Творческая работа по литературе (донской региональный компонент) Картины донской природы в произведениях А.П.Чехова и художника Б.В.Щербакова
Творческая работа.
Картины донской природы в произведениях
А.П.Чехова и художника Б.В.Щербакова.
Я чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать
А. П. Чехов.
А.П.Чехов родился в Таганроге, прожил в нем до 1879 года и потом неоднократно посещал родной город и край.
Приазовская степь, морской пейзаж, природа юга, музыка развивали в юном Чехове чувство гармонии, красоты, свободы, пробуждали жажду творчества. Впечатления о поездках по родному краю в годы детства, отрочества и юности были настолько сильными, что, когда Антон Павлович писал о донской природе, он чувствовал, как пахнет степью, в его памяти оживали степные легенды, рассказы встречных, сказки няни-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душой. Эта память сердца не угасала с годами, а, наоборот, становилась все более волнующей, жгучей, пока не вылилась в замысел «Степи». Сюда Чехов вложил всю свою любовь к родному пейзажу, всю силу своей изобразительности, и нет у него произведения, более близкого к природе, более проникновенного, чем «Степь». Сколько здесь тонких наблюдений, изумительно нарисованных картин, какое богатство кисти! Вся степь насыщена густым ароматом степных трав, пронизана тем особенным знанием степи, которое дается только человеку, рожденному в ней, либо прожившему в ней детские годы. Вся она пересыпана теми органически вросшими в текст словами, которые не надуманно и искусственно, а невольно, из самой глубины сознания, возникают в авторской речи: «В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю укутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вдыхает широкой грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты – все мешается в непрерывный монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить».
Донская природа у Чехова показана в различные времена года, в различные периоды дня и ночи, в разнообразных художественных и эмоциональных тонах – яркая и серая, бурная и спокойная, радостная и грустная. «Обманутая степь приняла свой унылый июльский вид», небо представилось «оцепеневшим от тоски», коршун останавливается в полете, «точно задумавшись о скуке жизни», а «для разнообразия» в бурьяне мелькает «белый череп или булыжник; вырастает на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла», а зной «жжет и душит»
Это замечательное произведение возглавляет целый цикл чеховских творений о донской природе, насыщенных заветными думами и задушевными настроениями великого русского писателя. Ярко рисует Чехов особенности донского пейзажа в произведениях «Счастье», «Казак», «Красавицы», «В родном углу», «Печенег». С большой художественной силой выражает он свои мысли о родине, о народе, о счастье, о красоте. И во всех этих произведениях в той или иной степени фигурирует степь. Автор не только видит, но и слышит красоту окружающей природы: «В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи».
Стремясь точно передать специфику донской природы, Чехов пишет о разносторонних качествах степи: «широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов», «степь, безграничная и равнодушная, как вечность, с ее цветами, курганами и далью». Степь часто воспринимается Чеховым как одушевленное существо, поэтому он характеризует ее такими эпитетами, как «молчаливая», «грустная», «унылая», «задушевная». Писатель сумел показать поэтическую прелесть обыденного донского пейзажа и смог наполнить его поэтическими эмоциями.
· Донская природа давно привлекала внимание любителей реалистического современного пейзажа. Порой удивляешься, как можно увидеть, почувствовать и воспроизвести кистью столь глубокое проникновение в душу природы, ее философию, тонкость ее оттенков. Одним из таких художников является Б.В.Щербаков.
В начале 1950-х у Б.В.Щербакова рождается грандиозный замысел – создать серии донских пейзажей, связанных с великими русскими писателями, показать отношение их к родным местам, воспетых в стихах и романах. В 1970-1980 годах художник работает над серией литературных пейзажей, посвященных творчеству А. П. Чехова. Мастер стремится передать душевное состояние писателя, его мысли, чувства, настроение, а порой и судьбу «Земля донская! - говорил Щербаков, - это понятие включает в себя так много! А главное, на ней живет художник с необычайно сильным и острым поэтическим чувством. Мельчайшие детали картин написаны выпукло и зримо, сочетаются с панорамами, от широты которых захватывает дух. И, представляете, я – «иногородний» новичок – вдруг дерзнул коснуться всего этого богатства своей кистью». «Чеховская» серия включает несколько картин, среди которых «Дом Чехова в Таганроге», место, где родился известнейший не только в России, но и за пределами ее, русский писатель.
Щербаков путешествует по южному краю, и его все больше и неудержимее влечет к себе донская земля. «Я много ездил постепенно меня все больше захватывали и степь, и холмы с мелкими осыпями, дали, сливающиеся с небом у горизонта, и, конечно, Дон с его неповторимым, ему одному присущим колоритом. Я работал увлеченно, подставляя лицо всем ветрам на вершинах «обдонских гор» и крутых яров» - говорил художник. Так может сказать только человек, глубоко почувствовавший особенности донского края.
Изумительная по красоте картина «Вечерняя тишина. Новолунье» (1973) сразу привлекает внимание. Смотришь на картину и видишь, как быстро угасают пламенные краски вечерней зари, но все еще пронизано теплыми отсветами ушедшего за горизонт солнца. Безветрие, лишь за поворотом у Белой горы мелькает рябь, серебрит тихие воды Дона. Вдоль топкого берега, поросшего бурьяном и лопухом на целый километр, темнеют силуэты лодок вешенских жителей, кое-где еще видны рыбаки, не желающие уступить надвигающейся ночи. Лягушки, как по команде невидимого дирижера, то дружно выражают свои восторги, то вдруг затихают и вновь начинают откуда-то издалека. Острый серп месяца все ярче рисуется в темнеющем небе, а с Дона потягивает холодком, и синеватые тени начинают преобладать в красках земли.
А на картине «После захода солнца» (1974) мы видим набережную улицу, дорогу под сводами серебристых черноствольных верб, ведущую к пойменным лугам к Пигаревке, к лесным озерам. От белой горы, виднеющейся вдали, Дон делает колено, выпрямляясь у Вешенской. Тонким кружевом рисуются остролистые веточки вербы на меркнущем небе. Сквозь эту кружевную вязь виднеются прибрежные кустарники, камыши и спокойная гладь реки, настойчиво и монотонно гудят комары.
Еще одна работа автора привлекает наше внимание. Это картина «Дон тихий» (1974). Именно этот пейзаж, бесконечно широкий, безбрежный, вобрал в себя, казалось, всю трудовую историю донского казачества, истоки его мужества и понимания своей роли в общей жизни нашего народа. Если по правому берегу Дона вниз по течению проехать двадцать с небольшим километров, мы попадем в хутор Калининский. За хутором гряда меловых «обдонских» гор тянется на несколько километров до хутора Рубежного. Все «обдонье» открывается перед нашим взором, и Дон в погожие ясные дни тих и спокоен.
Большая любовь к донской земле живет в сердце художника Щербакова. «Кажется, каким-то волшебным мановением оказалась на короткое мгновение донская земля, чтобы все вдруг увидели, какая она сама по себе – без людей, их страстей, страданий и радостей – красивая и мужественная», - говорил он. Бесспорно, художник добился этого таинственного эффекта – она и без людей выглядит, словно бы с ними, со всем, что на ней было, есть и будет еще тысячи, тысячи лет.
15