Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики — как фактор повышения качества успеваемости.


Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики - как фактор повышения качества успеваемости.
Важнейшей задачей образования, в том числе, и в преподавании физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации. Физика это основа современного научно-технического прогресса и поэтому осознание роли физики в науке и производстве должно быть связано с использованием новых образовательных технологий.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств в процесс обучения.
Целью моей работы является обобщение опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. И моя задача заключается в том, чтобы помочь студентам через использование ИКТ создать условия для овладения навыками, знаниями по предмету и для формирования интереса к физике.
Использование преподавателями ИКТ для активного вовлечения студентов в учебный процесс является одним из самых многообещающих направлений развития образования. Постоянно возрастающие мощность и универсальность компьютеров открывают новые, отличающиеся от существовавших ранее, возможности преподавания и обучения, позволяют преподавателям расширять набор применяемых методов обучения, а учащимся — вносить свой вклад в решение общих задач. Образовательные технологии помогут повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого ученика. Компьютер можно применять на следующих уроках: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно.
Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения студентов средств познания и исследования мира.
Хорошо известно, что курс физики включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как “Молекулярная физика”, некоторые главы “Электродинамики”, “Ядерная физика”, “Оптика” и др. К сожалению, многие студенты не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер.
Многие явления не всегда могут быть продемонстрированы. В результате студенты испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, “прокрутить” с оптимальной для усвоения скоростью.
Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышают интерес к обучению.
Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них студент может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
В настоящее время в образовательном сообществе очень часто можно услышать спор о том, нужны или нет виртуальные лаборатории. Такие споры разгораются и в виртуальном мире на различных форумах. К сожалению, людей, считающих, что "виртуалки" скорее зло, чем добро, больше.Основными аргументами противников виртуальных лабораторий являются следующие предположения:
• увеличение времени, проведенного за компьютером
• уменьшение времени общения "студент-преподаватель"
• уменьшение практического навыка работы с реальными приборами
• необходимость высокого уровня владения компьютером
• отсутствие единой независимой платформы и т.д.
Сторонники, напротив, считают, что виртуальные лаборатории позволяют:
• наиболее полно реализовать индивидуальный подход к обучаемому по принципу "от каждого – по возможности, каждому – по способности"
• снизить временные затраты преподавателя как на подготовку к уроку, так и на проверку работ...
• наиболее полно реализовать программу при обучении дистанционно, заочно, на дому и т.д.
• демонстрировать во время урока эксперименты, которые невозможно поставить в реальной жизни по тем или иным причинам.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что преподаватель умеет:
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;
создавать слайды по данному учебному материалу, используя редакторы презентаций МS PowerPoint, продемонстрировать презентацию на уроке;
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
организовывать работу по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
работать на уроке с материалами Web-сайтов;
разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки и проводить компьютерное тестирование.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.
Я применяю информационные технологии на уроках физики в следующих направлениях:
мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
подготовка дидактических материалов для уроков;
поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; разрабатываю тесты, используя готовые программы-оболочки;
применяю компьютерные тренажеры для организации контроля знаний учащихся.
Использование CD и DVD-дисков на различных этапах уроков
Особо хочу отметить применение мультимедийных сценариев уроков. Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы МS PowerPoint, входящей в состав пакета программ MS Office.
Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей преподавателя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
В заключении хочу подчеркнуть, что все многообразие приемов использования ИКТ влияет на мотивацию студентов при обучении физики.