Роль дополнительного образования в организации работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными детьми
Роль дополнительного образования в организации работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными детьми «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь» Конфуций. Дополнительное образование (применительно к детям) мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Функции учреждений дополнительного образования детей в выявлении и сопровождении одаренных детей Предоставление образовательных услуг для одаренных детей.Заполнение краевой базы данных одаренных детей по результатам мероприятий, курируемых учреждением.Предоставление информации о кадрах, детях и образовательных программах краевым и межрайонным ресурсным центрам. Содействие проведению интенсивных школ, форумов, других мероприятий с одаренными детьми. Условия успешной работы с одаренными обучающимися Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.Создание и постоянное совершенствование методической системы.Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами. Качества педагога педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых ми решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием. Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми Высокая коммуникативная культура, наличие творческих.Стремление к самообразованию и самосовершенствованию.Профессиональная компетентность.Умение найти подход к нестандартным детям.Доброжелательность, чуткость, педагогический такт.Знание возрастной психологии. Взаимосвязанные направления работы дополнительного образования проектно-исследовательская деятельность, как продолжение, углубление и практическое применение базовых образовательных курсов;укрепление здоровья;коммуникативные и иные тренинги. Элементы педагогических технологий Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность).Формирование внутренней мотивации.Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.Рефлексия.Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.Интегративный подход. Формы обучения одаренных детей обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);очно - заочные школы;каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;детские научно-практические конференции и семинары. Четыре стратегии обучения Ускорение. Углубление. Обогащение. Проблематизация. Суть всех реформ в сфере образования должна быть направлена на то, чтобы максимальное количество детей имело возможность получить разностороннее, полноценное образование, которое обеспечит им в будущем достойный уровень жизни. Стратегическая задача системы образования Сохранение и развитие интеллекта одаренных детей, которые вырастут возможно в состоявшихся талантливых специалистов.