Использование приемов технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Использование приемов технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Целью совершенствования российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало запросам современной жизни.
А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока.
Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
В ходе самообразования я овладела технологией РКМЧП. Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.В данной технологии, в отличие от традиционной, меняется роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний. Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Прием "Кластеры" Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.).Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».Каковы этапы работы при составлении кластера?1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).३ этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.Прием "Кластеры" используется как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия», т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Прием ТРКМЧП "Я знаю" В ходе образовательного процесса довольно часто применяю прием ТРКМЧП "Я знаю". Данный прием представляет собой вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме, обеспечивает включение каждого школьника в учебный процесс. Время выполнения - 7-8 минут.Перед изучением новой темы выделяю ключевое понятие изучаемой темы и предлагаю учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
Прием ТРКМЧП - "Кубик". Данный прием используется на этапе осмысления. Положительные стороны приема "Кубик":- позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;- создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;- создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.
Приемы КМ могут быть использованы на уроках в начальной школе с применением групповой работы.
Прием « Обучение сообща» ( работа в группе над общим заданием)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ:
Каждая группа получает постер под названием « Части текста». Задание – подписать все части текста – начало, основная часть, заключение (концовка). Далее, используя свой кластер, собрать разрозненные части текста из предложенной учителем карты с текстом. Группа обсуждает, составляя правильный вариант.Далее, при оценивании работы группы,учитывается вклад каждого участника в общую работу.
«Высказывания». Данный прием позволяет учащимся самостоятельно определить знания по данной теме , учит анализировать собственный уровень усвоения материала. Например:
- Текст можно делить на части
-Текст имеет заголовок
-Я умею составить текст – рассуждение самостоятельно
- Когда я пишу сочинение , я составляю текст
- Текст можно составить по опорным словам .При проведении фронтального опроса по теме используем «Тонкие и толстые вопросы»
Пример опроса по теме « Части речи»
- Что такое Имя существительное?
-Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Для чего служит предлог?
- Какую роль выполняет местоимение?
- Назовите морфологические признаки ИС.
- В чем различие между именем существительным и предлогом ?-Предположим, что из нашей речи исчезли
глаголы, имена прилагательные-это уже «толстый» вопрос, требующий от учащихся размышления,позволяет выразить собственное мнение.
Предлагаю после проведения подобного опроса организовать творческую работу в парах .«Попробуйте построить диалог в парах на тему « Я играю в футбол» . « Я пришел в магазин» без применения имен прилагательных и глаголов.Далее можно предложить детям самостоятельно сделать вывод о значении в нашей речи прилагательных и глаголов.
На этапе «Повторение изученного» возможно применение приема «Инсерт» и «Верно –неверно»
Повторение ключевых понятий темы « Текст»
« ДА – НЕТ»
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу ( да)
Текст бывает только описание (нет) и т.д.
« Инсерт».
Здесь отметим, что необходимо заранее ознакомить учащихся с маркировкой
Маркировка на доске
*V*- я это знаю
*-*- я думал иначе
*+*- это новое для меня
*?*- я не понял
На стадии «Рефлексия»
Рефлексия учебной деятельности-
Подведение итогов урока – « Составление мудрого дерева» ( учащиеся пишут на стикерах свои впечатления, результаты урока , что узнали нового , что повторили и обобщили). При письменных ответах пользуемся рефлексивным экраном ( на доске).
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
При изучении темы « Текст» (Русский язык. 3-4 класс)
«Верные и неверные высказывания»
1. Текст состоит из предложений. +
2. К тексту нельзя придумать название. -
3. Все предложения в тексте имеют свои границы. +
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. -
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. +
6. Текст можно разделить на части. +
7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +
Приведу пример плана урока с применением приемов критического мышления.
Тема. Что такое текст?
Цели: сформировать представление о тексте и признаках текста; учить оформлять текст на письме; развивать орфографическую зоркость, критическое мышление, умение составлять текст из предложений, с опорой на признаки текста; формировать интерес к русскому языку.
Технологии: приемы развития критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование: карточки с опорными словами для кластера, карточки с заданиями, проектор, экран.
Ход урока
ОргмоментПрозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Вызов
Сообщение о самооценке на уроке.
За каждое выполненное задание учащиеся ставят себе баллы:
3 б. – справился сам
2 б. – справился с помощью
1 б. – стремился справиться
Упражнение на активизацию мыслительных процессов «Барабанщики»
Прием прогнозирования
Работа с карточками
Цв..ты, абр..косы, текс.., м..ш..ны.
- Какое слово вы бы исключили и почему?
Самопроверка и самооценка.
Ассоциации со словом текст
Совестное составление кластера, на основе имеющихся сведений о тексте.
- Какова тема урока?
Постановка целей (уточнить, что такое текст, четко знать признаки текста, научиться составлять текст)
Осмысление
Работа в тетради
Каллиграфическая минутка
ТтРабота с информацией. Чтение с пометкой (+ -)Что такое текст?
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
Что такое тема текста?
Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте.
Что такое основная мысль текста?
Основная мысль текста – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
Как записывается каждая часть текста?
Каждая часть текста записывается с красной строки. К тексту можно придумать название.
(Дополнение кластера)
16002003619500 тема
159639014414500 предложения связаны по смыслу
159639013716000 основная мысль
159639014224000159639013081000ТЕКСТ заголовок
части текста
Работа в парах
- Задайте друг другу вопросы по прочитанному
- Кто сможет сделать вывод о том, что такое текст?
Применение знаний на практике
- Перед вами группа предложений. Сначала самостоятельно прочитайте. Затем, работая в паре, отметьте + те предложения, из которых можно составить текст.
Проверка:
- Прочитайте текст.
- О ком текст? Какова основная мысль текста?
- Чего не хватает у текста? (Заголовка)
- Прочитайте предложения, которые относятся к вступительной части (к основной части, к заключительной части)
- Спишите составленный текст, соблюдая правила оформления каждой части.
Самопроверка. Самооценка.
Итог
«Верные и неверные высказывания»
Хлопок в ладоши, если высказывания неверное.
Текст состоит из предложений связанных по смыслу.
К тексту нельзя придумать заглавие.
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
В тексте всегда о ком-то или о чем-то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с начала строки.
Учащиеся подсчитывают итоговое количество баллов. Выводят оценку за урок.
Рефлексия «Звезда»
Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью звезд разного цвета.