урок литературы на тему Мой гений веки пролетит… (9 класс)
Урок литературы в 9 классе.
Дата_________________
Тема: «Мой гений веки пролетит» М.Ю.Лермонтов.
Цель:
Расширить знания учащихся о жизни и творческой судьбе поэта, формировать умение работать с источниками, систематизировать материал, выделять главное.
Развивать связную речь учащихся, внимание и образное мышление; формировать умение работать в группе.
Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова.
Оформление урока: портреты и автопортреты М.Ю.Лермонтова, иллюстрации с видами музея в Тарханах, романсы на стихи Лермонтова.
Ход урока:
Организационный момент.
И Россия знает величайшего своего
поэта, завороженного райской возрожденческой красотой. Этот поэт – Пушкин. Но не бывает рая без ангелов. Знает она и своего второго ангельского гения, гения – духовидца. Гений этот – Лермонтов.
В.И.Ильин
Повторение.
Михаил Юрьевич Лермонтов относится к тем немногим гениям нашей литературы, которые очень быстро расцвели и за очень короткую жизнь создали целую эпоху в литературе. За немногие годы поэт успел написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов. С некоторыми из них вы уже знакомы. Давайте вспомним эти прекрасные произведения. Послушайте и скажите, из каких произведений М.Ю.Лермонтова взяты эти строки? Каковы их темы?
(учитель зачитывает отрывки произведений на карточках, учащиеся определяют название произведения и тематику)
3. Целеполагание для учащихся:
На уроках литературы в средних классах вы уже знакомились с некоторыми фактами биографии М.Ю.Лермонтова. Сегодня наша задача не только расширить свои знания о судьбе поэта, но и попытаться определить, какой след каждый из этапов жизни оставил в его творчестве . Вместе с тем, мы будем учиться работать в группах, использовать различные источники, учиться анализировать, выделять главное, логически выстраивать свой ответ.
Для работы нам нужно разделиться на четыре группы. А сделаем это следующим образом. Перед вами фигуры разных цветов. Возьмите ту фигуру, цвет которой вам больше нравится.
а) фиолетовый, жёлтый – портретисты ( т.к по мнению психологов, эти цвета творчества, искусства).
б) зелёный, синий – историки (люди, которым нравятся эти цвета, обладают способностью анализировать).
в) красный – исследователи (цвет действия, побуждающий к исследованию)
г) голубой - психологи (люди, которым присущ интерес к душе человека)
Всю биографию Лермонтова можно условно разделить на 4 этапа:
I этап: 1814 – 1827 – детство и отрочество
II этап: 1828 – 1834 – годы учёбы
III этап: 1834 – 1837 – жизнь в Петербурге. Первая ссылка на Кавказ.
IV этап: 1838 – 1841 – Петербург. Вторая ссылка на Кавказ.
В каждой группе будет работать представитель каждого направления деятельности:
историк, исследователь мемуаров, портретист и психолог. У каждого из вас своя задача.
Историки – ваша задача: отследить хронологию событий жизни Лермонтова.
Исследователи мемуаров – вам нужно выяснить, что пишут современники поэта о данном периоде жизни.
Портретисты – исследуют отзывы искусствоведов о портретах и автопортретах поэта.
Психологи – определить душевное состояние поэта в этот период жизни.
Задачи у каждого члена группы - разные, а вот цель – одна: определить, какую роль сыграл каждый из этапов жизни М.Ю.Лермонтова в формировании его поэтического мира? На работу вам даётся 10 минут. В помощь вы получаете карты, с началом фраз, которые помогут вам побыстрее справиться с заданием.
Работа учащихся в группах. .
(Звучит романс на стихотворение Лермонтова «Ангел»)
Выступления учащихся по I этапу жизни поэта «Детство и отроческие года».
Слово учителя: На северо-западе Пензенской области в прекрасном уголке России расположилось странное село Тарханы, куда Лермонтова привезли полугодовалым ребенком. Барский дом – деревянный, с мезонином. В этом доме прожил Лермонтов много лет, пестуемый горячо любящий его бабушкой. Отсюда навсегда уехал его отец, Юрий Петрович. Эта незаживающая душевная рана определила один из ведущих мотивов творчества – мотив одиночества- и вылилась в горькие строки:
Ужасная судьба отца и сына.
Жить розно и в разлуке умереть.
Но, несмотря на это, Тарханы всегда оставались для Лермонтова родным домом. Сюда стремится он, эти места вспоминал в шуме праздной великосветской толпы и в трудные минуты. Любовь к Родине – одна из главных тем лирики поэта.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю о ней, я плачу и люблю
Этот этап жизни определил две темы в творчестве поэта – одиночества и любви к Родине.
6.Выступления учащихся по II этапу «Годы учебы»
Учитель: Нельзя сказать, что жизнь Лермонтова была наша невзгод. Беззаветно любящая бабушка, многочисленная просвещенная родня, блестящее общество, полная материальная обеспеченность, учеба в лучших учебных заведениях Москвы. Но поэт, с ранних лет ощущая внутренний конфликт с окружающей средой, с его характером, душой и талантом, не вписывался ни в университет, ни в школу юнкеров, ни в светские балы с их дежурными разговорами, задыхаясь в мире светского маскарада. Поэт снова один.
Как в ночь звезды падучей пламень
Не нужен в мире я.
Именно на этом этапе жизни в творчестве поэта появляются стихотворения, пронизанные не только чувством одиночества, но и жаждой свободы и жизни.
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствие туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
И в этом же периоде в лирике Лермонтова появляется еще одна тема – тема любви, связанная с именем любимой, но потерянной для него женщины –Варвары Александровны Лопухиной. Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал
Тому судья лишь Бог, да совесть!
(Звучит романс «Бел
·еет парус одинокий» на стихи Лермонтова)
Выступления учащихся по III этапу.
Великий кавказец, поэт Ованес Тумаян, назвал Лермонтова приёмным сыном Кавказа. Лермонтов исполнил долг любви к прекрасной земле, к людям этой земли, которую он считал своей второй, поэтической родиной, посвятив Кавказу множество прекрасных произведений.
Тема Кавказа одна из любимых тем поэта.
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
Выступления учащихся по IV этапу.
Учитель: В последние годы жизни поэт, словно предчувствуя , все чаще в своих произведениях размышляет о жизни и смерти, о судьбах людей. Появляется философский мотив. 15 июня, между 6 и 7 часами вечера, во время грозы, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, закончившаяся трагически.
Майор Мартынов (бывший однокашником Лермонтова по юнкерской школе), был сослуживцем Ж.Дантеса, убийцы Пушкина. Россия понесла ещё одну невосполнимую утрату.
Поэтесса Е.Ростопчина написала:
Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,
Но преждевременно, противника рукой –
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!...
Пушкин и Лермонтов. Их имена всегда стоят рядом. Стоят они рядом и в эпиграфе к нашему урок, Пушкин- величайший поэт, а Лермонтов – ангельский гений – духовидец. исследователи творчества поэтов много лет рассуждают о том, насколько различны поэтические миры двух . Дома вы будете работать над статьей учебника «Два поэтических мира»
И попытаетесь найти ответ на вопрос – «В чем противоположность двух поэтических миров - Пушкина и Лермонтова?»
Учитель: Литературоведы много говорят о своеобразии поэтических миров Пушкина и Лермонтова, но все их высказывания объединяет одно – признание поэтического гения обоих поэтов. И возвращаясь к проблемному вопросу, попробуем сделать вывод: какую роль сыграл каждый из этапов жизни М.Ю.Лермонтова в формировании его поэтического мира?
Вывод: Каждый этап жизни поэта по - своему интересен и уникален. События, происходившие в его жизни, определили мотивы произведений. Каждое оставило свой неизгладимый след не только в его душе, но и сказалось на формировании творчества.
Этап
жизни
Мотив творчества
Детство
1814 – 1827
Мотив одиночества
Тема Родины
Годы учебы
1828 - 1834
Тема одиночества, свободы
Жизнь в Петербурге.
Первая ссылка на
Кавказ.
1834 - 1837
Тема Кавказа
Снова Петербург.
Вторая ссылка на
Кавказ.
1838 - 1841
Философский мотив
Каждый мотив проникнут чувствами и переживаниями. Поэтому, произведения актуальны и по сей день.
Ираклий Андроников сказал о Лермонтове: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями, волей и проницательным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого».
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда – нибудь увидел свет.
Итог урока. – Какие впечатления оставил урок? Заставил ли задуматься?
У каждого из вас на столе лежат знаки: +,-,?. Выразите, пожалуйста, свое отношение к уроку, выбрав соответствующий знак.
Домашнее задание: А) Повторить стихотворения, связанные с темой одиночества: «Парус», «Сосна». Выразительное чтение, письменный анализ одного стихотворения на выбор.
Б) Прочитать в учебнике статью «Два поэтических мира», найти ответ на вопрос – «В чем противоположность двух поэтических миров - Пушкина и Лермонтова?»
Оценки за урок.,
Карта – помощник для историков.
Этап I (1814 -1827)
1.М.Ю. Лермонтов родился
2.Рано осиротел
Детские годы провел в имении бабушки
3.Е.А.Арсеньева завещала состояние.
4.Был очень одаренным ребенком
5.Первое образование получил дом
Карта – помощник для историков.
Этап II (1828-1834)
1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен в четвертый класс
В 1830 году поступает в
В 1832 году Лермонтову приходится уйти из университета за участие в кружке, в котором обсуждались не только литературные вопросы.
Уехал в Петербург, где поступил в школу гвардейских подпрапорщиков.
С получением звания.
Среди светского общества поэт ощущает одиночество, стремиться к жизни, его не устраивает скучная светская жизнь, наполненная фальшью. Здесь же происходит его встреча с Варварой Александровной Лопухиной, в связи с этим в лирике поэта появляются стихотворения о любви.
В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей России, из под пера его вышло стихотворение
«Смерть поэта».
7 . Стихотворение вызвало недовольство
8 Лермонтов был сначала арестован, а потом сослан на Кавказ.
Карта – помощник (историки)
3 этап
По дороге на Кавказ Лермонтов простудился.
В этот период в творчестве поэта появилось большое количество произведений о Кавказе.
Весной 1838 года, благодаря хлопотам бабушки
Светская жизнь, насыщенная балами продолжалась
Но в феврале 1840 года на балу у графини Лаваль
Дуэль состоялась за Черной речкой
Карта – помощник (историки )
4 этап
1 После дуэли с Эрнестом де Барантом поэта снова отправили на Кавказ,в действующую армию.
2.Он проявил себя исключительно храбрым
Жизнь на Кавказе, служба в действующей армии, где жизнь и смерть ходили рядом, порождают
в лирике поэта произведения на философские темы.
Зимой 1840 император разрешил
Лермонтов пробыл в Петербурге
В начале июня 1841 года возвращается на Кавказ.
июля 1841 года на вечере в доме Верзилиных у Лермонтова произошло столкновение
с его бывшим одноклассником Мартыновым.
Состоялась дуэль, на которой Лермонтов был убит.