Конспект урока русского языка по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»
Цели: 1) показать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки; 2) развитие устной и письменной речи; расширение словаря; коррекция памяти, логического мышления учащихся на основе упражнений в группировке языкового материала; 3) воспитание интереса и положительного отношения к предмету.
Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, объяснять языковые явления и процессы.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: компьютер, карточки, учебник
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Положительная установка
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.
2. Развитие слухового восприятия (за экраном)
- Какое сегодня число?
- Кто сегодня дежурный?
- Какой сейчас урок?
- Сейчас будем проверять домашнее задание. Откройте тетради.
II. Проверка домашнего задания
- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?
III. Орфографическая разминка
1. Словарная работа
- Посмотрите на слова и запишите их в точной последовательности:
гимнастика
осанка
снаряд
чемпион
тренер
тренироваться
- Какое слово лишнее? (нужно убрать карточку со словом тренироваться)
- На какие две группы можно разделить слова? (первая группа – слова, относящиеся к 1 склонению, вторая – слова 2 склонения)
2. Работа по карточкам (в карточках даны слова и словосочетания, в которых ранее были допущены ошибки)
- Откройте тетради и выполните задание из карточки
Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:
(Не)отремонтирова(нн, н), (не)годующий взгляд, (не)вида(нн, н)ая кр..с..та, кваше(нн, н)ая капуста, (дальне)восточный, (не)мог, кого(либо), (сельско)хозяйственный, выр..стали, пятими(лл, л)ионный, (не)напоминало, о син.. шарф.., в тёмн.. пруду
Взаимопроверка
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы по образцу
IV. Повторение пройденного
- Закончите фразы:
Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …
К служебным частям речи относятся …
Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это …
Союзы бывают …
Ответы: (служебные) (предлоги, союзы, частицы) (союз) (простые и составные; сочинительные и подчинительные)V. Подготовка к изучению новой темы
1. Лингвистическая разминка
- Поразмышляйте над загадкой старинной легенды
- Вот какую роль может сыграть такая крошечная запятая!
Вывод: Знаки препинания выполняют важнейшую функцию в тексте. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.
2. Знакомство с темой урока
- Вы легко узнаете тему урока, если хорошо помните алфавит.
А
За О
пред Д
тая У
ямиЙ
дуЧ
союз
Щном Э
пред Х
в ЫсложЮложе Ь
ном
М
ми В
пяС
ложениЖ
меж Л
просты Я
нии
(Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении)
(Запись темы в тетради)
3. Целеполагание
- Так как в самой формулировке темы заключено правило, то вам легко будет определить цели сегодняшнего урока.
(Определение целей: узнать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки)
VI. Работа по теме урока
1. Анализ предложений (предложения записаны на доске)
- Объясните постановку знаков препинания. Выделите грамматические основы, постройте схемы предложений. Отработайте орфограммы в словах с пропущенными буквами и скобками.
1. Месяц ещё не вст..вал, и только две звёздочки сверкали на (тёмно)син..м своде.
2. Когда туман ра..сеивался порывами ветра, на востоке можно было разл..чить чуть с..невший ровный берег.
3. Погода была тихая, и пруд словно заснул.
4. Со(?)нце на пустынной наб..режной пр..гревало сквозь туман, и всё сияло перед глазами.
5. Если дед ух..дил из дома, бабушка устраивала на кухн.. интереснейшие собрания.
(№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали№ 2 (Когда – =), [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить
№ 3 [– = ], и [– =] погода была тихая, и пруд заснул
№ 4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и всё сияло
№ 5 (если – =), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала)Общий вывод:
- Как узнать, простое предложение или сложное? (Выделить основы)
- Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации? (Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая)
ФизминуткаКомплекс упражнений В.Ф.Базарного (сидя или стоя)
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Чтение правила
- Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода, обратимся к учебнику на стр. 151. Какое правило предлагают нам авторы учебника? (Чтение теоретических сведений)
2. Упр. 364 (1, 2, 5) – комментированное письмо, составление схем на доске.
(№ 1 [= –], и [= и – ] светился снег, и чернели тропы- Какой союз соединяет предложения?
- Что соединяет союз и?
№ 2 [– = ], и [= –] месяц светил, и видна была травинка
№ 5 [– = и =] дверь хлопала и открывалась [= –], и [= –] входили люди, и врывался пар)Вывод: Сочинительный союз и связывает однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочинённого предложения.
3. Упр. 365 (1-3) – самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой по образцу
- Какие союзы связывают предложения?
- Что связывают союзы?
Вывод: Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчинённым.
VIII. Подведение итогов урока
- Чему мы учились в течение урока?
(- видеть структуру сложных предложений;
- определять границы простых предложений в составе сложного;
- правильно расставлять знаки препинания;
- видеть орфограммы в словах.)
- С помощью чего присоединяются простые предложения, входящие в состав ССП и СПП? (С помощью сочинительных и подчинительных союзов)
- Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (Разделяются запятой)
- Сформулируйте правило постановки запятой в сложном союзном предложении.
(Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая)
Рефлексия
Оценивание
- Какую отметку вы себе поставили бы?
- Как себя оценивает …
Домашнее задание
§ 61
Упр. 366 или 367 (по выбору)