для решения задач государственного кадастра недвижимости и мониторинга земель, использовании данных кадастра недвижимости и мониторинга земель для эффективного управления земельными ресурсами.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Список основной и дополнительной литературы


а) основная литература

1. Учебное пособие по разделу «Региональное землеустройство» для студентов специальности 120301 – «Землеустройство» / [сост.: З.Р. Тлехас, М.М. Брантова]. - Майкоп : Магарин О.Г., 2013. - 116 с.

б) дополнительная литература

1.Землеустроительное проектирование: учеб. - метод. пособие / [сост.: М.М. Брантова, З.Р. Тлехас]. - Майкоп : Магарин О.Г., 2011. - 127 с.
2. Сулин М.А. Современное содержание земельного кадастра / М.А. Сулин, В.А. Павлова, Д.А. Шишов. – СПб.: Проспект Науки, 2011. -272с.
3.Участковое землеустройство[сост. М.М. Брантова]. - Майкоп : А.А. Григоренко, 2010. - 42 с.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Yahoo (http://www.yahoo.com)
Google (www.google.com)
Яндекс (http://www.yandex.ru или www.ya.ru)
Апорт (справочник) (http://aport.ru) 5/ Rambler (http://www.rambler.ru)
Федеральный кадастровый центр «Земля» (http://www. fccland.ru)
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - Росреестр (http://www.rosreestr.ru/)


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Yahoo (http://www.yahoo.com)
Google (www.google.com)
Яндекс (http://www.yandex.ru или www.ya.ru)
Апорт (справочник) (http://aport.ru) 5/ Rambler (http://www.rambler.ru)
Федеральный кадастровый центр «Земля» (http://www. fccland.ru)
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - Росреестр (http://www.rosreestr.ru/)

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает:
библиотечный фонд филиала МБОУ Избердеевской сош в с. Дубовое;
компьютерный класс ;
мультимедийное оборудование для чтения лекций-презентаций.
Приложение 1


Календарно - тематическое планирование


№ Темы занятий Кол-во часов
Дата проведения
план факт
1 Введение. 1
2 Земля как средство производства. 1
3 Земельный строй и земельная реформа. 1
4-5 Земельные ресурсы Тамбовской области и их использование. 2
6 Исторический опыт землеустройства в нашей стране. 1
7 Закономерности развития землеустройства. 1
8-9 Понятие, задачи и содержание землеустройства. 2
10-11 Виды и принципы землеустройства. 2
12-13 Свойства земли и природные условия, учитываемые при землеустройстве. 2
14-16 Система землеустройства. 3
17 Итоговое занятие 1