Педагогический проект Сохранение духовных традиций с помощью интеграции основного и дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« МБОУ СОШ № 5» г. Муравленко
Педагогический проект
«Сохранение духовных традиций через внеклассную деятельность с помощью интеграции уроков основного
и дополнительного образования»
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта4
Содержание проекта5
Введение5
Цели и задачи проекта7
Ресурсное обеспечение проекта 8
Мониторинг состояния духовных традиций и традиционной народной 8
культуры
Программа «Сохранение духовных традиций через внеклассную 17
деятельность»
Программа «Сохранение духовных традиций посредством 20
дополнительного образования»
Ожидаемые результаты проекта 22
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта «Сохранение духовных традиций через внеклассную деятельность с помощью интеграции уроков основного
и дополнительного образования»
Цель проекта - сохранение и развитие духовных традиций, как важнейшей части российской культуры.
Организация – исполнитель Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Руководитель проекта Магерова Алёна Леонидовна, учитель технологии, педагог дополнительного образования
География проекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 5»
Перечень основных мероприятий проекта - сохранение объектов нематериального культурного наследия;
- сохранение и развитие традиционной народной культуры;
Ожидаемые конечные результаты - создание условий для сохранения и реализации использования культурного наследия территории во всем его многообразии, как важнейшей части русской культуры.
Учреждение/организация-исполнитель Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 5» г. Муравленко
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Введение
Любовь к родному краю – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры общества. Культура, как и растение – у нее не только ветви, но и корни. Очень важно, чтобы рост начинался именно с корней. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры всей страны. Проблема развития национального самосознания включает в себя проблему сохранения памяти; сохраняя прошлое, мы заботимся о будущем. И потому так важно знание своих корней, искусства, традиций в общем деле сохранения культуры России.
Сохранение духовных традиций год от года становится все более значимым направлением государственной культурной политики. С одной стороны, к данной проблеме привлечено внимание всего мирового общества в связи с усиливающимися процессами глобализации, с другой, - в результате кардинальных социально – экономических преобразований последних лет и в нашей стране, наконец, происходят положительные сдвиги в области изучения, консервации, защите и популяризации традиционной культуры.
Сохранение духовных традиций закреплено в Конвенции ЮНЕСКО от 17.10.2003 г. «Об охране нематериального культурного наследия». В законодательстве Российской Федерации отражена государственная позиция в области сохранения и развития духовных традиций, заложены принципы и механизмы поддержки народной культуры:
- Конституция Российской Федерации (статья 44);
- Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 149);
- Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";
- Федеральный закон 17 июня 1996 года N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;
- Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 609 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 № 919).
- Федеральная целевая программа «Культура России»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Анализ ситуации в сфере сохранения и развития духовных традиций нашего региона позволил выявить ряд значимых проблем: угроза утраты ряда объектов историко-культурного наследия; утрата самобытности, обусловленная недостаточной поддержкой фольклора, народных промыслов и ремесел, несформированность условий для сохранения национальных локальных самобытных традиций, несовершенство системы поддержки инновационных проектов в этом направлении;
Для нашей области как и для России уровень обеспеченности населения услугами организаций культуры сегодня неоднороден, характерна концентрация организаций культуры в столичных городах и административных центрах и ограниченный круг предложений услуг культуры в малых городах и селах. Такая ситуация порождает социальное неравенство в реализации творческого потенциала населения, снижает качество жизни. Совокупность указанных обстоятельств, а также изменение экономических и социальных факторов жизни, глобализация - все это способствует исчезновению многих культурных явлений и традиций, которые лежат в основе национальной культуры народов России.
Отмечая социальное, экономическое, культурное и политическое значение традиционной народной культуры, подчеркивая специфическую сущность и важность фольклора как неотъемлемой части культурного наследия и живой культуры, признавая крайне хрупкий характер традиционных форм фольклора, особенно его аспектов, связанных с устными традициями, и риск того, что эти аспекты могут исчезнуть, учитывая уникальность нематериального культурного наследия нащего края на основании концепции Программы «Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской федерации» возникла необходимость разработки проекта «Сохранение духовных традиций через внеклассную деятельность с помощью интеграции уроков технологии и дополнительного образования» 2010 – 2014 гг.
2.2. Цели и задачи проекта
Основными целями проекта «Сохранение духовных традиций через внеклассную деятельность с помощью интеграции уроков технологии и дополнительного образования» являются:
- сохранение и развитие духовных традиций области как важнейшей части Российской культуры и важнейшего ресурса социального и экономического развития территории;
- поддержка активных форм традиционной культуры с учетом их функционального назначения, местного своеобразия и естественных условий бытования;
- интеграция уроков технологии и дополнительного образования;
Задачами проекта «Сохранение духовных традиций через внеклассную деятельность с помощью интеграции уроков основного и дополнительного образования» являются:
- мониторинг состояния духовных традиций и традиционной народной культуры, исследовательская деятельность по изучению данного материала, идентификация, документирование и учет;
- координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере сохранения и восстановления духовных традиций и традиционной народной культуры;
- научно – методическое, кадровое и информационное обеспечение деятельности;
- содействие развитию исторических культурных территорий;
- оптимизация музейной сферы; изучение провинциальных музеев области как средства поддержки этнической, культурной идентичности;
- сохранение и развитие самобытной словесности;
- выявление и сохранение старинных ремесел;
- сохранение традиционной празднично - обрядовой культуры;
2.3. Ресурсное обеспечение проекта
Для достижения целей проекта должны быть выполнены следующие основные мероприятия:
- документирование, мониторинг, этнографических материалов;
- исследование музейных экспозиций;
- проведение фольклорных экспедиций;
- создание мультимедийных баз данных по культурному наследию;
- проведение фестивалей, праздников, конкурсов, выставок.
Проект предусматривает комплексный подход к решению проблемы сохранения и развития духовных традиций. Участие в ее реализации всех заинтересованных учреждений, организаций различных форм собственности позволит аккумулировать ресурсы, направленные на поддержание и развитие объектов, отражающих особенности территории.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ
И ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Участники проекта (состав см.табл.1), заполняли анкету, в которой были сформулированы три группы вопросов. Целью первой группы вопросов было выяснение уровня понимания основных категорий, которые являлись предметом обсуждения. Вторая группа вопросов была посвящена выяснению отношения участников проекта к проблеме влияния государства на культурные процессы. Третья группа вопросов была направлена на выяснение мнений подростков по поводу информированности общественности о ситуации в культурном пространстве. Ниже приведены некоторые результаты анкетирования, а также основные выводы, сделанные на основании этих результатов.
В ходе исследования была предпринята попытка выяснить, какие смыслы вкладывают участники проекта в такие понятия, как "культура", "национальная (этническая) культура", "мультикультурализм". Для получения необходимых результатов был использован метод неоконченных предложений (Суть этого метода заключается в создании экспериментальной ситуации, предоставляющей испытуемому возможность обозначить свои интерпретации обозначенных понятий. Понятно, что этот метод, как и многие другие, не обеспечивает стерильной чистоты результатов, поскольку на высказывания индивида влияют многие ситуационные факторы: инструкции организатора опроса, личность экспериментатора, состояния участников исследования и т. д. Кроме того, существует проблема интерпретаций полученных данных. Однако, несмотря на все эти особенности, метод неоконченных предложений дает большие возможности для понимания глубинных, иногда неосознаваемых представлений людей.). Подросткам предлагалось закончить предложения "Культура - это...", "Национальная культура - это...", "Мультикультурализм - это...". Характеризуя полученные ответы, следует, прежде всего, указать, что значительная часть формулировок имела расплывчатый, неконкретный характер. Вот лишь несколько примеров:
Культура - это...
• все прекрасное в человеке;
• все, что выработано и создано человечеством на протяжении истории;
• главное связующее звено между людьми, коллективами, странами, народами;
• духовное пространство, объединяющее людей;
• духовность (религия), язык, искусства;
• духовность, нравственность, осознание себя человеком и членом общества;
• духовные ценности;
• душа и разум истории народа;
• единственный ТВ-канал, который можно смотреть не переключая;
• законы, принципы, устои;
• мера человеческого в человеке;
• музыка, спорт, общение, архитектура, и т.д., и т.п.;
• накопление духовных и материальных ценностей;
• опыт человечества, система духовных и материальных ценностей;
• то материальное и духовное, что накоплено человечеством;
• форма и способ существования современного человека;
• язык, традиции, духовность, знания и эрудиция, толерантность, доброжелательность.
Таблица 1
Характристика участников проекта
Классы Пол
муж жен
7 «А» 35.2 64.8
7 «Б» 38.9 61.1
8 «А» 41.7 58.3
8 «Б» 36.7 63.3
9 «А» 48.6 51.4
9 «Б» 42.1 57.9
9 «Г» 37.2 62.8
Среднее 39.6 60.4
Всего было представлено свыше 200 различных формулировок, обобщение которых позволило выделить шесть интерпретаций, охватывающих практически все пространство высказанных подростками суждений. Группировка суждений по этим кластерам показала, что в сознании опрошенных доминируют три толкования категории "культура". В рамках одного из них культура рассматривается как совокупность ценностей, придающих смысл человеческой жизни; в рамках другого - отношение к культуре опирается на тезис о деятельностно-функциональном значении культуры, которая рассматривается в качестве незыблемого основания деятельности, поведения и т.п. Третье - социализаторское (а иногда и прямолинейно социально-политическое) - понимание культуры выделяет, фиксирует способность культуры выступать в качестве социальной и духовной скрепы, объединяющей народы и социальные группы. Все другие интерпретации культуры встречаются существенно реже трех перечисленных (табл. 2).
Таблица 2
Количество суждений, высказанных опрошенными, совпадающих с перечисленными толкованиями понятия "культура" (в % к числу опрошенных)
Толкование понятия %
Деятельностно-функциональное понимание культуры (культура как основание деятельности, поведения и т.п.) 22.9
Коммуникативное понимание культуры (культура как базовые основания для общения и обмена информацией) 5.7
Ценностное понимание культуры (культура как совокупность ценностей, придающих смысл человеческой жизни) 25.5
Социализаторское понимание культуры (культура как социальные и духовные скрепы, объединяющие народы и социальные группы) 22.3
Индикативное понимание культуры (культура есть совокупность признаков и индикаторов, позволяющих отличить один народ от другого) 7.6
Гуманитарное понимание культуры (культура есть то, что делает человека человеком) 8.9
Другое 3.8
Затрудняюсь ответить 3.2
Несколько по-иному распределились ответы участников на вопрос о том, что такое "национальная (этническая) культура":
• взаимодействие людей внутри какой-либо нации;
• взгляд нации на себя, на свое будущее с учетом своего прошлого и настоящего;
• возможность понять, как мы непохожи, и что нас объединяет;
• воплощение национального сознания;
• воспитание в духе той или иной национальности, основанное на гордости за свою нацию;
• все то, что отличает одну народность от другой, что характеризует особенности сфер (областей) общественной жизни;
• все хорошее и положительное, присущее определенной национальности;
• выработанные в определенной стране варианты общечеловеческих ценностей;
• главные грани души и разума народа;
• достижения во всех сферах жизни;
• духовные и материальные ценности, традиции, присущие одной или нескольким родственным нациям
• знание и продолжение народных обычаев и традиций;
• знание своей истории, языка и своих видов искусств;
• культура, окрашенная национальным языком, искусством, ремеслами, обычаями;
• культура, основанная на национальных особенностях, впитавшая, возможно, национальное мировоззрение;
• культура, позволяющая человеку сохранить причастность к общности и доказать "особость" от других этнических групп;
• менталитет и традиции, присущие определенной нации;
• национальный театр;
• национальный язык, история, традиции, музыка, литература, правила поведения;
• проявление черт поведения, воспитания, присущих какой-либо народности;
• с одной стороны - хранилище, с другой - развивающая составляющая традиций, обычаев и верований народа;
• священный очаг народа;
• система взглядов на мир, сложившаяся у данной нации в данных экономических условиях;
• система духовных координат, позволяющая людям идентифицировать себя в рамках конкретного этноса;
• совокупность всех достижений в разных областях человеческой деятельности касательно одной нации, народа;
• совокупность достижений, неповторимо окрашенная национальным колоритом;
• совокупность национальных норм, ценностей;
• совокупность норм, характерная для конкретной нации, национальности, этноса или другой общности;
• сохранение своих традиций и истории нации, а значит, продление жизни нации;
• сохранение традиций, обычаев, языка(!), терпимость к другим;
• специфическая, исторически сложившаяся система духовных, интеллектуальных, душевных оснований жизни нации;
• традиции, отличающие одну нацию от другой;
• часть мировой культуры.
• этническая этикетка
• этническая - это культура этноса; национальная - это общегосударственная.
• этнокультурная доминанта каждого конкретного этноса, народа, человечества вообще.
• язык, история, традиции, обычаи и история общения с соседями иной культуры.
Здесь на первое место вышло индикативное понимание культуры, рассматривающее культуру как совокупность признаков и индикаторов, позволяющих отличить один народ от другого (табл. 3). Затем идет социализаторское понимание культуры (культура есть социальные и духовные скрепы, объединяющие народы и социальные группы), и на третьем месте - ценностное понимание культуры (культура есть совокупность ценностей, придающих смысл человеческой жизни).
Таблица 3
Количество суждений, высказанных опрошенными, совпадающих с перечисленными толкованиями понятия "национальная культура" (в % к числу опрошенных)
Толкование понятия %
Деятельностно-функциональное понимание культуры (культура как основание деятельности, поведения и т.п.) 6.7
Коммуникативное понимание культуры (культура как базовые основания для общения и обмена информацией) 5.2
Ценностное понимание культуры (культура как совокупность ценностей, придающих смысл человеческой жизни) 20.9
Социализаторское понимание культуры (культура как социальные и духовные скрепы, объединяющие народы и социальные группы) 25.4
Индикативное понимание культуры (культура есть совокупность признаков и индикаторов, позволяющих отличить один народ от другого) 26.9
Гуманитарное понимание культуры (культура есть то, что делает человека человеком) 1.5
Другое 9.0
Затрудняюсь ответить 4.5
Такое различие в интерпретации понятий "культура" и "национальная культура" позволяет предположить, что в сознании подростков категория "культура", будучи погруженной в различные контексты, приобретает существенно различные смыслы (табл. 4).
Таблица 4
Сравнение суждений, высказанных опрошенными по поводу понятий "культура" и "национальная культура" (в % к числу опрошенных)
Толкование понятия Культура Национальная культура
Деятельностно-функциональное понимание культуры (культура как основание деятельности, поведения и т.п.) 22.9 6.7
Коммуникативное понимание культуры (культура как базовые основания для общения и обмена информацией) 5.7 5.2
Ценностное понимание культуры (культура как совокупность ценностей, придающих смысл человеческой жизни) 25.5 20.9
Социализаторское понимание культуры (культура как социальные и духовные скрепы, объединяющие народы и социальные группы) 22.3 25.4
Индикативное понимание культуры (культура есть совокупность признаков и индикаторов, позволяющих отличить один народ от другого) 7.6 26.9
Гуманитарное понимание культуры (культура есть то, что делает человека человеком) 8.9 1.5
Другое 3.8 9.0
Затрудняюсь ответить 3.2 4.5
Что касается понятия "мультикультурализм", то половина подростков честно призналась в том, что либо не знают, что это такое, либо затрудняются в формулировании своего понимания этой категории (табл. 5).
Таблица 5
Распределение ответов опрошенных на вопрос "Знакомо ли Вам понятие "мультикультурализм"?" (в % к числу опрошенных)
Варианты ответа 7 «А» 7
«Б» 8 «А» 8
«Б» 9
«А» 9
«Б» 9
«Г» Среднее
Да 35.5 44.4 61.0 57.2 42.9 53.2 55.8 50.1
Нет 25.8 16.7 16.7 11.3 27.5 15.3 16.9 18.2
Затрудняюсь ответить 38.7 38.9 22.3 31.5 29.6 31.6 27.3 31.7
Те, кто смогли выразить свое понимание этой категории, предложили следующие формулировки: "мультикультурализм это..."
• взаимодействие различных культур;
• взаимопроникновение и взаимозависимость различных культур;
• взаимосвязь, взаимопроникновение национальных культур;
• диалог культурных миров;
• добровольная адаптация социальных институтов к потребностям этих групп;
• желание представителей различных культур найти способ взаимного сосуществования;
• знание культурных традиций разных сообществ, принятие их равноценности;
• знание хотя бы азов жизни основных народов мира, умение сосуществовать с ними, сохраняя свое "я" и не оскорбляя основных устоев их общественной жизни;
• культура всего человечества;
• культурное многообразие мира;
• мирное сосуществование многих культур;
• мирное сосуществование различных субкультур в обществе;
• мирное сосуществование этнических или религиозных групп, каждая из которых привносит свои культурные особенности;
• многокультурность;
• многообразие культур в этно-социальном измерении;
• многообразие национальных, профессиональных, социальных компонентов мировой культуры;
• многоцветие культур вместо серого единообразия "социалистической культуры";
• наличие и сосуществование множества культур;
• однозначного ответа нет, данное понятие спорно;
• ориентация человека на многообразие моделей поведения и ценностных рядов;
• открытость по отношению к другим культурам, способность относиться к ним с равным уважением;
• ощущение себя частью общности, которая в определенной степени превосходит другие общности;
• партнерское взаимоотношение разных субкультур без патронажа властных структур;
• позитивное восприятие разных культур, сосуществование культур;
• понимание и принятие культур, отличных от собственной;
• понимание того, что каждый народ имеет свойственную ему национальную культуру;
• понятие о многослойности общества, множестве различных культур;
• принцип уважения (терпимости) к этическим принципам и прочим нормам различных культур мира;
• равноправное сосуществование множества культур;
• развитие и мирное сосуществование в одном государстве представителей различных культур и народов;
• речь, очевидно, идет об изучении динамики взаимодействия различных культур и т.п.
• смешение многих национальных культур, их "уживаемость";
• совокупность всех доминирующих культурных ценностей;
• соединение различных культур;
• сосуществование множества разных культур;
• терпимое отношение к укладу жизни, правилам сосуществования в обществе, семье, в различных условиях;
• терпимость и интерес друг к другу;
• толерантность по отношению к другим культурам;
• уважение и принятие иной культуры;
• уважение и мирное сосуществование нескольких культур.
Обработка этих и других высказанных опрошенными суждений позволила выделить перечисленные в табл. 6 группы толкований. Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что большая часть подростков, имеющих некое представление о категории "мультикультурализм", видит в этом понятии прежде всего ориентацию на мирное сосуществование разных культур (соседство культур) и лишь затем признание равноправия разных культур, терпимость по отношению к иным культурам или ориентацию на переплетение, взаимопроникновение, смешение культур.
Таблица 6
Количество суждений, высказанных опрошенными, совпадающих с перечисленными толкованиями понятия "мультикультурализм" (в % к числу опрошенных)
Толкование понятия %
Знание о существовании других культур 15.6
Ориентация на мирное сосуществование разных культур (соседство культур) 33.7
Признание равноправия разных культур, терпимость 15.2
Ориентация на диалог разных культур, толерантность 5.4
Ориентация на переплетение, взаимопроникновение, смешение культур 13.2
Другое 4.3
Затрудняюсь ответить 12.8
Таким образом, мы можем констатировать, что в сознании подростков культуре и сохранению духовных традиций придается очень большое значение.
Поскольку данное исследование носило предварительный, пилотный характер, полученные выводы не могут претендовать на универсальность, возникает необходимость более масштабных и глубоких исследований проблемы.
ПРОГРАММА
«Сохранение духовных традиций через внеклассную деятельность»
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей, развития системы духовно-нравственного, гражданского, правового, патриотического воспитания школьников. Программа должна способствовать формированию гражданских, патриотических чувств у молодых людей, обеспечить их участие в решении задач по консолидации общества, поддержании общественной и экономической стабильности, формированию у школьников высокой ответственности перед обществом и государством, упрочению единства и дружбы народов, населяющих Россию.
Реализация духовно-нравственного воспитания в общеобразовательном учреждении через внеклассную деятельность должна осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом духовных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.
Сохранение духовных традиций через внеклассную деятельность в общеобразовательном учреждении предполагает решение следующих задач:
- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательного учреждения;
- формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих – воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
- усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них;
- создание условий для воспитания творческой личности с развитым эстетическим чувством, устремленной к высшим нравственным, духовным ценностям;
- повышение культурного уровня внеклассных занятий;
- развитие системы воспитания с учетом специфики культурных ценностей, обычаев и традиций народов России;
- создание условий для выявления и развития нравственного, интеллектуального, физического, творческого, духовного потенциала одаренных детей;
- формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков;
- совершенствование системы воспитательной работы в сфере формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, готовности к социализации и активной адаптации на рынке труда;
- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании внеклассных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
- создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;
- включение в штатное расписание общеобразовательного учреждения педагогов дополнительного образования;
- активизация деятельности классных руководителей и воспитателей.
Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
- сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;
- воспитание гражданина и патриота своей малой и большой Родины через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
- достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм внеклассной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;
- организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;
- обеспечение вариативности воспитательных систем;
- развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
- усиление значимости досугового компонента образовательного учреждения, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятиях спортом;
№ Наименование мероприятий Срок
Разработка серии методических рекомендаций в помощь специалистам начального образования по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальных классов август 2013г
Разработка методических рекомендации для социальных педагогов по включению родителей в единое образовательное пространство. август 2013г
Проведение проблемных семинаров с учителями начальной школы 2013-2014 уч. год
Изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей, классных руководителей по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения 2013-2014 уч. год
Усиление внимания вопросам воинского, трудового героизма народов, населяющих Россию, бессмертных подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны, в «горячих точках» страны 2012-2015гг
Создание школьного музея «Аллея славы» (с использованием краеведческого материала), широко практикуя проведение на их базе уроков. Привлечение к созданию музеев учащихся, их родителей. Организация и проведение Вахт Памяти. 2012г
Формирование научно-информационной и методической базы по вопросам гуманной педагогики для использования во внеклассной работе 2013-2014 уч.гОрганизация и проведение семинаров для педагогов по проблеме возрождения декоративно-прикладного искусства, ремесел и народных промыслов 2013-2014 уч.гОрганизация и проведение семинаров по проблеме сохранения и развитие национальной музыки в урочной и внеурочной деятельности 2014-2015 уч.гРазвитие на базе школы культурно-образовательного центра 2014-2015 уч.г.
Проведение конкурса эссе «Законы жизни» апрель 2014
Проведение школьной олимпиады по русскому языку и литературе под девизом “За духовное богатство молодого поколения” март 2014
Организация школьных родительских собраний «Традиции и обычаи народов России» в воспитании детей по плану 2013-2014г
Проведение народных праздников «Истоки духовности» 2014-2015 уч.г.
Развитие клубов, детско-юношеских объединений по проблемам духовно-нравственного воспитания 2013-2015 уч.г.
Разработка и внедрение сценариев диспутов по духовно-нравственной тематике. 2013-2014 уч.гОрганизация и проведение Недели правовых знаний февраль 2013г
ПРОГРАММА
«Сохранение духовных традиций посредством дополнительного образования»
Значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования является реальным механизмом утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Дополнительное образование организуется учреждениями, которые удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создают условия для их творческой самореализации. Поэтому дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, решает проблему занятости детей.
Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования. Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия различных культур, что обеспечивает ему важное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта. Система дополнительного образования предполагает взаимодействие общеобразовательного учреждения с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в регионе.
Реализация духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в системе дополнительного образования определяется реализацией приоритетных задач, в их числе:
сохранение и рост курсов дополнительного образования детей, подростков и молодежи, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей, социальным потребностям;
упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической базы дополнительного образования детей, подростков и молодежи;
обновление программно-методического содержания по духовно-нравственному воспитанию;
создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования детей, подростков и молодежи в образовательных учреждения всех типов;
обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений дополнительного образования детей, подростков и молодежи;
научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;
обеспечение прав детей и подростков на выбор видов и форм деятельности дополнительного образования;
создание условий для выявления и развития нравственного, интеллектуального, физического, творческого потенциала одаренных детей;
повышение качества образовательных услуг и уровня образованности детей и подростков посредством реализации вариативных образовательных программ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Таким образом, реализация проекта «Сохранение духовных традиций через внеклассную деятельность с помощью интеграции уроков основного и дополнительного образования» предполагает обеспечение повышения статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе широкого общественного согласия. К ожидаемым результатам относятся:
подготовка и издание программных и методических материалов, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта по воспитанию духовной личности для развития системы образования;
повышение культурного уровня образовательного процесса;
развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
создание условий для развития духовной личности.