Литературное чтение тема Паучок В.Коржиков 4 класс


Тема: В.Коржиков «Паучок.»Цель: познакомить учащихся с произведением «Паучок»;совершенствовать умение работать с текстом;
Задачи: обучать правильному , выразительному чтению, учить работать с текстом, умение подробно излагать прочитанное, развивать умение анализировать произведение, развивать воображение , речь, память, мышление, прививать любовь к животным.
Ход урока.
Организационный момент.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
Сообщение темы урока.
Отгадайте загадки.
Ткач маленький и ловкий , По волнам дворец плывёт,
Ткёт сети со сноровкой. Это что за чудеса:
У него есть восемь ножек, Дует ветер в паруса? Ни паром , ни дирижабль-
И поймать он муху может.(Паук) По волнам плывёт…(Корабль)
Что может связать эти загадки? Может ли жить на корабле паучок или путешествовать на нём? А может. паучок сам сделает кораблик? Для этого нам нужно прочитать рассказ «Паучок» В.Коржикова.
Работа над новым материалом.
Из биографии автора.
Коржиков Виталий Титович родился в городе Харькове 12 апреля 1931 года. Учился в Москве. В 1953 году, окончив Московский государственный педагогический институт, уехал учительствовать на остров Сахалин, потом во Владивосток.
Школа, где работал Виталий Коржиков, стояла над самым заливом: из ее окон было видно море, медленно проходили суда. Море зовет... И Виталий Коржиков становится моряком! Он много плавал, увидел много интересного: и веселого, и трагического. Побывал в Японии, Испании, Турции, Индонезии, на Кубе.
С 1958 года стали выходить сборники его стихов. И все о море. Первая книжка Коржикова для детей называлась "Морской конек". В 1959 году выходит книжка "Кораблик", затем "Морской сундучок" (1971), "Сорок белых кораблей" (1975). Перу Коржикова принадлежат веселые и занимательные повести для детей "Первое плаванье" (1961), "Коготь динозавра" (1979), "Волны словно кенгуру" (1989) и книга о великом русском поэте "Александр Пушкин" (1997).
Самая известная и любимая детьми книга - "Мореплавания Солнышкина" - родилась из морских историй, которые писатель рассказывал двум своим сыновьям. А теперь смешные и увлекательные повести о Солнышкине с удовольствием читают современные мальчишки и девчонки.Умер Виталий Титович 26 января 2007 года.
Чтение рассказа.
Первичное закрепление.
Понравился ли вам рассказ? Кто его главный герой?
Каким образом он попал на корабль?
Как паучок помогал морякам?
Какие ещё вы знаете примеры, когда животные предсказывают человеку погоду?
Пословицы о пауках
Где паук, там и паутина.(Корейская пословица)
Если пауки ткут паутину во время дождя ,значит, дождь скоро перестанет(Немецкая пословица)
И паук сначала совьёт паутину, а потом ловит насекомых (Корейская пословица)
Учитель: Интересные факты о пауках.
У паука 8 ног , а на каждой ноге 6 суставов
С помощью ног паук определяет, какая добыча оказалась в паутине.  Такое распознавание возможно, т.к. в ногах паука-орган обоняния.
Количество глаз у пауков различно: 2-12, но чаще всего их 8.
Панцирь очень прочный- может выдержать ядерный взрыв
Пауки линяют, новая кожа очень нежная , поэтому пауки во время линьки очень уязвимы.
За свою жизнь паук может линять более пяти раз.
Диаметр паутины паука- кругопряда -7 метров.
В 2001 году 300 пауков побывали в космосе. В необычных для них условиях они были заняты обычным делом , плели паутину, но паутина была несколько другая, не плоская , а трёхмерная.
Плести паутину удел не всех пауков. Например пауку-скакуну она вовсе не нужна.Расстояние прыжка паука-скакуна превышает длину его тела в 20-80 раз , Поэтому он предпочитает настигать жертву , совершая прыжки, а не ждать возле паутины.
В Нидерландах обитает 5000 миллиардов пауков. Людей в этой стране намного меньше -15 миллионов.
Длина самого длинного паука-28см; самого маленького полмиллиметра.
Продолжительность жизни боле 30 лет.
Всего известно 35 тысяч видов пауков.
Работа в группах.
Каждой группе подготовить выразительное чтение стихотворений, подобрать 2-3 вопроса к стихотворению , сделать рисунок. Тексты для каждой группы.
1 группа
Восемь лапок, восемь глаз -из угла гляжу на вас.Для жужжащих на летусеть надежную плету.Паутина легче пуха,но крепка - спасенья нет.Попадись комар иль муха -угодите на обед. (Т.Дергунова)
2 группа
В поуклассе поучитель поучает поучат:
«паучата , помолчите, на уроке не кричат!
Поскорей берите нити , спицы, ножницы, крючки.
Нити крепче натяните, завяжите узелки»
Поучата в пауклассе сев на стульчики
Дружно спицами стучат:
Чики-чики-чики-чок,
Чики-чики-чики-чок,
Научиться делать сети должен каждый паучок.
А прогульщик –паучишка прогулял вчера урок.
А прогульщик –паучишка сеть связать не сможет в срок.
Вяжет эдак , вяжет так- толку нет ни на пятак:
У лентяя вместо сети получается …гамак.(А Ерошин)
3 группа
На тоненькой ветке висят паутинки.Из них паучата рисуют картинки.Сегодня по плану урок рисованья.Им важный паук объясняет заданье:"Возьмите росинку, добавьте рассвета,Измерьте на глаз расстоянье до лета,Поймайте на слух полет стрекозыИ капельку влейте сосновой слезы,И лапкой проворной весело, смело -Вперед, паучата, скорее за дело!"И замер у ветки шалун - ветерок,Чтоб вздохом своим не сорвать им урок.  (Галина Бахарева  )Презентация каждой группы.
Подведение итога урока.
Что нового вы узнали? Чему научились?
Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
На уроке я похвалил бы себя…
После урока мне захотелось…
Домашнее задание стр75-77 читать, пересказ.