Программа электронного курса Основы инженерного конструирования
Программа элективного предметного курса составлена для учащихся 10 классов физико-математического профилей обучения, желающих после окончания школы обучаться в ВУЗах на факультетах технического направления.
Курс технического черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления и творческого потенциала личности.
Формирование графической культуры учащихся это процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности, поэтому он должен быть непрерывным.
Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что инвариантная часть Базисного учебного плана по черчению в 8 классе не обеспечивает непрерывности образования и позволяет обеспечить лишь «Обязательный минимум содержания образования по черчению», что недостаточно для должного формирования графической культуры школьников.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного Образовательного стандарта на основе типовых программ по черчению и инженерной графики с учетом накопленного опыта преподавания графической дисциплины.
В лицее предмет «Черчение» преподается по одногодичной программе А.Д. Ботвинникова , что является недостаточным для полного изучения предмета. Сейчас этот предмет входит в курс средних и высших технических учебных заведений. Необходим всем выпускникам, которые хотят приобрести профессию, связанную с техникой. Особенно важно в настоящее время научиться читать чертежи и схемы, знать условные обозначения входящих элементов, уметь пользоваться справочными таблицами и справочными сборниками.
При разработке программы учитывались следующие нормативные документы:
- закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
«Оценочная политика лицея № 410.
Пояснительная записка
Данная предметная программа элективного курса «Основы инженерного конструирования» адресована учащимся 10х классов. Из расчета 1 раз в неделю, всего 16 часов.
Область: предметная.
Цель программы: углубление интереса к предмету, создание условий для осуществления проб действия учащихся в роли представителей разных профессий.
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса черчения, придать ему необходимую целостность;
- формировать навыки чтения и выполнения некоторых видов архитектурно-строительных чертежей;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету;
- формировать качества чертёжной грамотности, необходимые человеку для жизни в современном обществеКраткое описание последовательности реализации содержания программы: знакомство с источниками информации, анализ полученной информации, актуализация знаний учащихся.
В качестве учебно-методического комплекса используется учебники, научно-популярная литература, технический справочники, указанные в информационном обеспечении, а именно . А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский Черчение 9 класс учебник для общеобразовательных учереждений АСТ :Астрель Москва 2014 , В.И Вышнепольский Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А.Д.Ботвинникова,В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского 9 класс АСТ.Астрель Москва 2014
Для реализации программы необходимо следующее оборудование: демонстрационное проектор, компьютер.
Приоритетными методами программы являются: практические работы, связанные с реальным производством, которые стимулируют самостоятельную работу учащихся.
В процессе освоения программы учащиеся познакомятся с профессией разработчика, конструктора, технолога, изготовителя.
О успешности реализации данной программы можно судить по выбору технического профиля в старших классах, по участию в технических советах, создании самостоятельных рефератов.
КОНЦУ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛНЫ ЗНАТЬ:
основные правила выполнения и обозначения чертежей;
условные изображения и упрощения на чертежах;
геометрические построения необходимые при выполнении чертежей;
плоскости проекций;
типы чертежей;
способы построения проекции;
К КОНЦУ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛНЫ УМЕТЬ:
выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических
тел;
моделировать геометрические тела;
выполнять построение чертежа по ГОСТу уметь читать чертеж и схему;
Программа предполагает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В личностных результатах сформированность :
-ответственности в отношении к учению, готовность и способность к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности в приобретении и решении технических знаний и умений, осознанности построения индивидуальной траектории;
-коммуникативной компетенции в общении;
-целостность мировоззрения, представлений об изучаемых методах инженерной графики;
В метапредметных результатах сформированность:
-способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать , осуществлять, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
-умения находить информацию в различных источниках, обрабатывать , хранить и передавать;
-владения приемами умственных действий:
определения понятий, обобщения, установки аналогий, классификаций;
-умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстникам :
определять цели, распределять функции, находить решение проблемы
В предметных результатах сформированность:
-умение работать с графическим изображением, текстовыми и табличными обозначениями, грамотно выражать свои мысли средствами чертежа , применять чертежную и графическую терминологию;
-умения использовать базовые понятия содержания;
-представления о способах получения плоских изображений;
-представлений об условностях и обозначениях , используемых при выполнении чертежей;
-умения выполнять геометрические построения различной сложности;
-умения аккуратно выполнять на листе бумаги чертежи с использованием современных чертежных инструментов и материалов;
Учебно-тематическое планирование
«Основы инженерного конструирования».
№ п/п Тема урока Основные элементы содержания Практика Контроль Планируемые
результаты
обучения планируемые сроки/дата проведения
Планируемые
сроки/дата
проведения
1 Введение.
Виды КД виды КД - знать основные виды КД 2 Стадии разработки КД
Чертежи, их типы выполнение чертежей визуальный контроль знать стадии разработки КД 3 Общие сведения об изделиях
Правила выполнения чертежей выполнение чертежей визуальный контроль урок-практикум, применение знаний на практике. Выполнение чертежа детали с преобразованием его формы. Выполнение эскиза по наглядному изображению. 4-5 Виды изделий -карточки Изображение деталей от руки выполнение чертежей визуальный контроль построение чертежей 3 вида по модульной сетке. Знать выполнение чертежа детали в трех видах по наглядному изображению; карточки 6-7
Нанесение
размеров Развитие
навыков нанесения размеров выполнение чертежей
визуальный
контроль
умение выполнять практическую работу, упр. на нанесение размеров 8-9 Аксонометрическое изображение деталей Изображение от руки
Развитие
пространственного мышления выполнение чертежей
визуальный контроль построение аксонометрических проекций предметов 10-11 Сечения и разрезы Нахождение сечений по чертежам, эскиз детали с выполнением сечения. Чертежи деталей с выполнением разрезов степень контроля выполнения чертежей визуальный контроль Решение занимательных задач, выполнение чертежей 12-15
Общие сведения о соединениях деталей.
Сборочные чертежи. Выполнение эскизов деталей с резьбой. Ответы на вопросы по сборочному чертежу Выполнение чертежа по ГОСТу
визуальный контроль Выполнение эскизов деталей с резьбой
Чтение строительных чертежей. 16 Обзорно-обобщающий урок
Правила пользования ГОСТами степень контроля чертежей визуальный контроль решение ззанимательных задач, итоговое тестирование итого 16
Содержание курса
«Основы инженерного конструирования» - 16 часов
№ темы Содержание Кол-во часов В том числе Формы контроля
теория практика 1
Введение.
Виды КД 1 15 мин 30 мин текущий
2 Стадии разработки КД
чертежи, их типы
1 15 мин 30 мин текущий
3 Общие сведения об изделиях
1 15 мин 30 мин визуальный контроль тест
4-5 Виды изделий 2 30 мин 1 визуальный контроль тест
6-7
Нанесение
размеров 2 15 мин 1ч
15 мин визуальный контроль тест
8-9 Аксонометрическое изображение деталей 2 - 2 визуальный контроль тест
10-11 Сечения и разрезы 2 - 2 визуальный контроль тест
12-15 Общие сведения о соединениях деталей.
Сборочные чертежи
2 30 мин 1 визуальный контроль тест
16
Обзорно-обобщающий урок
1 - 1 контроль тест
Содержание курса
«Основы инженерного конструирования» - 16 часов
Тема №1: Виды КД
Познакомить учащихся с различными видами КД (приложение 1)
Самостоятельная работа- определить к какому виду КД относятся чертежи.
ГОСТ 2.101-68
Polynsky.com.kg/mechanical-eengineerinq-drawinq/180-rabochie-chertezhi-i-konstruktorskie-dokumenty.html
Тема №2: Стадии разработки КД, чертежи, их типы.
Познакомить с проектированием, видами и объектами проектирования, стадиями процесса проектирования, профессией инженер-конструктора, архитектора, дизайнера (учебник для общеобразовательных учреждений под ред. В.В. Степаковой и Л.В. Курцевой Москва «Просвещение» 2012 общие сведения об изделиях черчение №53-56 стр.592-312)
Составление рабочего чертежа детали. Последовательность выполнения чертежа.
Инструменты, необходимые для обмера модели (детали). Назначение эскиза и правила его выполнения.
Учащиеся должны знать: правила составления рабочего чертежа детали, как выполнить обмеры детали и ее эскиз.
Учащиеся должны уметь: выполнять эскиз и рабочий чертеж детали.
Графическая работа : Выполнить эскиз детали (модели), затем по эскизу выполнить рабочий чертеж.
ГОСТ 2.102-2013
ГОСТ 2.103-68
Тема№3 Общие сведения об изделиях
Дать сведения об общих изделиях, расширить понятие об изделии в черчении –сборочные единицы, комплексы, комплекты.
Учащиеся должны знать: различные виды изделий;
Учащиеся должны уметь: выполнять наглядное изображение детали по 2 данным, построение 3 вида и т.д.;
ГОСТ 2.101-68
Тема№4 Виды изделий
Основные виды детали. Понятие о местных и дополнительных видах.
Понятие вида. Получение видов: основных, дополнительных, местных. Построение третьей проекции детали по двум заданным. Построение 3-х видов детали по аксонометрическому изображению. Построение 3-х проекций по образцу (модели).
Учащиеся должны знать: правила построения видов детали.
Учащиеся должны уметь: выбрать главный вид детали, построить необходимые виды, грамотно оформить построение (композиционно разместить на формате).
Графическая работа: По заданному (согласно варианту) наглядному изображению выполнить построение 3-х видов детали. Нанести размеры. Формат А-3, карандаш.
ГОСТ 2.305-68 стр.33-48 www.electroeffect.ru
Тема№5 Нанесение размеров
Учащиеся должны знать: правила нанесения размеров
Учащиеся должны уметь: наносить размеры на чертежи
Правила нанесения размеров. Учебник №2.5 стр.26-28, №14 стр. 92-96
ГОСТ 2.307-68 стр. 54-57
Тема №6 Аксонометрическое изображение деталей
Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур.
Технические рисунки. Выполнение технических рисунков
Учащиеся должны знать: способы построения аксонометрических изображений деталей
Учащиеся должны уметь: выполнять аксонометрические проекции деталей, технических рисунков
Учебник №6 стр.46-56, №11 стр.62-73
ГОСТ 2.317-69 стр.144-148
Тема №7 Сечения и разрезы Понятие сечения, его назначение. Вынесенные и наложенные сечения. Правила обозначения и оформления сечений. Понятие разрез. Назначение и расположение разрезов на чертежах. Классификация разрезов. Обозначение разрезов на чертежах. Соединение части вида с разрезом. Особые случаи разрезов.
Учащиеся должны знать: назначение и правила построения разрезов и сечений детали.
Учащиеся должны уметь: выполнять сечения и разрезы деталей, соединять часть вида и разреза детали.
Графическая работа: По двум видам детали построить третий. Выполнить необходимые разрезы. Нанести размеры. Показать наглядное изображение детали (прямоугольную изометрию) с вырезом четверти. Формат А-3, карандаш.
Сечения Учебник №20-22 стр.128-137
Разрезы Учебник № 23-27 стр. 137-152
ГОСТ 2.305-68 стр.33-48
Тема №8 Общие сведения о соединениях деталей.
Основные сведения о соединениях разъемных и неразъемных. Правила изображения на чертежах. Упрощенные и условные изображения.
Учащиеся должны знать: примеры разъемных и неразъемных соединений, правила изображения резьбовых соединений, основные сведения о клепанных и сварных соединениях.
Учащиеся должны уметь: работать со справочной литературой, читать и выполнять чертежи соединения деталей.
Графическая работа : Вычертить:
-болт, шайбу, гайку по их действительным размерам;
-упрощенное изображение этих же деталей в сборе;
Работа выполняется на листе формата А-3 в карандаше.
Учебник №30-33 стр. 161-178
ГОСТ 2.312-72 стр.112
ГОСТ 2.313 стр. 121
Сборочные чертежи
Составление и оформление чертежей сборочных единиц, составление спецификаций. Примеры выполнения деталирования сборочного чертежа.
Учащиеся должны знать: что называется деталированием сборочного чертежа, какие сведения вносят в спецификацию
Учащиеся должны уметь: читать и выполнять сборочные чертежи.
(Графическая работа: По заданному сборочному чертежу, выполнить рабочие чертежи указанных деталей, вычертить аксонометрию одной из них. )-повышенный уровень.
Учебник № 34-37 стр.178-211
Тема №9 Обзорно-обобщающий урок
Блиц-опрос по пройденным темам (тесты, карточки)
Литература для учащихся
1. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский Черчение 9 класс учебник для общеобразовательных учереждений АСТ :Астрель Москва 2014
2. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский Черчение учебник для 7-8 классов средней общеобразовательной
школы
Москва «Просвещение» 1993
Н.Г. Преображенская Черчение 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2010
4. Дистанff.webarchive дистанционное чертежно-графическое образование школьников
Литература для учителя
1. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. ВышнепольскийЧерчение 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений
Москва 2014 АСТ : АстрельН.Г.Преображенская Черчение 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2006
Т.В. Кучукова Черчение Чертежи типовых соединений деталей рабочая тетрадь №7 Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2010
Н.Г.Преображенская И.Ю.Преображенская Черчение и деталирование сборочных чертежей рабочая тетрадь№ 8
Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012
5. Т.В. Кучукова Черчение рабочая тетрадь №2 Разрезы
Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2000
В.И Вышнепольский Рабочая тетрадь к учебнику
«Черчение» А.Д.Ботвинникова,В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского 9 классАСТ.Астрель Москва 2014
Н.Г.Преображенская И.Ю.Преображенская Черчение рабочая тетрадь№ 1 Сечения
Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2000
Единая Система Конструкторской документации
Редактор Р.Г.Говердовская ИПК Издательство стандартов, Москва 2001
9. Дистанff.webarchive Дистанционное чертежно-графическое образование школьников