Формирование национального настроя обучающихся на уроках истории
Есть много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят отвнутренней мотивации. Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать основному требованию - быть как для обучающего так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом. Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? источники активности ребенка Интерес к информации (познавательная потребность).Интерес к способу действия.Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.Потребность в самообразовании и (или) самовоспитании.Актуализация творческой позиции.Осознание значимости происходящего для себя и других.Потребность в социальном признании.Избегание наказания (физического или морального). Эмоции – реакция ребенка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка. методы повышения мотивации учащихся на уроках истории 1. Метод игры.На уроках я широко использую игровые элементы. Они позволяют создать эмоциональный настрой на получение знаний, создать образное представление о посещаемом месте, получить знания через личное ощущение, научить строить диалог. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор. Игры бывают разные: деловая игра, игра-обсуждение, игра-исследованиеВ процессе игры-обсуждения воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. Игра- исследование строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии. «Познавательные игры (дидактические) – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Метод проблемных задач.«Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации»Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна.Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенных в учебной книге, будет способствовать и развитию неординарного мышления у детей. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности детей, шквал вопросов, нестандартные ответы. На практике это проявляется в том, что учитель демонстрирует классу ложную и противоречивую картину поисков решения, всю трудность этой работы, оказывая не только продуктивные, но и тупиковые ходы мысли, соответственно анализируя и оценивая их. Ученики становятся активным участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. В процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися. При использовании этого метода существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. При этом учитель и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности. 3. Метод проекта. Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одарённые ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. «Учебный проект» с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации» Данный метод позволяет учителю почувствовать важность и необходимость своей работы, когда поставленные детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя. При этом, учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами и при выполнении проектов учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге у детей развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей взрослой жизни. Выполняя их, дети приобретают опыт решения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленным целям.Ещё одной особенностью данного метода является тесная связь с другими методами повышения мотивации учащихся: могут присутствовать элементы игры, используется метод проблемных задач, проводятся научно – исследовательские работы, а также применяются новейшие компьютерные технологии, такие как электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы. 4. Научно– исследовательскиеработы.Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно – исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более, положительная оценка на них, для детей значит очень много.Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу. Текст с ошибками. Река Евфрат самая полноводная в Китае (Междуречье). Река берёт своё начало в Гималайских горах (Кавказских горах) и впадает в Персидский залив.На берегу этой реки расположен древнейший город Европы Пекин (Вавилон).Летом и зимой (осенью и весной) река разливается, затопляя оазисы и пирамиды (посёлки), расположенные по её берегам. Поэтому Евфрат (Хуанхэ) древние индийцы (китайцы) называли «рекойтысячи бедствий». 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 к о п ь е м у р о м е ц с т р е л а м е ч п а а л и ц к о л ч а н ш л е с о к и а л ь у г б л в щ т л у 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 (стеклообразное покрытие) 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 э м а л ь п е р г а м е н т и к о н а г у с л я р к и р и л л и ц а б ы л и н а к н и г а ф р е с к а о а т р ь х р м л т о п с ц м з а к 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 н е в с к и й к а л и т а д о л г о р у к и й н е с т о р р ю р и к с е р г и й о л ь г а л д м и с т е п е р в д н к о д а н и я р о с л в