технология педагогического дизайна конспекта урока

Технология педагогического дизайна на уроке музыки.
Составили: Золотарева Г.В., Митяшина И.С.


Для начала характеризуем контекст обучения.
Мы работаем учителями музыки в сельской школе со сложными социальными условиями. Это связано с развалом градообразующих предприятий (совхозов), социальной среды, из которой поступают в школу обучающиеся: большого количества малообеспеченных и неблагополучных семей, низким образовательным уровнем родителей учащихся, зачастую их безразличным отношением к образованию детей. Во многих селах отсутствуют культурные учреждения и школа остается единственным социокультурным центром.
Соответственно, целью работы школ стало создание условий для саморазвития и самореализации учащихся для будущей социализации в обществе.
Одной из важнейших проблем сельских школ является низкая мотивация к учению. Но творческая внеурочная деятельность всегда вызывает интерес ребят (они активно участвуют в общешкольных, поселенческих коллективных делах).
Портрет учащегося: в 6 классе мотивация к обучению музыке еще не «низкая», учащиеся проявляют устойчивый интерес к предмету. Прослеживается связь урока с внеурочной деятельностью: шестиклассники принимают участие в школьных научно-практических конференциях, музыкальных фестивалях, тематических вечерах. Идея применения полученных на уроке знаний и умений во внеклассных мероприятиях может повысить интерес к теме урока.

Макет урока.

Дата                                    класс       6                                 предмет  МУЗЫКА

Тема: Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь»

Цель (дидактическая): учащиеся научатся творчески интерпретировать содержание музыки в музыкально-исполнительской, изобразительной, литературной деятельности.


Декомпозиция задачи
1.Уметь исполнять песню с правильным дыханием, артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной динамикой и мимико-пластическим интонированием.

2.Уметь размышлять о музыкальных образах в произведении Г. В. Свиридова.




3.     3. Уметь выбрать для себя ведущий вид творческой деятельности для работы в группе.
4.      Уметь взаимодействовать с другими учащимися при выполнении творческого задания.
5.      4.Уметь отражать свои личные впечатления о музыке во время выполнения и представления творческого задания.

8.    5. Уметь определять практическую значимость произведений Свиридова, как примера классической музыки. Уметь оценивать свои достигнутые результаты (личные и коллективные)
Детализация задачи
1.1 Продолжить формирование вокально-хоровых навыков исполнительства.
1.2Составить исполнительский план песни.

2.1Подготовить восприятие музыкального произведения через художественное слово.
2.2 Создать поисковую ситуацию и вызвать желание учащихся обменяться этетическими впечатлениями о прослушанной музыке.

3.1Нацелить учащихся на самоопределение, для работы в группах.
3.2 Озвучить творческие задания группам.
4.1Организовать самовыражение учащихся в процессе представления конечного продукта творческой деятельности.
5.1Организовать рефлексию урока.


Оборудование:
Компьютер, проектор, музыкальный центр, мультимедийная презентация: фоторепродукции
картин, фотопортреты, фрагменты из повести «Метель», рисунки.
Художественный материал:
- «Военный марш», «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова
- «Над пушкинской строкой» - романс из вокального цикла «Дорога к Пушкину» В. Быстрякова
- «Рождество»

Элементы учебного мероприятия
Содержание знания
Технология доставки знания

1. Привлечение внимания. Создание благоприятного настроя на уроке.
 Возбуждение рецепторов
Исполнение песни «Рождество».
Внимание исполнительскому плану.

1. Распевание
2. Поиск выразительных интонаций
3. Самовыражение в хоровом пении.
4.Выявление жизненно-образного содержания песни.
-чтение слов 2 куплета учителем.
-узнали песню? О чем она?
-Какие главные слова можем сказать друг другу в рождественский праздник?
- А если эти слова пропеть, что изменится? (будут звучать более проникновенно, тепло).
- пропевание фраз: «Скажем, чтоб удача не вильнула,
Друга чтоб беда не затянула» (внимание интервалам-высокая позиция нижнего звука)
-главная фраза: «Время все прощать и пожелать добра!» (спеть уверенно, широко, ярко)
-исполнение 2 куплета целиком
с припевом.
- какие выразительные средства будем использовать при исполнении песни?
(динамика развивается по нарастающей, выделение главных слов, звуковедение более твердое в куплете и широкое, плавное в припеве: «белый снег разольется»).
- на фоне проигрыша звучат стихи: «Пусть рождественское чудо с нами следует повсюду».
-исполнение песни целиком
-Какими чувствами наполнена ваша душа после исполнения песни?
-все чувства можно объединить в одно- предчувствие праздника. А испытываете ли вы радость от предчувствия встречи с музыкой? Знакомо ли вам такое чувство?


2. Накопление чувственных ощущений, слухового, зрительного, ассоциативного опыта в процессе восприятия музыки.
Обогащение духовного опыта учащихся через восприятие контрастных образов.
Развитие музыкального мышления.

Подготовка и художественное восприятие нового музыкального произведения.
«Тройка»
«Военный марш»
«Романс» Г.В.Свиридова 





Художественное слово учителя.
Активное восприятие музыки
Выявление жизненного содержания музыки
Обмен эстетическими впечатлениями.
Ассоциативный поиск
Поисковая ситуация.
Актуализация жизненного опыта
Словесное моделирование
- Музыка пробуждает нашу душу: тонкую, сложную, склонную к грусти и радости.
Музыка Г.В. Свиридова, которая иллюстрирует события повести Пушкина «Метель» наполняет нас новыми мыслями, чувствами, образами созвучными и понятными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл.
- какое событие из повести Свиридов усилил, наполнил чувствами, эмоциями? (вспомнить героев, сюжет).
-сегодня новая встреча с музыкой событий.
«Военный марш»
- передайте состояние своей души? Изменилось ли оно или осталось таким же, как и после исполнения песни?
-в чем сходство чувств? (праздник, радость)
- в чем отличие? (в песне более лирическое настроение, идущее от таинства Рождества, в «Марше» - ликование, торжество.
- какими интонациями насыщена музыка?
-сколько музыкальных тем?
Чем отличаются? (2 тема-более песенная, лирическая)
- обратимся к Пушкину: «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество!... Женщины, русские женщины были тогда бесподобны Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: Ура! И в воздух чепчики бросали.» Какое единение музыки и повести.
- какое выразительное значение имеет вступление к маршу? (призывное, ожидание радости, ликования).
-в «Военном марше» ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.
-связана ли музыка марша с характерами главных героев?
(и Владимир и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года).
-возвратимся к нашим героям
«Романс»
-музыкальные портреты каких героев рисует музыка?
- мы их только видим или?
(разговор ведут два голоса)
- какими чувствами насыщена? мыслями?
«Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда..» «Я вас люблю,- сказал Бурмин,-я вас люблю страстно»
-как музыка развивается?
(растёт динамика, ширится, наполняется звуками разных инструментов)
- признание в любви-это прекрасный, радостный душевный порыв, но почему столько печали в музыке Свиридова? (оба героя пережили драму и не могут быть рядом)
-какой инструмент звучит в кульминации пьесы? Почему?
-почему произведение названо романсом? Ведь романс-это вокальное произведение?

- Почему романсы живут в памяти людей? Потому что они воспевают великое человеческое чувство-любовь, а вместе с ней смятение души, радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом.
- изменилось ли ваше душевное состоянии от встречи с романсом?
Давайте попробуем выразить свои впечатления от музыки в творческих работах.



С Создание ситуации успеха.
Развитие творческого воображения учащихся через деятельностно-практический подход к музыке.
Творческая деятельность учащихся


Творческие задания:
- «Музыканты»: сравнительный анализ романсов, концертное исполнение романса (доп. задание).
- «Художники»: зарисовки музыкальных тем и образов.
- «Словесники»: эстетические впечатления в форме стихотворения, рассказа, подбор фрагментов из классических литературных произведений.
- «Исследователи»: пополнение проекта творческими работами учащихся.
- Работа педагогов - стажеров с творческими группами.

4.Итог урока. Самовыражение учащихся при исполнении композиции.
Формирование объективности в оценке результата творчества. Побуждение к саморазвитию
Представление литературно-музыкальной композиции по теме урока.
Обмен эстетическими впечатлениями.
Выполнение синквейна.
Оценка результата.
Где можно применить нашу литературно-музыкальную композицию?
Д/З: напишите отзыв о нашей композиции в дневнике музыкальных впечатлений.








15