Изучение особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-х классов
Изучение особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-х классов
Большое влияние оказывают англицизмы на речь младших школьников. Однако следует иногда усомниться в правильности понимания детьми слов английского происхождения. До сих пор мы не имеем полной картины возрастных особенностей младших школьников, свойственных для процесса понимания англицизмов. Знание же этих особенностей необходимо для практики учебной работы в начальных классах. Особенно важным этот вопрос становится в наши дни, когда чаще всего немотивированное использование заимствований сознательно культивируется значимыми журналистами и политическими деятелями. Значимость проблемы и её недостаточная разработанность определяет актуальность выбранной темы.
Описание эксперимента
Эксперимент направлен на изучение особенностей понимания слов английского происхождения младшими школьниками 3-х классов. Исследование понимания предполагает выявление состояния различных лексических значений слов, т.е. денотативного, сигнификативного, коннотативного аспекта. В нашей работе мы остановимся на исследовании денотативного и сигникативного аспектов лексического значения англицизмов.
Анализ теории по проблеме позволил сформулировать цель. Целью проведения эксперимента является выявление особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-х классов, учитывая разные аспекты их лексического значения.
При этом были выдвинуты следующие задачи:
1. Разработать методику проведения эксперимента;
2. Провести эксперимент и выявить особенности понимания англицизмов школьниками 3-х классов.
Базой для исследования послужила одна из школ г. Архангельска, 10 детей 3-х классов с нормальным психофизическим развитием.
При проведении эксперимента мы опирались на психолингвистические методики: методика прямого толкования слов, методика «Составь фразу» и методика соотнесения слов. При разработке методики были использованы некоторые приемы и методы, описанные И.А. Смирновой, Р. И. Лалаевой , Н. В. Серебряковой , Г.А. Волковой.
В качестве экспериментального материала был предложен тест, состоящий из 3 заданий.
В первом задании предлагается соотнести слово с соответствующей картинкой.
Цель задания – изучение денотативного аспекта лексического значения англицизмов младших школьников.
Процедура исследования - экспериментатор раздает детям листы с заданием и предлагает выполнить их самостоятельно.
Инструкция - «Рассмотрите картинки, прочитайте слова и соотнесите каждое слово с соответствующей картинкой».
Используемые материалы - слова-англицизмы: кросс, джаз, джем, сейф, снайпер, сэндвич, сайт, хобби, босс, пикник, бизнес, скейтборд, постер, шоу, супермаркет, кроссворд, холл, кекс, хоккей, лифт; картинки с изображением вышеуказанных слов.
Всего: 20 слов, 20 картинок.
Для оценки выполнения детьми задания нами были отобраны следующие критерии: правильность и самостоятельность выполнения задания.
Уровни
Высокий – правильное, самостоятельное выполнение задания
Средний - допускаются ошибки (от 1до 10), испытываются затруднения в выполнении задания, требуется незначительная помощь в виде подсказок;
Низкий – задание выполняется с большим количеством ошибок (> 10), отказ от помощи педагога.
Во втором задании предлагается самостоятельно дать определение словам.
Цель задания - изучение понятийного (сигникативного) аспекта лексического значения англицизмов младших школьников.
Процедура исследования - экспериментатор раздает детям листы с заданием и предлагает выполнить их самостоятельно.
Инструкция - прочитайте слова и дайте им своё определение.
Используемые материалы - слова-англицизмы: кросс, джаз, джем, сейф, снайпер, сэндвич, сайт, хобби, босс, пикник, бизнес, скейтборд, постер, шоу, супермаркет, кроссворд, холл, кекс, хоккей, лифт; картинки с изображением вышеуказанных слов.
Всего: 20 слов, 20 картинок.
Для оценки выполнения детьми задания нами были отобраны следующие критерии: правильность и точность выполнения задания.
Уровни критериев:
Высокий – правильное, точное выполнение задания;
Средний – допускаются 1-5 ошибки, неточности в толковании значения слов (от 3 до 10), испытываются затруднения в выполнении задания;
Низкий – задание выполняется с большим количеством ошибок и неточностей (> 10).
В третьем задании предлагается составить свои фразы со словами.
Цель задания - изучение понятийного аспекта лексического значения младших школьников.
Процедура исследования - экспериментатор раздает детям листы с заданием и предлагает выполнить их самостоятельно.
Инструкция – почитайте слова и составьте свои фразы со словами.
Используемые материалы: слова-англицизмы: кросс, джаз, джем, сейф, снайпер, сэндвич, сайт, хобби, босс, пикник, бизнес, скейтборд, постер, шоу, супермаркет, кроссворд, холл, кекс, хоккей, лифт; картинки с изображением вышеуказанных слов.
Всего: 20 слов, 20 картинок.
Для оценки выполнения детьми задания нами были отобраны следующие критерии: правильность и уместность употребления англицизма во фразе.
Уровни критериев:
Высокий – правильное выполнение задания, уместное употребление англицизмов;
Средний - допускаются ошибки (от 1 до 10), неуместно употребляются англицизмы, испытываются затруднения в выполнении задания,
Низкий – задание выполняется с большим количеством ошибок (> 10), неуместное употребление англицизмов.
Описание результатов эксперимента
При выполнении детьми 1-го задания были получены следующие количественные результаты:
Таблица 1
Ребёнок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Кол-во правильных ответов
20
20
20
17
19
20
20
20
20
20
Кол-во подсказок
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Как видно из таблицы большинство детей оказались на высоком уровне. Для выполнения ими этого задания было характерно правильное и самостоятельное выполнение задания. Дети понимали значение слов и правильно соотносили их с картинкой. 80 % испытуемых выполнили задание без ошибок, и лишь два ребёнка сделали малочисленные ошибки. Например, один ребенок не соотнёс слово бизнес с соответствующей картинкой, а другой – неправильно подобрал картинки к таким словам как шоу, постер и джаз.
Таким образом, мы можем сформулировать первую особенность понимания англицизмов младшими школьниками. В пассивном словаре младших школьников присутствует большое количество англицизмов, денотативный аспект лексического значения слов английского происхождения сформирован. Младшие школьники 3-х классов правильно понимают слова английского происхождения.
При выполнении детьми 2-го задания были получены следующие количественные результаты:
Таблица 2
Ребёнок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество правильных ответов
18
20
20
17
18
19
19
20
19
20
Для качественного анализа 2-го задания, каждое из определений, предложенное ребёнком, сравнивалось с истинным лексическим значением англицизма. Как видно из таблицы 2 большинство детей оказались на высоком уровне развития процесса понимания англицизмов. Они правильно и точно выполнили задание. У них в достаточной степени сформирован понятийный аспект лексического значения слов английского происхождения. Для выполнения ими этого задания была характерна близость ответов к верному толкованию слов. Во многих случаях толкование основывалось на дословном, часто правильном переводе с английского языка. Так слова джем, сэндвич, постер правильно определяются как варенье, бутерброд и плакат. Среди наименее освоенных оказались слова холл и джаз. Причина неосвоенности слов видится в том, что они из жизни взрослых людей, и у детей не вызывают интереса.
Можно сделать вывод, что младшие школьники понимают те слова, которые чаще слышат и сами употребляют в речи.
При выполнении детьми 3-го задания были получены следующие количественные результаты:
Таблица 3
Ребёнок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество правильных, уместных ответов
20
19
19
15
19
16
19
20
20
17
Как видно из таблицы № 3 данное задание оказалось для детей самым сложным. В нём школьники сделали наибольшее количество ошибок. Но всё же большинство испытуемых показали хороший результат, оказавшись на высоком уровне. Для выполнения ими этого задания было характерно наличие 1-5 ошибок, лишь 30% учащихся выполнили задание без ошибок. Так детьми были составлены фразы «Джаз- танцор диско», «Холл - моё хобби», где неуместно звучат такие слова как джаз и холл. В ряде случаев школьники испытывали трудности в составлении фразы с заданным словом и заменяли его синонимами.
Так, понимая общий смысл слова, правильно относя его к определённой тематике, младшие школьники допускают малочисленные ошибки в употреблении слов в речи, испытывают трудности в составлении фраз с англицизмами. Большинство школьников правильно и уместно употребляют англицизмы во фразах.
Вывод
Последние 20-30 лет англицизмы проникают в русский язык настолько стремительно и в таких больших количествах, что языковеды заговорят о таком явлении, как англо-русский билингвизм. Это вызвано, во-первых, открытостью современного общества для международных контактов, во-вторых, международным статусом английского языка, что обусловило массовое вхождение в русский язык заимствований. В рамках сложившейся ситуации актуальным становится вопрос о понимании англицизмов. В нашем исследовании мы изучали понимание англицизмов младшими школьниками. В процессе работы нами была достигнута цель, решены задачи и подтверждена гипотеза исследования.
Теория позволила выявить проблему по выбранной теме. Вопрос о понимании младшими школьниками англицизмов малоизучен и должным образом не освещен в литературе.
Разработанная нами методика изучения понимания англицизмов младшими школьниками позволила выявить ряд особенностей: младшие школьники правильно и точно понимают англицизмы; младшие школьники лучше понимают те англицизмы, которые чаще слышат и сами употребляют в речи;
младшие школьники уместно употребляют англицизмы.
Таким образом, наше исследование не претендует на исчерпывающую полноту по изучению проблемы понимания англицизмов младшими школьниками 3-х классов, и мы предлагаем продолжать работу по данной теме.
15