«Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании анатомии и физиологии человека»
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Минусинский медицинский техникум
Доклад
для выступления
на педагогической конференции
«Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании анатомии и физиологии человека»
Подготовила:
преподаватель дисциплины
«Анатомия и физиология человека»
Нижегородцева О.А.
Минусинск 2012г.
Слайд 1
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного студента. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся активно, с интересом и увлечением работали на занятии, видели плоды своего труда и могли их оценить. Помочь преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Слайд 2
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Это программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Слайд 3
Функции компьютера в сфере образования – это:
функция контроля знаний;
экономия времени на занятии;
иллюстрация материала;
дифференцированный подход;
индивидуализация обучения.
Слайд 4
Целью внедрения информационных технологий в образовательный процесс является:
повышение качества знаний;
наглядность;
формирование у студентов системы мыслеобразования;
сокращение время обучения.
Слайд 5
Задачи, которые я ставлю как преподаватель, при использовании информационно-коммуникационных технологий:
1. Создание и поддержка у учащихся интереса к анатомии и физиологии человека с помощью ИКТ (мотивация).
2. Использовать презентации для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора учащихся.
4. Использование Интернет-ресурсов для доступного изложения теоретического материала.
5. Привлечение учащихся к созданию презентаций.
6. Использовать ИКТ для подготовки учащихся к практическим занятиям, для самостоятельной работы.
Преподавая дисциплину «Анатомия и физиология человека» в системе среднего профессионального образования, мне, как преподавателю, приходится сталкиваться с рядом сложностей, одной из которых является «сжатость» учебного времени на изложение нового материала, с другой стороны растут требования к углубленному уровню усвоения материала. Все это требует от преподавателя максимально эффективно использовать учебное время.
Как один из вариантов современного, эффективного и углубленного изложения нового материала, предлагаю рассмотреть возможность использования информационно – коммуникационных технологий при изучении дисциплины «Анатомия и физиология человека».
Результаты работы преподавателя оцениваются умениями его студентов, уровнем самодеятельности учащихся на занятии, отношением учащихся к дисциплине, преподавателю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе занятия.
Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своей дисциплине.
Анатомия и физиология человека по праву считаются важнейшими дисциплинами в любом медицинском учебном заведении. Данные дисциплины являются тем фундаментом, на котором строятся знания студентов – медиков по специальным дисциплинам. Именно поэтому качественное преподавание данного курса важно для подготовки компетентных специалистов. Вместе с тем, анатомия и физиология считаются одними из самых сложных по уровню освоения дисциплин.
Для современного, эффективного и углубленного изложения нового материала, а также для проведение контроля знаний я использую информационно – коммуникационные технологии при изучении дисциплины «Анатомия и физиология человека». Инновационные технологии позволяют изучать анатомию наглядно, динамично, объемно. Занятия становятся более наглядными и интересными.
Слайд 6
К наиболее эффективным формам представления нового материала по анатомии и физиологии человека, следует отнести мультимедийные презентации. Я использую мультимедийные презентации на любом этапе изучения темы. Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятия. С помощью презентаций представляю учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Это позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у студентов системы мыслеобразования. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.
Слайд 7
При изложении материала очень важно для меня иметь обратную связь с аудиторией, быть уверенным в том, что излагаемый новый материал, усваивается и всем понятен.
На практических занятиях демонстрируются учебные фильмы: «Кровеносная система», «Органы дыхания», «Нервная система», «Анатомия дыхательной системы», «Анатомия сердца», «Анатомия эндокринной системы», «Анатомия аорты и ее ветвей», «Анатомия головного мозга» и др. Основная задача - помочь студентам освоить сложные и важные разделы анатомии. Демонстрация учебных фильмов вызывает живой интерес у студентов, что повышает мотивацию к изучению предмета.
Для изучения материала по дисциплине, при индивидуальной работе студентов, на практических занятиях и для проведения контроля знаний мною, с помощью Веры Дмитриевны, было создано электронное издание.
Материал, представленный в издании, охватывает темы по дисциплине «Анатомия и физиология человека», предусмотренные обязательным минимумом содержания образования.
Слайд 8
Открывает издание вводная (главная) страница, где дается понятие «Анатомия» и «Физиология», что изучают данные науки, методы изучения и важность данных наук. Материал изложен доступным, понятным для студентов языком.
Слайд 9
В разделе «Лекции» на первой странице представлен список названий лекций по разделам. В список входит 41 лекция. Каждая лекция находится в своей папке.
Слайд 10
В начале представлен план лекции, а далее материал по теме. Страницы лекционной части издания выполнены в современном дизайнерском исполнении и содержат помимо основного текста ссылки на презентацию к данной теме, а также в лекции содержится большое количество фотографий, рисунков, видеосюжетов.
Благодаря высокому качеству и разнообразию фотографий и рисунков представленных в издании, они могут успешно и эффективно применяться на занятиях как наглядное пособие при объяснении нового материала. Это позволяет продемонстрировать визуальный материал, часто недоступный для наблюдения в реальных условиях, – например, фотографии микрообъектов (фагоцитоз микробов лейкоцитами, оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, разные типы клеток и др.), фотографии внутренних органов в разных ракурсах, рентгеновские снимки (например, формы грудной клетки, искривления позвоночника и др.).
Некоторые фотографии или рисунки сопровождаются текстом с описанием. Доступ к фотографиям и рисункам возможен не только со страниц издания, но и из раздела «Презентации», в котором приводится весь список рисунков и фотографий.
Рисунки, показывающие строение органов, цветные, хорошо прорисованы, имеют необходимые пояснительные подписи. Ряд рисунков выполнен в шаржевом стиле, они не несут большой информационной нагрузки, но оказывают положительное эмоциональное воздействие и могут быть использованы для привлечения внимания студентов.
Слайд 11
В разделе «Видео» представлены видеофрагменты небольшие по длительности (до 40 секунд) и имеют звуковое дикторское сопровождение. Видеоряд соответствует темам, сюжеты анимаций и видеофрагментов методически продуманы, современны. Демонстрация сюжетов, анимаций и видеофрагментов возможна в полноэкранном режиме. При проигрывании любого сюжета фиксируется время его прохождения при указании общей продолжительности – в любой момент при необходимости сюжет можно остановить кнопкой «Пауза» для необходимых комментариев или для обсуждения и вновь продолжить его.
Среди имеющихся на диске видеофрагментов демонстрируются работа различных органов и систем органов, механизмы этих процессов, проведение операций, а также то, что мы можем увидеть только под электронным микроскопом, например, «Работа дыхательных мышц», «Система кровообращения», «Синапс», «Рефлекс» и др. Демонстрация этих сюжетов методически привлекательна, способствует образному восприятию изучаемого материала и лучшему пониманию и запоминанию механизмов биологических процессов.
Часть видеофрагментов посвящена этапам развития детей и возрастным изменениям в организме человека, здоровому образу жизни и занятиям спортом, правилам личной гигиены, профилактике различных заболеваний. Эти сюжеты, помимо образовательной нагрузки, имеют большое воспитательное значение.
Наибольший интерес представляет использование данного электронного издания для индивидуальной работы студента.
Слайд 12
В издании имеется раздел «Тестовые задания», где приводится разнообразие заданий и делает работу по закреплению интересной и неутомительной, а значит и более продуктивной. Нажимая на гиперссылку открывается тестовое задание по заданной теме.
Я использую тестовые задания на лекционных и практических занятиях и сделала вывод, что это является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку студентов к каждому занятию и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Основное желание студентов при проведении контроля знаний это получение мгновенного объективного результата и сравнение своего результата с результатами других.
Все проводимые письменные работы:
предполагают временные затраты на проверку,
к моменту оглашения результатов задания могут быть забыты, и отметка не ассоциируется с конкретной темой,
при выполнении тестовых заданий на бумажной основе всегда есть желание сверить свои ответы с ответами товарищей,
при анализе результатов тестов на бумажной основе учащиеся пытаются запомнить не правильный ответ, а буквенно-цифровой код,
при пересдаче теста невозможно проверить, выучил ли учащийся материал или запомнил код ответа.
Некоторые негативные стороны тестовых заданий на основе бумажных носителей можно избежать при использовании компьютерных технологий.
Опыт использования компьютерного контроля знаний учащихся позволил мне выделить следующие достоинства:
устраняется возможность подсказок и списывания;
повышается объективность оценки знаний;
резко повышается познавательная активность учащихся;
преподаватель освобождается от «карательных» функций, связанных с выставлением оценок;
быстрое получение результатов испытания и освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования;
тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию у студентов.
Предложенные задания, в разделе, с выбором правильного ответа. При выполнении каждого задания студент, получает количество правильных ответов в процентном соотношении. Студент, до того как нажал кнопку «готово», может внести изменения в ответы на задания. Результаты выполнения заданий фиксируются.
В дальнейшем планирую представить в разделе «Тестовые задания» несколько видов заданий и упражнений по уровню сложности (базовый и повышенный уровень). Задания могут быть нескольких типов: с выбором правильного ответа или утверждения из нескольких предложенных; с необходимостью ввода ответа с клавиатуры; с необходимостью отобразить правильную последовательность процессов; вставить пропущенные слова в текст или закончить предложение; соединить определенные элементы стрелками или установить соответствие или, наконец, разделить предложенные элементы на группы.
Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.
Слайд 13
В разделе «Литература» предложен список основной и дополнительной литературы по дисциплине. Также здесь есть список интернет-ресурсов, где студент сможет найти всю интересующую его информацию по дисциплине «Анатомия и физиология человека».
Слайд 14
В разделе «Требования» студент может познакомиться с основной целью дисциплины, с перечнем знаний и умений. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими (ОК) и специальными (профессиональными) (ПК) компетенциями, с которыми он может ознакомиться в данном разделе.
Слайд 15
В разделе «Иллюстрации» представлены тематические рисунки к лекционному материалу. Любая лекция будет казаться более интересной, если будет подкреплена тематическими иллюстрациями. Мы устроены так, что нам легче воспринимать информацию, если мы видим её наглядно. К тому же иллюстрации пробуждают наше воображение, заставляют задуматься или мотивируют к действию.
Слайд 16
В разделе «Учебные пособия» представлены ряд электронных учебников, атласов по анатомии человека, которыми может пользоваться студент при подготовке к практическим занятиям, а также для выполнения самостоятельной работы и проверки полученных знаний.
Слайд 17
Китайская мудрость гласит – «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму».
Таким образом, использование современных информационно – коммуникационных технологий позволяет на современном уровне, в доступной и наглядной форме не только эффективно излагать новый материал, но и своевременно контролировать уровень его усвоения студентами. А также позволяет существенно повысить интерес студентов к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
Слайд 18
15