Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании математики (для начинающих трудовую деятельность молодых педагогов)

Муниципальное образовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа










Педагогический проект

Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании математики

(для начинающих трудовую деятельность педагогов)















Автор: учитель математики МОУ Первомайской СОШ Забелина Г. М.







2009- 2014

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования.
В современных условиях главная задача образования – формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, её анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности.
Применение ИКТ на уроках математики способствует:        активизации познавательной деятельности учащихся,         развитию вариативности мышления, математической логики,         направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование. По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. 
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель:
Повышение качества образования через использование технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения – интерактивной доски.

Объект исследования:
Образовательный процесс, направленный на активизацию  мыслительной деятельности при решении практических  задач.

Предмет исследования:
Развитие личности обучающихся с помощью активизации, их познавательных и созидательных способностей с помощью ИКТ.

Ожидаемые результаты:
Использование ИКТ на уроках математики позволит:
усилить мотивацию и дифференциацию обучения;
развить логическое мышление и пространственное воображение, алгоритмическую культуру, критичность мышления;
привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
повысить познавательный интерес к предмету;
создать условия для самореализации личности во внеурочной деятельности;
способствовать формированию ИКТ компетентности.


Задачи:
Повышение уровня познавательной активности и учебной мотивации учащихся
Повышение качества знаний по математике
Формирование ИКТ - компетентности
Развитие коммуникативных способностей учеников
Развитие творческих  способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной и исследовательской деятельности
В ходе работы над проектом мною было прочитано и проанализировано много статей, научно-популярной литературы, посвященной использованию ИКТ в учебном процессе. Роль ИКТ в образовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ.
Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает сам процесс обучения более продуктивным.
Введение ИКТ в учебный процесс раскрывает перед учеником большие возможности. Именно поэтому данная проблема актуальна, т.к. все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Таким образом, актуальность данного педагогического проекта состоит в следующем:
В современных условиях главная задача образования – формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, её анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности
Сроки проведения педагогического проекта: 2009- 2014 учебный год
1 этап – изучение научно-методической и психолого –педагогической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности; по вопросам использования на уроках ИК технологий

2 этап – внедрение проекта в образовательный процесс, разработка методического обеспечения проекта

3 этап – обобщение и распространение опыта работы, анализ результативности проекта






Форма представления результата, уровень представления

Промежуточные результаты
Уровень
Сроки

Выступление по теме «Использование интерактивной доски на уроках математики»
Уровень школьный, МО учителей математики.
2009-2010

Уроки с использованием интерактивной доски
Уровень муниципальный: заседание РМО учителей математики, мастер классы, обобщение опыта.
2010-2012

«Использование интерактивной доски на уроках математики»
€°Уровень региональный, Всероссийский: публикации на Всероссийском учительском портале, мастер классы, обобщение опыта.
2012-2014


Практическая значимость

обучение для учащихся становится более привлекательным, повышается интерес к предмету
положительная динамика качества знаний учащихся;
повышается плотность урока, продвижение вперёд происходит быстрыми темпами;
происходит систематическая работа над общим развитием учащихся;
подход учащихся к процессу учения становится осознанным


Использование компьютера на уроках математики наиболее эффективно
При проведении устного счета
При изучении нового материала
При проверке фронтальных самостоятельных работ
При решении задач обучающего характера
При организации исследовательской деятельности
Интерактивная доска предоставляет уникальную возможность для работы и творчества и легка в управлении, т.к. достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Преимущества использования интерактивной доски:
Обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
Развитие мотивации благодаря разнообразному увлекательному использованию ресурсов.
Возможность для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
Обеспечение хорошего темпа урока.
Возможность сохранения использованных файлов для организации повторения изученного материала.
Упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов.
Многократное использование разработанных материалов.
Стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.
Компьютер и здоровье:
Работая с компьютером и интерактивной доской, не стоит забывать о здоровье детей. Необходимо не только чередовать виды деятельности на уроке, но и выполнять упражнения, позволяющие снимать напряжение с глаз и расслаблять мышцы спины.
Упражнения для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. (4-5 раз)
Упражнения для укрепления осанки.
Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.
Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперед. Затем развести руки в стороны, расслабиться.
Выполнить наклоны вправо, влево, положив руки на пояс.
Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.
Наклоны головы вперед-назад, влево - вправо.

Предварительный вывод:

Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению  эффективности обучения и самообучения,  повышению качества образования
 


Литература:
Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии. Информатика и образование. – 2002 - №3. с.96.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: «Учитель», 2006.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998
«Интерактивная математика 5-9 классы».
«Интерактивная математика» (5 – 9 кл.) «Тригонометрия не для отличников»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Математика и образование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Вся математика в одном месте
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Занимательная математика школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Методика преподавания математики
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Образовательный математический сайт
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ