Проект урока Быт и нравы Древней Руси.


ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра истории и обществоведческих дисциплин
Модульные курсы
«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»
Проект урока
Тема: Быт и нравы Древней Руси.
Выполнила: Рябинкина Мария Евгеньевна,
МБОУ лицей №180,
Ленинский район.
Н.Новгород 2014 г.
Тема урока: Быт и нравы Древней Руси.
Психолого-педагогическая характеристика класса:
В классе 13 мальчиков и 8 девочек. Ребятам от 12 лет (20 человек) – до 13 лет (2 человека)У большинства учащихся в классе наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.
Однако в классе есть ребята, которым свойственен замедленный темп деятельности. Они не всегда успевают за темпом класса. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут достигать высоких результатов. Ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности
Для развития у учащихся интересов к вопросам исторической науки, определения ими своего отношения к истории как к общественной ценности, используется несколько технологий:
Технология личностно-ориентированного обучения: она ориентирована на развитие личности ребенка с учетом его опыта. Эта технология способствует адаптации и успешности человека в обществе.
Технология проблемного обучения- это создание под руководством учителя проблемных ситуаций и самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению.
Проектные технологии – социальные проекты, игровые проекты, творческие проекты.
Технологии критического мышления. Основные стадии учебного действия – вызов – осмысление-рефлексия. Ее использование помогает включить в творческий процесс весь класс.
Игровые технологии. Виды игры: сюжетные, ролевые, деловые. Игра – своеобразная модель действительности, в которой имитируются и требуют разрешения ситуации максимально приближенные к реальным.
В этом возрасте для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность рассуждать дедуктивно, от общего в частному, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.
Изучаемый в школе материал становится условием для построения и проверки своих гипотез. Меняется мышление, подросток уже может делать комбинированный анализ при помощи таких мыслительных операций как сравнение, синтез, обобщение, конкретизация. Порой возникают трудности при установлении причинно-следственных связей, так как абстрактное мышление еще находится в стадии становления. Для стимулирования творческого мышления подростков необходимо перед ними ставить проблемы и побуждать к поискам их решения.
Введение: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Цель: Сформировать у учащихся представление о быте и нравах древних славян.
Задачи урока:
Формировать мировоззрения о тесной связи занятий людей в древности;
Познакомить учащихся с внешним видом, жилищем, одеждой, военным делом;
Формировать умения работать с картой, учебной картиной;
Учить изложению мыслей вслух перед аудиторией;
 прививать интерес к истории Отечества.
Тип урока: Комбинированный.
Литература:
История России: С Древнейших времен до конца XVI века. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина: - М.: Просвещение, 2004 г.
Баранов П.А. Воронцов А.В. «Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву»; «Преподавание истории и обществознания в школе», 2006г. № 4.
В.П. Симонов Урок и его анализ//Народное образование. – 1981. - № 7
Материалы и оборудование: Проектор, компьютер, историческая карта, учебная картина, текст учебника, карточки.
Ход урока:

Содержание деятельности учителя Содержание работы ученика
I. Организационный этап 1мин.
Взаимные приветствия учителя и учащихся;
Фиксация отсутствующих;
Организация внимания и внутренней готовности. Готовность класса к работе
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
6 мин.  
1.Организация работы фронтальная, направленной на выяснение степени усвоения ранее пройденного материала, определение типичных недостатков в знаниях и их причины, ликвидацию обнаруженных недочетов.
1. Какие славянские племена вы знаете?
2. Работа с картой. Используя карту, расскажите о происхождении восточных славян, о расселении их племенных союзов.
3. Как у древних славян называлось собирание мёда диких пчёл?
4. Орудие для обработки земли. Широкая крепкая доска с заостренными раздвоенными снизу концами на которые надевались железные наконечники.
Итак, что нам предстоит узнать сегодня на уроке:
На доске презентация - тема урока «Быт и нравы Древней Руси»
Ребята, перед тем как перейти к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним, что вы уже знаете о Древней Руси и её жителях.
Совместная формулировка цели урока:
- познакомится с бытом и нравами древней Руси.
Как вы думаете Что такое быт?
А что входит в понятие «повседневная жизнь»?
Ответы учащихся:
1. поляне, древляне, дреговичи, полочане, словене, северяне
2. Работая с картой дети рассказывают о происхождении славян и о их расселении.
3. бортничество
4. Соха.
Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы
Учащиеся отвечают на вопрос:
- Повседневная жизнь (если не ответят то даем определение сами)
- Обычаи, уклад жизни
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
23мин. - Вот сегодня мы и познакомимся с бытом и нравами славян.
Вы познакомитесь с повседневной жизнью земледельцев и горожан, с организацией военного дела, познакомитесь с различными типами жилищ и с особенностями древнерусской женской одежды.
Объясните эти термины
- Образ жизни.
- Слобода.
- Хоромы.
Заполнение таблицы «Основное население», «знать»
Читают материал § 8 п.1 «Повседневная жизнь земледельцев и горожан»
Линии сравнения Основное население Знать
Занятия Земледелие, скотоводство, бортничество, охота, оборона от лихих людей (разбойников), на юге от кочевников. Правили суд, управляли подвластными землями, принимали послов.
Семья Большая Большая
Брак девочки— с 12 лет были на выданье, мужчины — с 17 лет должны были обзавестись семьёй. девочки— с 12 лет, мужчины — с 17 лет
Развлечения Посиделки зимой (за домашней работой рассказывали сказки, исполняли былины, песня). Народные гулянья летом (пели, водили хороводы, играли в жмурки, горелки, прятки) Пиры в сопровождении скоморохов и гусляров, охота, чтение.
Воспитание Мальчиков с 7 лет приучали к труду и военному делу, девочек к ведению домашнего хозяйства Мальчиков с 5 лет обучали грамоте и военному делу, девочек с 7 лет учили вести домашнее хозяйство
Мы видим, что жизнь основного населения отличалась от жизни знати, первые трудились, выполняли различные повинности. А знать правила, принимало послов, устраивала пиры и ходила в военные походы.
Работа в группах.
- А сейчас давайте познакомимся с жилищем, одеждой, пищей, и военным делом жителей Древней Руси.
- Работаем по группам. Старшим в первой группе будет - (называю сама).
- Первая группа достается задание: рассказать о жилище (Расскажите о жилище Древней Руси. 1. Сравните избу и полуземлянку. Шестьдесят шесть лет назад, русские люди рыли землянки и жили в них. Когда это было и зачем они это делали?
2. Расскажите, как выглядели хоромы.
3. Какое значение для жителей дома имел «красный угол»?, вопросы распределяете между собой) Второй – о русской одежде (Расскажите об одежде жителей Древней Руси.
1. Ознакомившись с теорией и используя предложенный костюм, воссоздайте образ девушки XII века. Какие детали и элементы одежды могут нам что-то рассказать о человеке?
2. Обратите внимание на вышивку и украшения. Каково их назначение?
3. Сравните мужскую одежду богатого и бедного человека Древней Руси?), третьей – о пище (Расскажите, что употребляли в пищу люди Древней Руси IX-XIII веков? 1. Опираясь на исторические источники расскажите, что употребляли в пищу люди Древней Руси IX-XIII веков?
2. Вы русский купец, живущий в XI веке. Идет масленица. С минуты на минуту у вас будут гости. Чем вы их будете потчевать? (Задача: выставить на стол те блюда, которые могли быть на купеческом столе, на масленицу).
3. Какова история происхождения легенды о том, как кисель спас жителей города Белгорода? О какой черте характера русского человека говорится в ней?), четвертой – о военном деле (1. Расскажите о русской дружине IX-XIII веков.
2. Внимательно рассмотри рисунки к тексту.
Опиши вооружение русских воинов IX-XIII веков.
3. Внимательно рассмотрите иллюстрацию картины В.М. Васнецова «Богатыри».
Она была написана в конце XIX века. На ваш взгляд, есть ли неточности
в изображении вооружения богатырей?
Можно ли по одежде и оружию богатырей определить, к какой категории населения
они относятся? ). Откройте папки и найдите свое задание. Оно состоит из нескольких вопросов. Вам необходимо распределить вопросы между членами своей группы.
- Напоминаю принцип работы: каждый отвечает на свой вопрос, если кто-то раньше подготовит ответ, то помогает своему товарищу, т. к. оценивается работа всей группы.
- Итог вашей работы – это отчет в форме рассказа на заданную тему. Задание понятно? Желаю удачи. Приступайте к работе.
Проверка работы в группах.
Обсуждение терминов
Открывают учебник на стр. 72
Заполнение таблицы.
Совместная деятельность учащихся и учителя способствует раскрепощению детей, воспитывает коммуникативную культуру
Учащиеся в группах готовят ответ Озвучивают результат своей работы.
Жилище
По жилищу Древней Руси можно было определить разницу между богатыми и бедными.
Бедное население проживало в полуземлянках, мазанках, избах. Основой избы является сруб, состоящий из нескольких венцов. Князья и бояре строили хоромы. Главными предметами в доме были печь и стол, который стоял в «красном углу». Из мебели почти во всех домах были лавки, скамьи, колыбель, прялка, поставцы, на которых находилась посуда
Одежда
Итак, по одежде русского человека можно было узнать, из какой человек местности, к какому роду - племени принадлежит, семейное положение, богат или беден.)Основой мужской и женской одежды была сшитая из прямых полотнищ льняная рубаха.
Мужчины носили рубахи навыпуск и доходили они до середины колен, а иногда и ниже. У женщин рубашка спадала мягкими складками до пят.
Богатые шили одежду из шелка, парчи, бархата.
Все мужчины, независимо от материального достатка с рубахой носили порты или штаны.
Только князья могли носить красный или синий плащ - корзно с золотой каймой. Его надевали на левое плечо, а на правом – застегивали пряжкой.
Бедные носили лапти, а богатые сапоги. Головной убор у мужчин – колпак, у женщин – венец, кичка, сорока, кокошник Пища
Итак, как свидетельствует объективная наука, русские люди времен IX-XIII веков ели примерно то же, что мы с вами едим сейчас, — мясо, птицу и рыбу, овощи, фрукты и ягоды, яйца, творог и кашу, сдабривая маслом, и заедая хлебом в виде блинов, ковриг, калачей, караваев, пирогов. Пили мед, квас...
Русские люди того времени не могли употреблять в пищу: картофель, чай, сахар, кофе, помидоры.
Военное дело
Главной военной силой и опорой князя была дружина. Дружина делилась на старшую (знатные мужи) и младшую (отроки). В случае опасности князь собирал из городского и сельского населения - ополчение. Ополченцев называли вои. В вооружение русского воина входило: меч, топор, лук со стрелами, копье, щит, булава, палица. Голову и тело защищала кольчуга, шлем. Русский человек всегда стоял на защите своего Отечества.
Физминутка. (1 мин)
- Наши предки жили очень трудно, но они умели отдыхать, веселиться, наслаждаться музыкой и пением. Так как славяне были людьми деятельными, неутомимыми, то и пляска наших предков соответствовала их характеру. Им доставляла удовольствие пляска быстрая, лихая, с топаньем ног, взмахами рук, приседанием.
- Мы с вами сейчас немного отдохнем и познакомимся с некоторыми элементами русского танца. (Звучит русская народная музыка.).
Дети выполняют некоторые элементы русского танца
Этап закрепления нового материала.
5 мин. Ребята, давайте с вами вспомним:
1. Чем отличалась жизнь сельских жителей от городских?
2. Расскажите о различных типах жилищ, существовавших в Древнерусском государстве.
3. В чём заключались особенности древнерусской одежды?
Отвечают на вопросы:
1. В городах и селах разные типы жилищ, в городах селились более богатые люди 2. Главным типом был дом: в котором окна закрывались деревянными дощечками, крышу засыпали стоком сена, сам дом состоял из бревен 
3. Главным элементом древнерусской мужской одежды были рубаха и порты –
неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.
Верхней одеждой были - зипуны – кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили шубы – кожухи – о островерхие меховые и войлочные шапки. Люди знатные и богатые носили рубахи из тонкого полотна и шелка. Порты шили из шелка и парчи.
Рефлексия
4 мин. - Вот и подходит к концу наш урок.
- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?
- Что для себя вы узнали нового?
- Я бы очень хотела, чтобы вы поделились с нами своими впечатлениями об уроке. У вас на партах лежат сердечки. Поднимите сердечко, которое соответствует вашему впечатлению.
Если было интересно – красное сердечко;
Если захотите дальше изучать – розовое;
Если было не интересно – белое.
- Я очень рада, что вам было интересно. а сейчас я хочу поделиться с вами своими впечатлениями от урока. Вы все очень хорошо работали на уроке, каждая группа справилась со своим заданием и получают оценку……
Отвечают на поставленные вопросы сообразно своим представлениям и собственной роли на уроке.

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5 мин. Я предлагаю вам 4 вида домашнего задания (на карточках) .1. Вы изучаете §8, письменно отвечаете на вопросы после него.
2. Выписать из учебника §8 в исторический словарь новые термины и выучите их.
3. Вы сами составляете и кроссворд или анаграмму по материалу изученному на уроке.
4. Вы разрабатываете 3 – 4 вопроса с несколькими вариантами ответов на каждый (мини-тест) по материалу, изученному на сегодняшнем уроке для его выполнения любому ученику класса на следующем уроке.
Возможно, вы выберете то, которое поможет вам лучше запомнить, усвоить все, что мы узнали и чему научились на сегодняшнем уроке или то, которое потребует минимальных затрат времени и сил, но его сложность будет ниже ваших учебных возможностей. Поэтому оценка за выполнение домашней работы будет выставлена с учетом - правильности выполнения задания,
- аккуратности оформления,
- соотношения ваших способностей с выбранным вариантом задания.
Проверка понимания учащимися содержания работы, способов ее выполнения, критериев оценки.
- Урок окончен. Всем спасибо.
Аргументированный выбор вида домашнего задания
11. Самоанализ проведенного урока:
Почему была выбрана именно такая форма и технологии при проведении урока?
Этот урок ориентирован на развитие личности ребенка с учетом его опыта, а этому способствуют интерактивные технологии и методики учебного сотрудничества.
Каково место данного урокав теме, разделе, курсе, в системе других уроков?
Этот урок логически вытекает из предыдущих уроков, где изучались, Восточные славяне, Формирование Древнерусского государства, Культура Древней Руси. Знания, полученные на этих уроках, позволяют лучше определять Развитие Древних славян. На последнем уроке ребята закрепят навыки самостоятельной работы при изучении темы «Быт и Нравы».
Как учитывались требования программы, стандартов?
При подготовке к уроку учитывались программные требования, образовательные стандарты, такие как: научить учащихся анализировать имеющиеся знания и добывать знания самим учеником, вырабатывать свое отношение к полученным знаниям.
В чем заключалась уникальность, специфика урока?
Специфика этого урока в том, что он требовал большой подготовительной работы, урок требовал творческого подхода к материалу, активной педагогики.
Какие особенности учащихся учитывались при подготовке к уроку?
При подготовке к уроку были учтены такие особенности как способность к общению, психологический настрой, самореализация, эрудиция и кругозор ребят.
Были ли достигнуты цели и решены задачи?
Никаких отклонений от плана урока не было. Я считаю, что на уроке удалось решить поставленные задачи на оптимальном уровне.
Были ли внесены изменения по ходу урока, почему?
Никаких изменений по ходу урока внесено не было.
Каковы выводы? – урок был интересным, дал большие возможности в личностном развитии учащихся.