Профилактическая психолого-педагогическая программа работы педагога-психолога ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Тарасовский многопрофильный техникум»
Профилактическая психолого-педагогическая
Программа
работы педагога-психолога
ГБПОУ РО «ТМПТ»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Автор: педагог-психолог Максимова Ирина Сергеевна
Пояснительная записка
Подростковый возраст- это особый период в жизни человека, который имеет много трудностей.Эти трудности связаны с конфликтами, поведенческими отклонениями, агрессивностью, делинквентностью. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Дети- сироты, вступившие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к лишению привычной опеки и принятию самостоятельного образа жизни, вот почему вопросы личностной и социальной зрелости выпускника детского дома имеют первостепенное значение.
Подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека, а для детей-сирот в особенности. Области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения.
Исследование проблем подростков группы социального риска в целом и детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,в частности, убедительно показывают, что выше означенные, направления образуют особую проблемную зону-зону недоразвития психо-эмоциональной, волевой и других сфер жизнедеятельности для детей данной категории. Следует, что именно с этими направлениями в значительной степени связаны трудности их социальной адаптации в самостоятельной жизни. Жизненные ситуации,в которых оказываются дети-сироты после выхода из интерната, предъявляют очень высокие требования к его адаптационным способностям. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречных проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития творческих интересов, обедненным содержание досуга, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения.
В психолого-педагогической литературе подробно освещены вопросы организации социального и психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в профессиональныхучреждениях. Но вопрос об организации и специфических особенностях системы сопровождения в условиях профессионального обучения, несмотря на острую необходимость, недостаточно разработан. Адаптация детей-сирот в профессиональном учреждении- это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период направлен на формирование позитивной жизненной установки в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды,налаживание социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением. Выпускники детских домов и интернатов, сталкиваются с широким спектром трудностей в самостоятельной жизни. Эффективность социально-психологической адаптации данной категории студентов зависит от ряда внешних и внутренних условий :внешние условия предлагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. К ним следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы(социальные,медицинские,образовательные и т.д.),положительное ценностное отношение окружающих, наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков. Внутренние(личностные) условия- это, прежде всего желание и готовность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включиться в социум. К личностным условиям относятся: адекватная самооценка и уровень притязаний, самостоятельность, социальная активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние. Важную роль в этом процессе играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление. Адаптация студентов из числа лиц данной категории в период обучения в техникуме носит комплексный характер. Она включает следующие виды: учебно-профессиональную, социально-психологическую и социально-правовую. При всем разнообразии подходов к социальной адаптации большинство исследователей считают. Что главная ее функция-это принятие человеком норм и ценностей новой социальной среды (группы ,коллектива ,в который он приходит), сложившихся здесь форм социального взаимодействия, формальных связей, а также форм предметной деятельности, например способов профессионального выполнения работ. Процесс адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождается налаживанием социальных связей, усвоением личностью новых социальных ролей. Ограниченный социальный опыт данной категории детей препятствует формированию у них чувства психологической защищенности в ситуациях вне учреждения. Вступление в самостоятельную жизнь нередко приводит к тому, что позиция «ничейного»переходит в отчужденную позицию «один против всех».
Социально-психологическая адаптация-это процесс, результатом которого является адаптированность уровень способности приспособления человека к новым условиям жизни, соответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Учебно-профессиональная адаптация важна, так как профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, является ключевым вопросом в их подготовке к жизни. Результаты исследований свидетельствуют о том, что дети-сироты , не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования.
В настоящее время объективно возрастает значение профессиональной компетентности каждой личности, что повышает конкурентоспособность будущего специалиста. Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего специалиста,
способного свободно и активно мыслить. Моделировать процесс трудовой деятельности, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии является актуальной.
Структура психологического сопровождения обучающихся в процессе обучения.
Родительский коллектив
Администрация
Педагогический коллектив



Запрос на предмет обеспечения педагогической системы
Социально-психологический заказ
Социальный заказ



Просветительская и консультативная работа

Психологическая служба



Индивидуальная работа
Групповая работа
Обучающиеся



Профориентационная работа
Индивидуальная консультация


Консультативная работа

Индивидуальная психодиагностическая
Диагностическая работа



Групповая развивающая работа
Индивидуальная развивающая

Психопрофилактическая работа


Просветительская работа

Личность обучающихся
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, формирование устойчивой позитивной общей и профессиональной самооценки, а также зрелой, положительной просоциальной направленности личности студентов из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, в воспитательно-образовательном процессе техникума.
Задачи:
1.Оказывать педагогическую поддержку в обучении и профессиональном самоопределении, осуществлять индивидуальный подход в организации учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей;
2.Осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения;
3.Создать благоприятные условия для социальной адаптации в условиях техникума;
4.Обеспечивать сохранение гарантий для полной реализации студентами из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей ,своих основных прав и социальной поддержки;
5.Способствовать их профессиональному самоопределению и развитию профессиональной идентичности;
6.Организовать систему взаимодействия структурных подразделений техникума по адаптации лиц данной категории.
Направления работы:
-Профилактика.
-Диагностика (индивидуальная и групповая).
-Консультирование (индивидуальное и групповое).
-Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
-Психологическое просвещение.
Формы работы:
-индивидуальная;
-подгруппами (по 5-6 человек);
-групповая.
Методическое обеспечение:
1.психологическая профилактика
1.Проведение факультативных занятий, направленных на профориентацию студентов.
2.Тренинг по развитию групповой сплоченности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 1 –е курсы).2.диагностика
1.Изучение процесса адаптации студентов 1 курса к учебной деятельности.(Тест Л.В Янковского),(сентябрь-октябрь).
2.Изучение индивидуальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Проективные методики: «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», цветовой тест М.Люшера ),(ноябрь).
3.Выявление психологических причин трудностей в обучении студентов. (Наблюдение в течение учебного года).
4.Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.(Овчарова Р.В.)
3. консультирование
1.Проведение индивидуальных и групповых консультаций детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей.( в течение года).
2.Консультирование мастеров п\о: особенности половой идентификации подростков.
4.коррекционно-развивающая работа.
-игровая терапия.
-тренинги.
5.Психологическое просвещение.
1. «Трудности подросткового возраста»
2. «Ценности людей и законы общества»
3.«Каким я вижу себя и каким меня видят другие»
4. «Выход из конфликтов»
5.Знакомство с половозрастными и психологическим особенностями своего пола (подгруппы девушек и подгруппы юношей с участием врача).6.Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Список литературы:
1. Демидова, Т.П.Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. 2. Дмитриева, О. Ю. Психологическое консультирование в профессиональном образовательном учреждении.
3. Жилина, Л.А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.
5. РоговЕ.И. Настольная книга практического психолога.
6. Юрченко, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот.
Приложение
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Тарасовский Многопрофильный Техникум»
п. Тарасовский
Индивидуальный план сопровождения несовершеннолетнего
Дата составления:
Общие сведения
Ф.И.О.:
Дата рождения:
Место рождения:
Дата приема:
Дата выпуска:
Сведения о родителях, родственниках
Мать:
Родственники:
Описание ситуации наМесто работы, обучения:
Будущая профессия:
Социальный статус:
Материальное положение:
Состояние здоровья:
Уровень сформированности навыков самообслуживания:
Наличие личных документов:
Подробная анкета несовершеннолетнего
1.Образование
2. Семейное положение
3. Наличие и количество детей
4. Место проживания на данный момент
5. Телефон, по которому можно связаться с несовершеннолетним________________
6. Жилищные условия: отдельная квартира с удобствами
отдельная квартира без удобств
отдельная комната в общежитии
съемная квартира
съемная комната
7. Чем занимается в данный момент: учеба
работа
учеба и работа одновременно
незанятость
8. Название учебного заведения, профессия, которую осваивает__________________________________________________________
9. Место работы, должность_________________________________________________________
10. Средства содержания: заработная плата по месту постоянной работы
случайный заработок
стипендия
пособие по безработице
другое_____________________________________
11. Нужда, потребности в настоящее время: одежда
пища
медицинское обслуживание
жилье
другое нет
12. Чем любит заниматься в свободное время:
гулять по улицам
заниматься спортом
спать
другое____________________________________
13. С кем охотнее всего общаться: с друзьями
с родственниками
ни с кем
другое_______________________________
14. Курение: да нет
15. Алкоголь: да нет иногда
16. Наркотики: да нет
17. Правонарушения: отбывал наказание в местах лишения свободы
был освобожден условно
выплата административного штрафа
другое
18. Социально – поддерживающая сеть: родственники
супруг(супруга)
друзья
коллеги
19. Трудности на данный момент: нет
Содержание работы
Цель:
Задачи:
овладение специальностью;
умение оформлять документы на получения и приватизацию жилья;
овладение навыками и умениями космического ремонта жилья;
достижения психологической готовности к самостоятельной жизни.
Маршрут сопровождения несовершеннолетнего
№ Специалисты Предлагаемые мероприятия Ожидаемые результаты Вопросы на контроле
1. Педагог - психолог 1. Психологическая адаптация в новом коллективе.
2. Психологический настрой на преодоление трудностей в учебе.
3. Организация межличностного общения с педагогами и студентами. Быстрая адаптация в новом коллективе. Положительная мотивация на учебу, бесконфликтность. Положительная мотивация на учебу
2. Воспитатель общежития 1.Устройство в общежитии
2. Организация быта в общежитии, социальное обеспечение.
3. Проведение анкеты по адаптации к самостоятельной жизни в социуме.
Адаптация в общежитии ,в новом коллективе, быстрая адаптация к самостоятельной жизни, хорошая учеба Организация комфортного проживания
3. Мастер производственного обучения 1.Выяснение проблем с учебой, здоровьем, путем личного общения по телефону, в интернете.
2.Общий психологический настрой воспитанницы в группе (вера в успех и наоборот).
3.Советы по вопросу правильного распределения денежных средств.
4.Обеспечение участия в общественно – полезной жизни учебного заведения Повышение успеваемости, спортивных достижений; привитие волевых качеств; адаптация в социуме; оптимистический настрой Учеба и посещаемость
4. Зам. Директора по УВР 1.Беседы о необходимости обучения.
2.Выяснение участия в общественно – полезной жизни заведения
3. Обеспечение социальных выплат Повышение успеваемости, адаптация в социуме; оптимистический настрой Учеба и посещаемость
5. Отдел опеки и попечительства Тарасовского района 1. Проведение консультаций по получению льготного жилья.
2.Выяснение участия в общественно-полезной жизни учебного заведения
3.Помощь в организации летних каникул Повышение успеваемости, адаптация в социуме; оптимистический настрой Учеба и посещаемость
Организационный блок
Состав специалистов: зам. директора по УВР, мастер п\о, педагог – психолог
Срок реализации: 10. 10. 2014 – 30.01.2017
С планом мероприятий согласен: директор ГБПОУ РО «ТМПТ» А.А. ХлыпалоДата________________________ Подпись
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению
Является универсальной методикой выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 г.). Она имеет семь шкал.
1. Шкала установки на социальную желательность – 15 пунктов.
2. Шкала склонности к нарушению норм и правил – 17 пунктов.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению – 20 пунктов.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – 21 пункт.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию – 25 пунктов.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций – 15 пунктов.
7. Шкала склонности к делинквентному поведению – 20 пунктов.
Этот опросник позволяет также оценить склонность подростков к двигательной расторможенности, патологическому фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии.
В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений (приводится вариант для лиц мужского пола).
Вопросы
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.
4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.
5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.
7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.
9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.
10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.
13. Я всегда говорю только правду.
14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.
15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.
16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
18. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.
19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
20. Меня обычно затрудняет требование сделать работу к определенному сроку.
21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.
22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
23. Я иногда не слушаюсь родителей.
24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.
26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.
29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.
32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.
38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.
47. Иногда я скучаю на уроках.
48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.
50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
61. Меня раздражает, когда девушки курят.
62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.
78. Я часто не могу сдержать свои чувства.
79. Бывало, что я опаздывал на уроки.
80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
83. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.
84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.
90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.
97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.
Подсчет баллов
Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными далее. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (см. тестовые нормы) больше на IS измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на IS, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «делинквентной» популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для «делинквентной» подвыборки.
Ключи
1. Шкала установки на социально желательные ответы 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет)2. Шкала склонности к нарушению норм и правил 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22(да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93(нет)3. Шкала склонности к аддиктивному поведению 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет)4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да)5. Шкала склонности к агрессии и насилию 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (да), 85 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да)6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да)7. Шкала склонности к делинквентному поведению 18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91(да), 94 (да)Примечание. Некоторые пункты входят одновременно в несколько шкал опросника.
Тестовые нормы
Шкала
(вопросы) n = 229 человек n = 229 человек
«Нормальная» выборка «Делинквентная» выборка
М S М S
1(15) 2,27 2,06 2,49 2,13
2(17) 7,73 2,88 10,97 2,42
3(20) 9,23 4,59 15,17 3,04
4(21) 10,36 3,41 10,98 2,76
5(25) 12,47 4,23 14,64 3,94
6(15) 8,04 3,20 9,37 3,01
7(20) 7,17 4,05 14,38 3,22
Источник: Овчарова Р.В.,Творческий центр «Сфера», Москва,2000 ,с. 255

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Проективная методика «Несуществующее животное»
Для изучения личности старшего школьника вполне можно использовать проективный тест «Несуществующее животное». Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Лист бумаги лучше брать белый. Карандашом средней мягкости, простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.
Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.
ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа.
292
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выраженно) трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; претензией на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.
Положение рисунка в нижней части — обратные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо — устойчивая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).
Голова, повернутая влево — тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно надо выяснить дополнительно).
Положение анфас, т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза.
Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха (японский рисунок после Хиросимы). Это значение особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — показатель истероидно-демонстративных манер. Для мужчин женственные черты характера с подрисовкой радужки или зрачка совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает на окружающих соответствующие реакции: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя своего положения).
Деталь «рот» можно оценивать следующим образом. Приоткрытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, осо-
293
бенно зачерченный трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по отношению к фигуре в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих.
На голове часто расположены дополнительные детали: рога — защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии — когтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии — спонтанный или защитно-ответный.
Перья — тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая часть фигуры (опорная — ноги, лапы, постаменты). Рассматривается отношение этой части ко всей фигуре по размеру и по форме — основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на существенные положения; в противном случае — поверхностность суждений, легкомысленность выводов и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решений — особенно при отсутствии или почти отсутствии ног. Здесь следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединены совсем. Это характеризует контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног свидетельствуют о комфортности суждений и установок, банальности в принятии решений. Разнообразие в положении этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности; соответственно необычность формы — о творческом начале (в норме) или инакомыслии (ближе к патологии).
Части, возвышающиеся над уровнем фигуры. Элементы, расположенные над фигурой, могут быть функциональными или украшающими (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков). Первые — это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, самомнение, неделикатные, неразборчивые отношения с окружающими, либо любознательность, «соучастие» как можно в большем числе мероприятий,
294
завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелыми мероприятиями. Вторые — демонстративность, стремление обратить на себя внимание, манерность.
Хвост — выражает отношение к собственным действиям, поступкам, решениям, размышлениям, вербальной продукции. По тому, повернут на рисунке хвост вправо (положительное отношение) или влево (отрицательное отношение), судят об окраске этого отношения. Кроме того, дополнительными показателями при оценке является направленность хвоста: хвост, направленный вверх, — уверенность, положительная оценка, бодрость; хвост, падающий вниз, — показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т.д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно на хвосты пышные, длинные, разветвленные. Их направленность также имеет значение: вправо — по поводу своих действий или поведения, влево — по поводу своих мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности.
Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура) — это защита от окружающих. Агрессивная защита — если рисунок выполнен с острыми углами; страх или тревога — если есть затемнение контурной линии; опасение и подозрительность — если поставлены щиты, «заслоны». Направленность выступов вверх — защита от людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших во возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Направленность выступов вниз — защита от насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждений. Боковые выступы — недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного: справа — защита больше в процессе деятельности (реальной), слева — защита своих мнений, убеждений, вкусов.Общая энергия. Энергия оценивается количеством изображенных деталей. Отмечается, нарисованы ли только необходимые элементы, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.), заполнены ли контуры, имеются ли штриховка и дополнительные линии или щедро изображены не только необходимые, но и усложняющие конструкцию дополнительные детали. Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астенич-
295
ность, органика. В этом случае можно предположить хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении — слабая, паутинообразная. Противоположный характер линий (жирные с нажимом) не является полярным. Это свидетельство тревожности, а не энергий. Особенно следует обратить внимание на продавленные линии, видимые даже с обратной стороны листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность) . Важно отметить, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.
Тема рисунка. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление животного человеку. Постановка животного в положение прямохождения (две лапы, вместо четырех и более), одевание животного в человеческую одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап на руки — свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм уподобления сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежеланию давать окружающим сведения о себе, наконец, нежеланию подвергаться f тестированию. Акцент на сексуальных признаках (вымя, соски, грудь при человеческой фигуре) — это отношение к полу, фиксация на проблемах секса.
Редко и очень необычно обращает на себя внимание включение механических частей в живую часть животного — постановка на постамент (танковые гусеницы, треножник), прикрепление к голове пропеллера (винта, проводов), вмонтирование в глаза электроламп, в тело или конечности проводов (рукояток, клавиш, антенн) и т.д. Это наблюдается, главным образом, у больных шизофренией и редко у глубоких шизоидов.
Творческие возможности. О творческом начале обычно можно судить по количеству сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала характеризуется изображением реального, существующего животного.
Название. В названиях изображенного «животного» могут рационально соединяться смысловые части («Летающий заяц», «Бегекот»), а также использоваться словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («Реболе-296
тиус», «Воплиолярис»). Первый вариант свидетельствует о рациональности, определенной ориентации. Второй вариант говорит о демонстративности (разума, эрудиции). Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Гряктер», «Ле-лые»), отражающие легкомыслие.
Наблюдаются и ироническо-юмористические названия («Ри-почурка», «Давашпор», «Пузыриес»), характеризующие соответствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («Трутру»). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
БЛАНК ОПРОСНИКА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ОБУЧАЮЩИХСЯГруппа__________          Возраст ___________              Пол ___________
Не курю __________        Пробовал(а) ________            Курю регулярно ________
 
1.    Выбери из представленных ниже жизненных ценностей 3 наиболее, по твоему мнению, важные для человека. Проранжируйте их, поставив рядом числа: 1,2,3. 
А) Профессиональная карьера;
Б) Крепкое здоровье;
В) Хорошая дружная семья;
Г) Яркая, насыщенная жизнь;
Д) Материальное благополучие;
Е) Близкие друзья.
2.    Чем ты готов пожертвовать ради курения табачных изделий:
А) деньгами,
Б) физическим здоровьем,
В) обонянием и чувством вкуса,
Г) чистотой дома и одежды,
Д) приятной внешностью,
Е) продолжительностью жизнью. 
3.    С каким из данных утверждений ты согласен:
А) при курении в кровь попадают такие вещества, которые вырабатываются организмом в ситуациях достижениях победы,
Б) курение является универсальным «ключиком» в установлении отношений в группе,
В) курение дает свободу, вызывая зависимость, т.к. свободному человеку не должно быть трудно бросить курить,
Г) курение вызывает материальную зависимость,
Д) многие взрослые хотят бросить курить и платят за это большие деньги,
Е) курение – это примета взрослости,
Ж) курят в основном под влиянием друзей, но отказ тот курения не означает отказ от друзей,
З) некурящие люди имеют право на свежий воздух,
И) реклама курения – это чьи-то доходы за счет здоровья курильщиков,
К) каждый в праве выбирать, курить или не курить.
4.    Какие жизненные ситуации могут подтолкнуть к курению:
А) одиночество, отсутствие друзей,
Б) курящая компания,
В) курящие родители,
Г) любопытство, интерес,
Д) безделье,
Е) мода, реклама.
5.    Продолжи предложения:
А) здоровье – это…
Б) сильная воля и твердый характер – это…
В) свободный человек – это…
Г) жизнь без табака – это…
Программа профилактики ПАВ «Линия ж
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Мини – лекция
 о вреде алкоголизма и наркотической зависимости
Если обратиться к большому энциклопедическому словарю, то в нем мы находим следующее определение: наркомания (от греч. narke – оцепенение и мания) - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших – оглушение, наркотический сон. Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos- усыпляющий). В медицинской энциклопедии алкоголизм определяется так: это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием HYPERLINK "http://gov.cap.ru/home/70/Doc/%CF%F0%EE%E3%F0%E0%EC%EC%E0.htm" \l "_ftn12" \o "" [6].
Впервые термин «Алкоголизм» был применен в 1849 году шведским врачом и общественным деятелем М. Гуссом (Хусс; М. Huss) для обозначения совокупности болезненных изменений, происходящих в организме под влиянием употребления спиртных напитков. В современном понимании биологическое и медицинское значение термина «Алкоголизм» неотделимо от его социального содержания. Однако не следует ставить знак равенства между пьянством (неумеренным потреблением спиртных напитков), как формой антиобщественного поведения, и алкоголизмом, как болезнью. Пьянство порождает алкоголизм, но не является болезнью. Алкоголизм  характеризуется определёнными признаками, которые отличают его от так называемого «привычного», или «бытового», пьянства. Алкоголизм, хроническое самоотравление алкоголем чаще всего в виде водки, влекущее за собою хронический катар желудочно-кишечного канала, глубокие поражения печени и др. желез, перерождение сосудов и в особенности мозга, что вызывает поражение центральной и периферической нервной системы (неврит - воспаление нервных стволов), шаткую походку, ослабление психической деятельности и понижение нравственного чувства, душевные заболевания. Алкоголизм - хроническое (неизлечимое), прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни - тело, психику, душу и социальную жизнь человека.
Неизлечим алкоголизм в том плане, что человек, потерявший однажды контроль над употреблением алкоголя, никогда уже этот контроль не обретет. Насколько бы не был долог срок воздержания от алкоголя. Соответственно лечение алкоголизма заключается в том, чтобы человек научился жить вообще не употребляя через изменения в био-психо-социо-духовных аспектов личности человека.
Чтобы найти выход, очень важно понять: наркомания - это болезнь. Специалистам, работающим в наркологии, это известно давно, и признается безоговорочно. Болезнь под названием наркомания включена в медицинские справочники и каталоги наряду с любыми другими заболеваниями. Наркомания по степени тяжести приравнивается к онкологическим заболеваниями, так как имеет огромный процент смертности - 96% больных умирает.Понимание наркомании как болезни существует, по меньшей мере, с прошлого века, хотя в обыденном сознании все еще засел стереотип, что если человек употребляет наркотики, то единственная причина этому - его «непутевость», безответственность или вообще порочность и склонность к преступному образу жизни. О том, что такое поведение за может быть проявлением болезни, нередко забывается.
Специалисты считают наркоманию заболеванием, относящимся к группе так называемых аддиктивных заболеваний, болезней зависимости. Поскольку зависимость у наркомана проявляется от химических веществ - наркотиков, наркоманию (с некоторыми другими видами зависимости - например, алкоголизмом) ещё называют «химической зависимостью». Этот термин не надо путать с формами зависимости, выделяемыми уже внутри понятия «наркомания», а психическая зависимость от наркотиков, которая свойственна для всех видов наркозависимости, а также физическая зависимость, которая может быть выраженной или неявной, а в некоторых случаях даже практически отсутствовать.
Лучшая методика борьбы с наркоманией и алкоголизмом - профилактика.
Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.
 

Программа профилактики ПАВ «Линия жизни»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Тренинговое занятие
«Умей противостоять зависимостям»
Цели: выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.
Упражнение (разминка)
Игра "Полет в будущее"
Ход игры:
1.Группе объявляется название игры, зачитывается общая инструкция: "Представьте, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: "В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни". Далее компьютер ломается, успев выдать три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:
выжить;
определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде"
2. Вопросы для обсуждения:
Что означают слова "соблазн", "вредные привычки", "зависимость"? Все ли они одинаково опасны? Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость? Какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т.д.
3. На доске фиксируется список зависимостей:
Химические зависимости:
алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т.д.
Эмоциональные зависимости (убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе):
· постоянно включенный телевизор,
· стремление к риску, азарт,
· откладывать все на потом,
· компьютерные игры,
· постоянное желание разговаривать по телефону,
· постоянное желание спать и т.д.
Ведущий: "Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль".
Игра «В открытом будущем»
Ход игры:
1.Группа делится на команды по 4-6 человек.
Инструкция командам:
«Вот мы и за бортом корабля, теперь нам на практике предстоит узнать, способны ли мы противостоять опасности. Каждая команда в течение 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположения или группового давления постарается соблазнить одного или всех членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план противостояния может составить команда, а выступать - кто-то один). Затем команды меняются местами».
2. Вопросы для обсуждения:
Как себя чувствовали в той и другой роли? Когда распознали соблазн? Какие трудности испытывали при противостоянии? Что помогло успешно справиться с ситуацией?
Ведущий: "Мы нашли способы противостояния соблазнам. Давайте поможем людям и составим "Книгу больших идей" с перечнем тех способов, которые помогли нам".
 
3. "Большая книга идей":
Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя "хорошим", только если  уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие.
·      Умей сказать "НЕТ!" "Спасибо, что обратились ко мне, к сожалению, я не смогу сделать это".
·      Сделайте перерыв и скажите: "Я подумаю об этом и завтра скажу тебе решение".
·      Используйте перерыв эффективно:
·      а) выясни, как в подобной ситуации поступали другие (позвони друзьям);
·      б) попроси помощи у уважаемого человека, в службе "Телефон доверия", у специалиста (психолога);
·      в) составь план дальнейшего действия.
·      г) собрав информацию, будь настойчив в своих желаниях. Говори прямо: "Нет, спасибо, я не хочу сигарету (вина, наркотик). Я хочу...".
·      Отказывай так, чтобы окружающие почувствовали вашу решительность и вашу веру в достижение успеха в любой ситуации.
·      Поощрите себя за одержанную победу!
Ведущий: "Справившись с опасными ситуациями в будущем, мы переносимся в настоящее, чтобы предупредить людей о том, что с ними может произойти, если они не будут улучшать свое настоящее".
Оценивание занятия "голосованием"
 
Программа профилактики ПАВ «Линия жизни»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Классный час:
«Профилактика алкоголизма в подростковой среде».
 
Алкоголизм делает больше опустошения,
чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, и войны.
У. Гладстон   В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли какого страшного врага они приобрели. К сожалению, Печальные последствия употребления спиртного привлекали к себе меньше внимания, чем улучшения настроения, сопутствующее употреблению алкоголя.
В мифах, легендах и сказках древнего мира - всюду фигурирует вино, опьянение, разгул. Пьянство процветало, а за ним следовали его неизменные спутники - разврат, преступления, тяжелые болезни.
Основным действующим началом опьянения любого напитка являлся алкоголь - этиловый, или винный, спирт.
Принятый внутрь он через 5 -10 минут всасывается в кровь и разноситься по всему организму. Алкоголь - яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов, погибают, под действием алкоголя нарушается чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др.
Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом, в первую очередь, страдают высшие отделы мозга, быстро доставленный потоком крови к головному мозгу, алкоголь проникает в нервные клетки, при этом разрушается, в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается.
Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. С начало они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.
Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга в след за усиливающемся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению, утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных отделов мозга.
Известный русский психиатр С.С. Корсаков так описывает это состояние: »опьяненный не думает о последствии своих слов и действий и относиться к ним крайне легкомысленно …Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам«. А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным и скромным даже застенчивым. Все в его личности, что сдерживается воспитанием, навыкам приличия, как будто вылезает наружу. В состоянии опьянения человек может выболтать любую тайну; он теряет бдительность, перестает быть осторожным. Не даром говориться: "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке".
То, что мы в быту благодушно называем опьянением в сущности есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хорошо, если через определенное время организм, освободившийся от яда, постепенно возвращается к нормальному состоянию. А если пьянство продолжается, и новые порции алкоголя систематически поступают в организм ? Что тогда?
Ученые выяснили, что алкоголь, введенный в организм не сразу выводиться от туда, и какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течении 1-2 дней, а в некоторых случаях и больше.
Алкоголь вызывает приятное, приподнятое настроение, а это побуждает к повторному употреблению спиртного напитка. В первое время при желании и твердости характера еще можно отказаться от вина. В противном случае под влиянием алкогольной интоксикации (да и уговоров друзей) воля ослабевает, и человек уже не может противостоять влечению к алкоголю, под влиянием алкоголя получают простор инстинкты, ослабляется воля и самоконтроль, и нередко люди совершают проступки и ошибки, в которых раскаиваются всю жизнь.
Очень опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков. С незапамятных времен наши предки считали единственно пригодными напитками для детей воду и молоко В древней Греции и Риме юношам до определенного возраста вообще запрещалось пить вино.
Алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство. Об этом знали еще в глубокой древности. В Греческой мифологии богиня Юнона родила от опьяневшего Юпитера хромого Вылкана. Правитель Спарты Ликург запрещал в день свадьбы употребление спиртных напитков под угрозой тяжелого наказания. Гиппократ указывал, что причиной идиотизма, эпилепсии и других нервно психических заболеваний является пьянство родителей, которые пили вино в день зачатия.
Пьющие (особенно женщины) под влиянием алкоголя делаются развязными, болтливыми, несдержанными, не достаточно критичными к своему поведению. В пьяном виде женщины теряет стыд, женское достоинство, она склонна к легкомысленному поведению, половой распущенности. Последствие случайных половых связей наступивших в результате опьянения, бывают трагичными.
Венерические заболевания, рождение не полноценных детей - это ведь не только слова, за ними искалеченная, без радостная жизнь.
Венерические заболевания, рождение неполноценных детей - это ведь не только слова, за ними искалеченная, безрадостная жизнь.
Если пьянство - результат неправильного воспитания, слабоволие, распущенности, подражание дурным привычкам, то алкоголизм - серьезная болезнь, требующая специального лечения. Нужны большие усилия, что бы перевоспитать человека, злоупотребляющего алкоголем. Не редко эти условия оказываются напрасными. Нет ни чего ужаснее мужа - пьяницы, заставляющего страдать жену и детей.
Ты уже настолько взрослая, что должна уметь выбирать друзей. В твоем окружении не должно быть людей, не представляющих себе удовольствие без рюмки, не говоря уже о том, что сама ты должна избегать употребления спиртного. Надо найти в себе мужество противостоять тем, кто пытается склонить тебя к употреблению спиртного. Все эти застолья с обязательным «пить до дна», «штрафными» для опоздавших - удел обывателей. К сожалению велика сила инерции, втягивающая в сферу обязательных выпивок. Кто, как не женщина, должен бороться с этим не только лично, но и общественным злом ! Вокруг каждого злоупотребляющим алкоголем, должна быть создана атмосфера осуждения и нетерпимости. Избегай вечеринок, собирающихся с целью выпить, и людей, не представляющих себе веселье без выпивки.
Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее.
Думаю, что вывод тебе сделать не трудно: никогда и не при каких обстоятельствах не пригубливай вина, даже если это предложат тебе близкие люди - товарищи и родные.
Нелишне повторить, что при употреблении вина у девушек и юношей поражаются все органы, но особенно ранимы центральная нервная система, резко падает память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями …
В колонии несовершеннолетних правонарушителей мне довелось беседовать с колонистами. Оказывается, на многих из них хорошие характеристики, они прилежно учились, увлекались интересными делами, читали книги, а привело их сюда, в колонию, вино, «всего стакан», как говорят они. Вед преступления, совершенные в состояние опьянения, носят отягощенный характер и особо строго наказывается.
Программа профилактики ПАВ «Линия жизни»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Цикл индивидуальных психокоррекционных  упражнений
на развитие самомотивации обучающихся к учебной деятельности.
Упражнение 1. «Доска визуализации».
На эту доску вы вешаете рисунки или картинки всех ваших вознаграждений, которые вы хотите получить за достижения своих целей. И потом смотрите на неё и как бы начинаете чувствовать, что уже владеете все этим и чувствуете себя так, как будете себя чувствовать, когда будете владеть этой наградой. Ещё можно закрыть глаза, что представить и почувствовать, как вы этим владеете. Этот метод лучше комбинировать с умственной зарядкой, чтобы ваше подсознание чётко понимало: какая вещь на вашей доске визуализации связана из ваших целей. Это метод способен творить чудеса.
Упражнение 2. «Умственная зарядка или эмоциональная
визуализация ваших целей».
Каждый день вы закрываете глаза и начинаете чувствовать себя, так как будто вы уже достигли своей цели. И главное вызвать как можно более чёткие и сильные эмоции. С первого раза может и не получиться, всё придёт с практикой. Главное как минимум 3 месяца делать такие умственные зарядки, и тогда вы сможете полностью раскрыть их потенциал. У этого приёма много применений: достижение целей и мотивация, эмоциональный настрой на успех или удачу (удачный день), изменение взаимоотношений с людьми.
Упражнение 3. «Благодарность».
 Его можно использовать в двух вариантах: для переключения сознания с плохого на хорошее или же для мотивации других людей. Первый вариант: если вы чем-то недовольны в своей жизни и постоянно на этом концентрируетесь. То проделайте такое простое упражнение: составьте список всего, за что вы благодарны  жизни и каждое утро начинайте с его прочтения используя второй приём «повторение ваших целей с желанием их прочувствовать». Это придаст вам дополнительной бодрости и переключит с негатива на позитив. Второй вариант: если вам надо, чтобы кто-то за вас что-то сделал. Начните его благодарить за то, что он уже сделал вам до этого.
Упражнение 4. Идентификация с любимым животным.
Цель: Отождествляясь (идентифицируясь) с кем-то или с чем-то, можно ускорить мотивационные превращения своей личности.
Когда мы отождествляемся с героем, когда, стремясь наследовать его, воображаем ситуации, в которых мы осуществляем социально желаемые действия, то это имеет определённое влияние на нашу личность.
Соответствующие изменения наблюдаются и при идентификации с любимым животным (которое, преодолевая препятствия, стремится достичь своего). Отождествляясь с таким животным, вы способны актуализировать свою настойчивость и повысить мотивацию достижения.
Задания
Выберите одно животное, которому присущи черты, которые вы стремитесь развить. Попробуйте отождествиться, ассоциироваться с животным, которое будет настойчиво, невзирая на трудности и препятствия, направляться к своей цели.
Побудьте в образе этого животного и попытайтесь не менее пяти минут преодолевать в воображении трудности, стремясь достичь своего.
Ответьте на вопросы:
- С каким животным вы отождествлялись (ассоциировались)?
- Какие ситуации, связанные с достижением цели, вы воображали?
- Что вы ощущали, переживали в этот момент?
Упражнение 5.  Указывая ошибки - отметьте улучшение.
Довольно часто педагоги и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости студентов, вследствие чего у них формируется чувство беспомощности, снижается самооценка. Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определённом компоненте деятельности:
Пример.
Пусть ошибок ещё много, но они не такие серьёзные, как те, которые ты так часто допускал раньше.
Пусть трудностей ещё немало, но ведь в этом компоненте ты продвинулся далеко вперёд.
Пусть не всё ещё удаётся, но обрати внимание, над этим ты хорошо поработал, и уже видны позитивные изменения. Следовательно, есть возможности развития и в других аспектах деятельности.
Всегда можно найти и отметить позитивные моменты, улучшения определённых аспектов деятельности. Но некоторые родители и педагоги склонны считать, что если указать на ошибки, то ребенок будет стремиться не повторять их. Но такая стратегия часто вызывает нежелательный эффект: если указывать только на недостатки, не поощряя, не подбадривая человека, то со временем у него появляется отвращение к такой деятельности (и негативное отношение к субъекту воспитательного процесса: к педагогам или родителям).
Для того чтобы побуждать ребёнка к учению (или взрослого к работе), следует обязательно отмечать позитивные изменения, обращать внимание на то, что именно у человека получается лучше.
Задание:
Замечая свои недостатки и ошибки, акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону.
Упражнение 6. «Попроси самого себя».
Цель: Это упражнение следует выполнять тогда, когда вы должны сделать что-то важное, но вам не хватает побуждения (желания и энергии работать).
Человек может просить и побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Иногда, когда нет желания работать (но вы осознаете важность дела), общение с самим собой, убеждение и просьба, обращённые к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации.
Прибегая к разнообразным вариантам влияния на себя, вы можете найти наилучшие приёмы самопобуждения (которые в большей мере, чем другие, отвечают вашей индивидуальности). Человек накапливает опыт влияния на других людей; так же он может тренироваться и в самопобуждении.
Задания
1. Попросите себя обязательно выполнить что-то важное для вас. Можете использовать аналогичные приёмы, когда просите других выполнить что-то. Используйте:
- убеждение в необходимости деятельности;
- просьбы и ласковые слова.
2. Напишите 2 варианта просьбы и убеждения самого себя. Выберите наилучшие варианты.
3. Выработайте общие правила, принципы убеждения самого себя.
Анализ:
- Отметьте эффективность упражнения в баллах;
- Выясните, какая именно форма просьбы (формула самопобуждения) наиболее эффективна для вас.
Пример. Надежда (студентка-первокурсница) поставила перед собой цель – улучшить показатели изучения английского языка до стабильных отличных результатов. Осознавая необходимость систематических занятий, она, однако, не могла себя организовать на ежедневную работу. Позже, взявшись за дело серьёзно, девушка стала убеждать и просит сама себя:
«Надя, я тебя прошу, перестань бездельничать! Берись за ум, ты же способная и такая умница! Я тебя умоляю, работай ежедневно над английским. Ты же знаешь, что только систематические занятия принесут результаты. Ты же молодчина и всегда сможешь найти хотя бы часок для этого важного дела. Ты же настоящая красавица, а будешь нравиться окружающим ещё больше, когда овладеешь английским.
Я всё поняла и обещаю себе, что буду добросовестной, буду работать ежедневно, осознавая, что только систематические занятия гарантируют успех. Я обязательно выполню свою просьбу».
Таким образом, прося и убеждая саму себя, студентка смогла преодолеть свои трудности в самоорганизации и впредь ежедневно (а не эпизодически, как это было раньше) работала над совершенствованием английского языка.
Упражнение 7.  Упорядочивание сада.
Цель: Это упражнение рекомендуется выполнять тогда, когда вы перегружены делами и не знаете, за что приняться в первую очередь.
Процедура
1. Представьте себе, что ваша жизнь, ваши дела - это заброшенный сад, в котором вы стремитесь навести порядок. Вы пытаетесь возродить его, оживить старые кусты и деревья. Некоторые растения так разрослись, что не видно земли и тропинки.
2. Представьте себе, что вы начали с определённой части сада, подрезаете ветви, пересаживаете деревья, поливаете их (т.е. делаете всё, чтобы оживить, возродить сад). Вы стремитесь к тому, чтобы отдельные кусты, деревья и цветы лучше развивались.
3. Вы пытаетесь протоптать и упорядочить тропинки, ведущие к различным уголкам сада.
4. Вы стремитесь придать саду эстетический, гармоничный вид. Вы делаете всё, чтобы отдельные кусты, деревья и цветы согласовывались, дополняя друг друга, образуя прекрасный растительный ансамбль.
По аналогии с упорядочиванием сада пытайтесь упорядочить свои учебные дела. Стремитесь, чтобы отдельные виды вашей деятельности согласовывались, дополняли, обогащали друг друга.
Упражнение 8.  Эстетические ассоциации.
Цель: Выполнение этого упражнения даст возможность перенести энергию, мотивационный заряд и позитивные эмоции с приятного для вас объекта на предмет вашей деятельности.
Процедура.
1. Попробуйте ассоциировать вашу деятельность, её предмет с определённым, приятным для вас объектом. Закройте глаза. Пытайтесь вызывать приятные образы, которые связаны с ассоциируемым объектом, например, цветком. Позже запишите эти образы и ассоциации.
2. Потом вызовите из памяти образы, связанные с вашей деятельностью. Пытайтесь ассоциировать вашу деятельность с образами, которые появлялись в ходе предыдущего задания (цветок). Не оценивайте образы, которые возникают у вас. Пусть они сами по себе свободно всплывают. Запишите ассоциации и образы, которые возникли в связи с деятельностью.
3. Попробуйте ассоциировать вашу деятельность с другими символами, объектами, существами и явлениями природы (например, с солнцем, мифологическими героями, которыми вы восхищены, приятными звуками и т.п.).
4. Проведите анализ данного упражнения. Насколько эффективно было выполнение предложенных заданий? Какие символы, объекты лучше всего ассоциировались с вашей деятельностью? Запишите их и используйте в дальнейшей работе.
Упражнение 9.  Позитивное отношение к ошибкам
(не ошибается только тот, кто ничего не делает).
Невзирая на банальность этого изречения, следует признать, что действительно активные люди допускают большее число ошибок, но они и значительно чаще достигают успеха, чем пассивные люди.
Следует осознавать, что ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятельности.
Задания
1. Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражали бы позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления. Эти изречения вы можете применять для поддержки как своей мотивации, так и мотивации других людей.
2. Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно (или когда-то раньше). Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании. Поразмышляйте над методами, которые будете использовать, работая над развитием определённых навыков и способностей. Заполните следующую таблицу:
1. Придумайте 4 варианта девизов (для себя и для других), которые помогли бы вам реагировать на собственные неудачи и ошибки. Например,: «Ошибки - это замечательно! Я теперь знаю, над чем работать».
2. Ваш сын (студент) неудачно выполнил какое-то задание, потерпел поражение, вследствие чего потерял веру в себя, разочаровался и не желает так же интенсивно, как раньше, заниматься этим делом или учебным предметом. Что бы вы сказали? Каким образом можно не только успокоить ребёнка, но и побудить, вдохновить его на работу и достижения?
Упражнение 10. Дамоклов меч. Мотивация ОТ. Мотивация «К».
Мотивация «ОТ». Проговорить про себя, прочувствовать, проникнуться идеей того, что - «если я этого для себя не сделаю, то я всю свою оставшуюся жизнь, все своих оставшихся 30-40 лет жизни так и буду жить: не умея любить, попадая в депрессуху по любому поводу, не пользуясь уважением, не умея планировать время и деньги, оставаясь внутренне несвободным...».И здесь, если действительно прочувствовать весь ужас того, что вся оставшаяся жизнь может быть такой :-) - то может возникнуть вполне хороший стимул, чтобы что-то начать делать уже сейчас.Мотивация «К». Представить в красках, вживую, свое возможное счастливое будущее. Буквально почувствовать, какого это жить в шкуре успешного человека. «Когда я умею...». И если картинка достаточно яркая и привлекательная - то возникает желание к ней тянуться, возникает желание делать эти славные, милые и добрые упражнения.
Сделать себе «дамоклов меч». Если ты хочешь что-то сделать, например, выучить английский язык, но чувствуешь, что тебе может не хватить энергии - то делай следующее: всем своим друзьям и знакомым расскажи про этот твой план; со многими из них спорь на шоколадки и конфеты, что ты таки сумеешь за 2 месяца выучить 3000 слов на английском и т.д.И тогда через некоторое время, все твои друзья при встрече будут тебя спрашивать: «Ну как? Как идут дела? Сколько слов выучил?»... И зная, что за это свое «хвастовство» придется отвечать - волей-неволей, но упражнения делать будешь...
Памятка для студентов.
Самомотивация по достижению поставленных жизненных целей.
Общайтесь с людьми, в том числе разных поколений,  такое общение помогает понимать другого человека, уважать и учитывать его точку зрения, узнавать историю жизни и жизненные принципы прошлых поколений (родителей, бабушек и дедушек, прабабушки), обсуждать волнующие моих современников темы и через общение с другими людьми также развивать свою личность.
Читайте литературу, которая помогает расширять кругозор, стать более интересным собеседником, развивать личность, составлять своё мнение по разнообразным жизненным ситуациям и вопросам, анализировать опыт и осмысливать поступки других людей (исторических личностей и т.п.), брать положительный пример и стремиться быть хоть чуточку похожим на героев прошлого.
Смотрите научно-познавательные, документальные и художественные фильмы, которые также как и литература помогают узнавать новое о разных сторонах мироздания (нашей планете, других государствах, религии, науке, медицине, культуре и т.п.), думать и сопереживать героям, брать что-то новое для себя.
Учитесь, т.к. верна поговорка «век живи, век учись» или как говорил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю» и надо учиться всю жизнь от рождения (первые шаги, слова до глубокой старости).
Занимайтесь спортом, т.к. занятия спортом не только тренируют тело, но и воспитывают силу воли, терпение, помогают бороться с ленью, преодолевать себя, развивают самоуважение.
Работайте над собой с психологической точки зрения, а именно: не унывайте, не сдавайтесь, не отступайте от намеченной цели, радуйтесь каждому дню, воспринимайте позитивно любой свой опыт (даже неудачный), верьте в себя и в победу.
Программа профилактики ПАВ «Линия жизни»