Статья для научно-практической конференции по направлению: психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Тема: Кружок по психологии как форма организации психолого-педагогического сопровождения в первых кл
Табурина Евгения Алексеевна, Сахалинская область, г. Корсаков, МБОУ «СОШ № 1».
Статья для научно-практической конференции по направлению: психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Тема: Кружок по психологии как форма организации психолого-педагогического сопровождения в первых классах.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих:
реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;
реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда [1, 9].
Поэтому психолого-педагогическое сопровождение – это еще и метод работы педагога-психолога, представляющий собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде [2, 20].
Эта работа является одной из наиболее сложных, поскольку протекает внутри социальных систем и предметом ее является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, окружающими взрослыми и сверстниками, с самим собой.
Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов последовательно и детально разрабатывается в настоящее время в работах М. Р. Битяновой, Э. М. Александровской, Е. И. Казаковой, Г. Бардиер и др. в трех основных плоскостях:
ценностно-смысловые основания метода сопровождения;
организационные модели сопровождающей деятельности;
содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения;
В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного М. Р. Битяновой, педагог-психолог действует в трех направлениях.
Первое: отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.
Второе: создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, психопрофилактическая развивающая работа.
Третье: создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, "не берут" из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.
В рамках второго направления в МБОУ «СОШ № 1» г. Корсакова реализуется программа кружка по психологии «Путешествие в Мир Эмоций»[5, 258]. Данная программа психопрофилактических развивающих занятий по психологии в начальной школе в своей теоретической основе опирается на понятие психологического здоровья, введенное И. В. Дубровиной и в последующем развитое О. В. Хухлаевой [7, 10].
В программе используются следующие методические средства: ролевые игры, коммуникативные и «командные» игры, методы, развивающие воображение, терапевтические метафоры, упражнения, формирующие эмоциональный интеллект, когнитивные методы, групповые дискуссии, арт-терапевтические методы, упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей.
Основная цель программы психопрофилактических занятий: формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей, выполнение возрастных задач развития.
Выделяются следующие задачи программы в первом классе:
Развить позицию школьника.
Развить умение распознавать и владеть собственными эмоциями, обучить навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта).
Снизить страх ошибки.
Развить рефлексию.
Повысить самооценку.
Сплотить детский коллектив.
Занятия кружка проходят раз в неделю. Схема построения занятия: ритуал приветствия, психологическая разминка, основное содержание занятия, ритуал прощания.
Для отслеживания эффективности данной программы нами в течение учебного года (сентябрь-январь-май) проводится психологическая диагностика, для которой выбран следующий инструментарий:
·методика выявления уровня самооценки «Лесенка» [4, 80];
·методика «Беседа о школе» модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера на выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения [3, 95];
·методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» по А. Н. Лутошкину [6, 82].
Данные диагностики были проведены в I и III четвертях. Результаты отражены в диаграммах.
В начале учебного года ученики обоих классов с помощью методики А. Н. Лутошкина определили стадию развития своего коллектива как «Мягкая глина». В IV четверти все используемые методики будут проведены повторно. По их результатам можно будет судить об эффективности такой формы организации психолого-педагогического сопровождения в первых классах, как кружок по психологии. Тем не менее, уже сейчас можно говорить о положительной динамике исследуемых психологических показателей.
Список литературы
1.Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Серия: В помощь школьному психологу. Авторы: Коробкина С. А. Издательство: Учитель, 2009. – 238 с.
2.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000. – 298с. (Практическая психология в образовании). Издание 3-е, стереотипное.
3. Истратова О. Н., Справочник психолога средней школы / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Издание 6-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 442 с.
4. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. -- М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
5. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы
· Л. М. Новикова, И. В. Самойлова. – М. : Эксмо, 2009. – 384 с. – (Настольная книга учителя)
6. Степанов П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003.
7. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Диаграмма 9щђЗаголовок 215