Конспект урока на тему Культура, быт и нравы Древней Руси
Образовательное учреждение: КГБОУ КШ-И «Ачинский кадетский корпус»
Урок: История России
Класс: 6 «Г»
Учитель: Радюк Ирина Петровна
Тема: Культура, быт и нравы Древней Руси
Тип урока: Формирование новых знаний.
Цель: Ознакомление с особенностями культуры, быта и нравов Древней Руси
Задачи:
1 Изучить статьи исторического источника (Русская Правда)
2 Продолжить формирование умений работать с историческим источником.
3 Рассказать об особенностях быта и нравов Древней Руси
5 Продолжить развитие положительной мотивации к урокам истории.
Ожидаемый результат: Каждый ребенок знает особенности культуры. Быта и нравов Древней Руси
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, словарь, мультимедийная установка.
Ход урока
Этап урока
Задачи урока на каждом этапе
Деятельность учителя на уроке
Деятельность ученика на уроке
I Организационный момент
(1 мин.)
Проверить готовность учащихся к уроку.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку (наличие тетрадей, учебников, дневников, ручек, карандашей), называет тему урока.
Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.
II Актуализация опорных знаний
(3-5 мин.)
Повторить тему прошлого урока («Деятельность первых князей»)
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
1 Чьи это слова?“Не любо мне сидеть в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага» (Святослав)
2 О каком событии идёт речь? Откуда этот отрывок? Кто автор произведения? - «Гость я, и идем мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам» - О чем идет речь в данном отрывке? (Олег; ПВЛ; взятие Киева)
3 О ком идет речь? - Это был голубоглазый силач среднего роста, необычайно широкий в плечах, с могучей шеей. Он брил голову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу из двух жемчужин и рубина. (Святослав)
4 О ком идет речь? – Этот князь отличался начитанностью, умом, при нем был построен Софийский собор в Киеве и написан первый свод законов Русская Правда. (Ярослав Мудрый)
5 Кто сказал и о каком городе? - «Это будет мать городам русским» (Олег; Киев)
6 Кто изображен на рисунке? (Святослав, Олег, Владимир I)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
III
Форми
рование
новых знаний
(30 мин.)
Обеспечить усвоение рассматриваемой темы на уровне понимания.
Работа с историческим источником:
1 Учитель: ``Русская Правда'' считается важнейшим источником по истории общественных отношений на Руси в XI - XII столетиях. Представляя собой первый письменный свод законов, созданный на территории Киевского государства. Точная дата завершения работ над ``Русской Правдой'' остается неизвестной, однако ограничивается первой четвертью XI столетия. С этого времени кодекс дополнялся дважды: в 1072 г. - сыновьями Ярослава Изяславом, Святославом и Всеволодом (``Правда Ярославичей''), в 1113 г. - Владимиром Мономахом по завершении народного восстания в Киеве (``Устав Владимира Мономаха''). Источник дошел до нас в нескольких списках и трех редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной.
Учащиеся слушают рассказ учителя
2 Учитель раздает учащимся сокращенный вариант Краткой редакции Русской Правды.
3 Учитель: Русская Правда – первый свод законов в котором устанавливаются четкие рамки наказаний за воровство, нанесение увечий и убийство. Впервые в истории Др.Руси кровную месть разрешается заменить вирой.
4 Учитель предлагает учащимся посмотреть в розданном терминологическом указателе значение слова «вира»
5 Учитель предлагает рассмотреть статьи Русской Правды, чтобы найти в них меры наказания за убийство представителей различных слоев населения, при этом изучая значение незнакомых слов в терминологическом указателе:
А) Определить штрафы, налагаемые за убийство, таких категорий населения, как:
- муж, русин, гридин, купец, ябедник, мечник (ст. 1; 40 гривен)
- огнищанин (ст. 18; 80 гривен),
- смерд, холоп (ст. 23; 5 гривен),
- рабыня-кормилица (ст. 24; 12 гривен),
княжеский тиун (ст. 21; 80 гривен).
Б) Определить штрафы, налагаемые за убийство княжеского коня (ст. 25; 3 гривны), кобылу, корову (ст. 26 60 гривен; 40 гривен)
Учащиеся работают с историческим источником (Краткая редакция Русской Правды)
6 Учитель предлагает учащимся в парах решить задачи по статьям Русской правды, а потом их озвучить
Задача№1
В Киеве при Ярославе Мудром боярский холоп, встретив на улице купца, ранее обнаружившего его, ударил купца по лицу и скрылся в доме своего господина. На требования пострадавшего выдать ему холопа боярин ответил отказом. Купец обратился с жалобой к князю.
Какое решение должно последовать по этому поводу? (ст. 10; 12 гр. + побить)
Задача№2
Гончар Савва, придя на двор князя Изъяслава Мстиславовича с явными следами побоев, потребовал суда над кузнецом Вавилой. В ходе судебного разбирательства видоки сказали, что зачинщиком драки был Савва.
Какое решение должен вынести суд? (ст. 2; 3 гр. и за лекаря)
Задача№3
В 1087 году смерд Гаврила предстал перед княжеским судом по обвинению в намерении уничтожить корову своего односельчанина и кражи коня из соседней деревни. В ходе судебного разбирательства вина Гаврилы была доказана.
Какое наказание ожидает смерда Гаврилу? (ст. 29; 1 гр. и 30 резан)
Задача №4
Холоп Митрофан взял без спроса у соседа коня и съездил на нём в лес, затем вернул коня.
Какое будет наказание холопу Митрофану? ( ст. 12; 3 гр.)
Учащиеся работают с историческим источником (Краткая редакция Русской Правды)
Учитель, показывая слайды в презентации, рассказывает об особенностях быта жителей Древней Руси:
1 Большая часть населения Др.Р. проживала в сельской местности. В городах жили князья с дружиной, крупное духовенство, ремесленники, торговцы. Конечно жизнь и быт горожан отличались от жизни сельчан.
2 Учитель показывает слайды с изображениями, отражающими особенности быта жителей Др. Руси.
Города были центрами торговли и культуры.
3 Быт простых горожан отличался от быта знатных и зажиточных семей.
А) Жилища князей и бояр назывались хоромы, которые состояли из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре – терем (высокое здание-башня), где размещалась отапливаемая изба, горницы, летние спальни-клети.
Б) В богатых хоромах были гридницы
Г) Изображение вооружения дружины и воев
Д) Изображение славянского поселка, полуземлянки, избы и внутреннего убранства избы
Е) Изображение одежды жителей Др.Руси
Учащиеся слушают рассказ учителя, смотрят слайды презентации
IV
Домашнее
задание
(2 мин.)
Записать в дневники домашнее задание.
Учитель дает задание на дом: прочитать §8, выполнить в рабочей тетради задания №3, 4 на с. 22
Учащиеся записывают
домашнее задание в дневники.
V
Подведе
ние итогов
(2 мин.)
Подвести итоги урока.
Учитель организовывает краткую беседу о том, что нового узнали и чему научились учащиеся на уроке, что оказалось для них сложным; выставляет оценки за урок.
Учащиеся участвую в беседе по подведению итогов урока.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
6 класс. "Русская Правда" в краткой редакции (перевод М. Н. Тихомирова)
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убийство. Если убитый – русич, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.
2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не сможет (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.
3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платит 12 гривен. Если потерпевший не настиг, нет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.
5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, то мстят дети (потерпевшего).
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатит 3 гривны.
12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина, и тот начнет его не выдавать, то холопа взять, и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
18. Если убьет огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят, а за княжеского подъездного 80 гривен.
21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.
25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, и за коня смерда 2 гривны.
26. За кобылу 60 гривен, за вола гривну, за корову 40 гривен, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.
29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то платит 1 гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.
31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.
36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.
Задания к Русской Правде в краткой редакции
1 Определить штрафы, налагаемые за убийство, таких категорий населения, как:
муж, русин, гридин, купец, ябедник, мечник, огнищанин, смерд, холоп, рабыня-кормилица, княжеский тиун.
2 Определить штрафы, налагаемые за убийство княжеского коня, кобылу, корову.
3 Решить задачи:
Задача№1
В Киеве при Ярославе Мудром боярский холоп, встретив на улице купца, ранее обнаружившего его, ударил купца по лицу и скрылся в доме своего господина. На требования пострадавшего выдать ему холопа боярин ответил отказом. Купец обратился с жалобой к князю.
Какое решение должно последовать по этому поводу?
Задача№2
Гончар Савва, придя на двор князя Изъяслава Мстиславовича с явными следами побоев, потребовал суда над кузнецом Вавилой. В ходе судебного разбирательства видоки сказали, что зачинщиком драки был Савва.
Какое решение должен вынести суд?
Задача№3
В 1087 году смерд Гаврила предстал перед княжеским судом по обвинению в намерении уничтожить корову своего односельчанина и кражи коня из соседней деревни. В ходе судебного разбирательства вина Гаврилы была доказана.
Какое наказание ожидает смерда Гаврилу?
Задача №4
Холоп Митрофан взял без спроса у соседа коня и съездил на нём в лес, затем вернул коня.
Какое будет наказание холопу Митрофану?
6 класс. Русская Правда в краткой редакции
Терминологический указатель
вереница – мелкая монета, равная 1/3 куны
вира – денежная плата или выкуп за убийство, уплачивавшаяся убийцей родным убитого
гридин – дружинник, воин
гривна – денежная единица в виде слитка серебра, первоначально равнявшаяся фунту, т.е. около 400 гр., впоследствии стала весить половину и именоваться рублём, а уже с 16 в. в гривне стало заключаться 10 копеек, отсюда 10 копеек – "гривенник"
куна – денежная единица Др. Руси. Термин произошёл от названия меха куницы, имевшего хождение как меновая ценность в 10-11 вв. содержащая 1/25 гривны серебра
мечник – (от слова меч), судебный агент князя из числа его дружинников
ногата – денежная единица, составлявшая 1/20 гривны и 1,25 куны
огнищанин – княжеский дворецкий, управляющий домом, глава княжеского хозяйства
полгривны – денежная единица, равная 1/2 гривны, имевшей первоначальный вес 1 фунт серебра, т.е. около 400 гр.
резана – денежная единица, равная 1/50 гривны, 1/50 ногаты, равная 1/2 куны, равная 3 вереницам
смерд – крестьянин-общинник
тиун – домашний слуга, доверенное лицо своего господина (князя), которому поручалось не только хозяйство, но и администрация с судом и расправой
холопы – назывались также рабами
ябедник – княжеский приказчик
муж – свободный человек
кормилец – воспитатель, дядька
кормилица - нянька
тать – вор
вервь – соседская община
тиун – управляющий, приказчик
видок - свидетель
15