Методическая разработка проведения Мастер — класса на тему «Технология создания изделий в технике «Текстильная интарсия».


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская художественная школа № 2
городского округа город Уфа республики Башкортостан
Методическая разработка проведения
МАСТЕР-КЛАССА
Технология создания изделий
в технике
«ТЕКСТИЛЬНАЯ ИНТАРСИЯ»
Автор - составитель: преподаватель декоративно - прикладного искусства
МБУ ДО ДХШ № 2 ГО г. Уфы РБ
Гильманова Л.И.
Принято:
на заседании методического совета
МБУ ДО ДХШ № 2 ГО г. Уфа РБ
Протокол №__ от «__»__________201_г.
Уфа 2016
План - конспект
мастер-класса по теме:
«Технология создания изделий в технике
«Текстильная интарсия»
Дата проведения: 6 и 7.10.2016 г.
Место проведения: МБУ ДО ДХШ № 2, каб. № 10.
Время: Начало в 12.00 ч., окончание в 13.15 ч.
Преподаватель: Гильманова Ляйсан Ирековна.
Цель мастер - класса: познакомиться с основными технологическими приемами работы в технике «Текстильная интарсия»
Оборудование и материалы занятия:
Для учащихся. Рабочая тетрадь, бумага формата А 4, простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик.
Для учителя. Репродукции образцов декоративно-прикладного искусства. Технологические карты со схемами и конструкциями изготавливаемых работ, Готовые текстильные изделия и репродукции работ известных художников- прикладников. Авторские работы преподавателя, выполненные в технике «Текстильная интарсия». Фотоматериал в электронном виде. Схема основных средств композиции (по Сокольниковой Н.М). Таблица с обозначениями и символикой орнаментов.
Материально- технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска ActivBoard, программа Microsoft Office Word 2010 (при создании рабочей методической документации: программы и планов - конспектов), Презентация в программе PowerPoint «Технология создания изделий в технике «ТЕКСТИЛЬНАЯ ИНТАРСИЯ», раздаточный материал, литература.
План работы Мастер- класса
I. Подготовительная часть - 5 мин. 1.1 . Организационный момент. Приветствие - 2 мин. 1. 2. Сообщение темы, цели и задач занятия - 3 мин.
II. Основная часть урока - 60 мин.
2.1. Беседа о «Текстильной интарсии». Знакомство с историей возникновения и развития техники «Текстильная интарсия». Виды и область применения текстильных изделий. Основные традиции в «Художественном текстиле» – 5 мин.
2.2. Знакомство с творчеством современных художников, работающих в технике «Текстильная интарсия» – 5 мин.
2.3. Знакомство с материалами и инструментами, используемыми в работе с войлоком. Инструктаж по технике безопасности – 5 мин.
2.4. Основные технологические приемы работы в технике «Текстильная интарсия». Показ приемов работы. – 10 мин.
2.5. Самостоятельная работа над созданием композиции в технике «Текстильная интарсия». Индивидуальная помощь - 35 мин.
III. Заключительная часть урока - 10 мин. 3.1. Просмотр работ. Обсуждение полученных композиций – 5 мин.
3.2. Подведение итогов занятия. Задание на дом – 5 мин.
Ход мастер- класса.
I. Подготовительная часть . 1.1 . Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, дорогие гости!
- Давайте проверим нашу готовность. Все ли необходимое имеется у вас на столе? Для сегодняшней работы нам с вами понадобятся: бумага А4 формата, простой карандаш, цветные карандаши и стирательная резинка, материалы для работы (фетр, сукно, драп), ножницы, швейные иголки, а так же внимание, активность и, конечно же, ваша фантазия. Подготовьте, пожалуйста, свое рабочее место. Итак, начнем…
1. 2. Сообщение темы, цели и задач занятия.
- Сегодня для Вас проводится мастер- класс на тему ««Технология создания изделий в технике «Текстильная интарсия» (включена презентация Слайд № 1). Мастер – класс продлится всего 1час 15 минут.
Цель мастер - класса: познакомиться с основными технологическими приемами работы в технике «Текстильная интарсия»
2.1. Беседа о «Текстильной интарсии». Знакомство с историей возникновения и развития техники «Текстильная интарсия». Виды и область применения текстильных изделий. Основные традиции в «Художественном текстиле».
Слайд № 2.Текстильная интарсия
«Текстильная интарсия» – один из видов декоративно-прикладного искусства относящийся к категории «Художественный текстиль».
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.
Классификация отраслей ДПИ
по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево),
по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, интарсия и др.)
по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки).
В понятие «ТЕКСТИЛЬ» включаются все типы артефактов, материалом изготовления которых являются волокна растительного (хлопок, лён, крапива) и животного происхождения (шерсть, мех, кожа, шёлк). Они могут быть оформлены в нить (ткани, трикотаж), либо использоваться в массе (войлоки, тапа) либо выполнены в техниках переходных от тканей к войлокам и наоборот (полувойлок, сукно, драп).
Слайд № 3. «ЧТО ТАКОЕ ИНТАРСИЯ ?»
Как пишется в Большой советской энциклопедии - ИНТАРСИЯ (от итал. intarsio - инкрустация) – это вид декоративно – прикладного искусства, вид инкрустации на деревянных предметах: фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в поверхность деревянного предмета.
ИНТАРСИЯ — по сути, то же, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык».

ИНТАРСИЮ выполняют на деревянной или текстильной основе. При работе на доске — используют тяжелые (шора, чепрак), а при работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи, драп, сукно, фетр, пластичную замшу, овчину, войлок.
ТЕХНИКА ИНТАРСИИ применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.
Слайд № 4. Развитие техники «Текстильная интарсия
• Одни из самых древних текстильных изделий археологи обнаружили в погребениях Пазырыкской культуры Горного Алтая, которые дают основание полагать, что такими изделиями пользовались тюркоязычные народы (скифы) уже в VI - IV вв. до н.э.
• Огромный более 5 метров в длину войлочный занавес, изображающий сцену предстояния всадника перед божеством, сейчас этот войлок можно увидеть в Государственном Эрмитаже Войлок отличает тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов.
Слайд № 5. Техника инкрустирования войлочной основы
•Данная техника состоит в удалении (вырезании) части войлока из определенного участка основы с целью его заполнения полотном войлока другого цвета. Из заранее изготовленных войлочных полотнах двух или нескольких цветов вырезался одинаковый узор. Затем внутренний узор одного цвета состыковывался с вешним узором войлока другого цвета, их заваливали на другой шерстяной основе или сшивали, а швы обшивали тесьмой. Таким образом, получалось два ковра с одинаковым узором, но цвет фона в одном был цветом узора в другом – и наоборот.
2.2. Знакомство с творчеством современных художников, работающих в технике «Текстильная интарсия» – 5 мин.
Слайд № 6-21. Работы современных художников в технике «Текстильная интарсия»
Хамза Шарипов (Набережные челны)
Гульназ Гилязетдинова (Уфа)
Ляйсан Гильманова (Уфа)
Роза Юлдашбаева (Уфа)
Талгат Масалимов (Уфа)
2.3. Знакомство с материалами и инструментами, используемыми в работе с войлоком. Инструктаж по технике безопасности – 5 мин.
Слайд № 22. Материалы и инструменты,
необходимые для работы в технике «ТЕКСТИЛЬНАЯ ИНТАРСИЯ»1)Эскиз «Декоративной композиции» 2- 4 цвета.
2)Плотный лист бумаги А3 формата (картон или ватман).
3)Английские булавки.
4)Ножницы (портновские).
5)Мелок или кусочек мыла.
6)Драп, (сукно, фетр или замша) 2 - 4 цвета.
7)Флизелин черный (тканевый).
8)Швейные иголки. Нитки.
9)Утюг. Гладильная доска.
10)Рамочка для оформления работы (по желанию).
2.4. Основные технологические приемы работы в технике «Текстильная интарсия». Показ приемов работы.
Слайд № 23. Технология работы создания изделий
в технике «Текстильная интарсия»
Последовательность выполнения работы:
1) Разрабатываем эскиз в цвете (2-4 цвета);
2) Переносим линейный рисунок на картон А3 формата.
3) Вырезаем шаблон (лекала) из картона и переносим его на ткань.
4) Мелом обводим контуры лекала на ткани (драп, сукно)
5) Вырезаем детали портновскими ножницами;
6) Прикрепляем детали к флизелиновой основе английскими булавками «встык встык» между собой.
7) Для надёжности прошиваем места «стыков».
8) Наклеиваем 9приутюживаем) детали на флизелин;6) Проверяем качество выполнения работы.
Подготовка к работе. При выполнении интарсии из толстых тканей (драп, сукно, фетр) детали узора сначала переводят на картон и вырезают. Полученные трафареты кладут на кусочки ткани и обводят мелом или мягким карандашом. Детали из сукна, фетра, замена драпа нужно наклеить на основу с помощью флизелина и проутюжить.
2.5. Самостоятельная работа над созданием композиции в технике «Текстильная интарсия». Индивидуальная помощь - 35 мин.
В процессе самостоятельной работы участников мастер – класса преподаватель обходит аудиторию и комментирует весь процесс создания изделия, проводит индивидуальную помощь.III. Заключительная часть урока - 10 мин. 3.1. Просмотр работ. Обсуждение полученных композиций – 5 мин.
3.2. Подведение итогов занятия. Задание на дом – 5 мин.