Урок Декабристы: подвиг или безумие
Утверждаю: Согласовано:
зам. директора по УМР методист
Шахалева О. В. Орехова Л.М.
____________________ _______________
Тема: «Восстание декабристов: подвиг или безумие»
Открытый урок истории 1 курс, 3 группа.
Преподаватель Никольская И.В.
Цели урока:
Обучающие:
- обобщение знаний учащихся о восстании декабристов;
- выяснить причины, состав, программы обществ декабристов, подвести итоги, определить значение восстания декабристов.
Развивающие:
- развитие аналитического мышления, устной речи;
- формирование умения работы с историческими документами
- формирование умение излагать свои мысли, их аргументировать.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся интереса к истории нашей страны;
- воспитание чувства гордости за подвиги предков, восхищения их
решительностью, мужеством;
- формирование на примере декабристов нравственных качеств, таких как: честность, справедливость, ответственность, верность долгу.
Методическая тема:
Активизация мыслительной деятельности.
Формируемые на уроке общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения учебных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологи в учебной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков
Вид урока: беседа с элементами поисковой деятельности (с элементами самостоятельной работы)
Средства обучения: учебник Буганов В. И. Зырянов П.Н. История России
Конец XVII- XIX век: Учеб. для 10 кл.
общеобразоват. Учреждений; Под ред. А.Н. Сахарова.–
М.: Просвещение, 2003.
Исторические документы,
мультимедийный проектор,
презентация
Методы обучения: 1. Информационно-рецептивный (объяснение, показ).
2. Репродуктивный (воспроизведение понятий,
Сообщения, выполнение типовых действий).
3. Частично-поисковый (заполнение таблицы, работа
с документами).
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент–2 мин.
2. Мотивация и целеполагание–5мин.
3. Актуализация опорных знаний–5мин.
4. Организация познавательной деятельности .–15мин.
5. Организация закрепления изученного материала –7мин.
6. Подведение итогов урока–3мин.
7. Постановка домашнего задания–3мин.
ХОД УРОКА.
№ п/п
Содержание
Вре
мя
Универсальные учебные действия
учителя
Универсальные учебные действия
учащихся
Ком
пе
тен
ции
1.
Орг. момент
1-2 мин.
Организует подготовку к уроку
Осуществляют подготовку к уроку
2.
Целеполагание и мотивация.
На доске записана дата
14 декабря1825 г.
Вопрос:
–Какое событие состоялось на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге? (стихотворение)
Тема урока:
«Восстание декабристов: подвиг или безумие».
Правильно, речь пойдет о восстании декабристов, запишите число и тему в тетрадь.
Обстоятельства этого события вам известны.
–Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
–Что сегодня будем рассматривать?
5 мин.
Организует восприятие темы совместное целеполагание и мотивацию.
через чтение стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд» и вопросы.
Управляет познавательным процессом, называет тему урока, помогает сформулировать цель урока.
Отвечают на вопросы, вспоминают изученное, фиксируют тему в тетради,
формулируют цели урока:
1.Рассмотреть причины возникновения движения декабристов в России.
2. Сравнить программы тайных обществ декабристов.
3. Определить: каково историческое значение движения декабристов?
3.
Актуализация опорных знаний.
Кто такие декабристы, что это за движение?
Чтобы настроиться на тему, вспомнить общие сведения, обратимся к игре, составлению характеристики из 5 строчек (синквейн).
1. 1 слово-само понятие, название темы, существительное.
2.Описание темы двумя прилагательными.
3. Описание темы 3 глаголами.
4. Крылатая фраза, выражающая отношение к теме разговора, предмету речи.
5. Синоним к первой строчке.
5 мин.
Организует погружение в тему на основе фронтальной беседы, составления ассоциативного ряда, записывает на доске варианты ответов, задает вопросы.
Выполняют задания по изученному материалу, отвечают на вопросы.
Примерные ответы:
(дворяне, передовые люди своего времени; оппозиционное движение)
Вариант ответа:
1. Декабристы.
2. Смелые, отважные
(устремленные, убежденные, деятельные, образованные).
3. Восстали, организовали (поднялись, собрались, действовали, вышли, готовились).
4. «Товарищ, верь, взойдет она!
Звезда пленительного счастья!» («Дети 1812 года», жены декабристов. «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье! Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье»).
5. Сенатская площадь, Санкт-Петербург.(Государственный переворот, оппозиция).
4.
Организация познавательной деятельности учащихся.
Задача:
Дать оценку движению декабристов.
Ответить на вопрос Восстание декабристов: Подвиг или безумие?
Работа по плану урока.
(план урока на доске)
1. Причины восстания;
2. Общества,
программы
декабристов;
3. Ход восстания;
4.Итоги, значение восстания.
Задания перед выполнением:
1. Записать в тетради план урока.
2. Заполнить рабочие листы.
Задание1.
Проанализировать документы, определить причины восстания.
Задание 2.
По учебнику ознакомиться с программами Конституцией Муравьева и «Русской правдой» Пестеля, найти 2 сходства и 3 различия, записать в таблицу.
3. и 4. пункты плана – сообщения учащихся.
Каково историческое значение движения декабристов?
Почему они потерпели поражение?
15 мин.
Ставит учебную задачу.
Организует работу с документами, отражающими причины восстания, помогает сформулировать вывод, проверяет правильность выводов.
Организует работу с учебником.
Слушает выводы учащихся, проверяет записи в тетради.
Контролирует, слушает мнения, помогает сделать вывод.
Записывают план урока в тетрадь.
1. Работают с документами, заполняют рабочие листки, слушают, развивают навыки устной речи, сравнивают свои выводы с обобщением на доске.
2. Работают с учебником параграф 58, с. 147, сравнивают программы Северного и южного общества, заполняют рабочие листки, делают выводы, сравнивают ответы с обобщением на доске.
Сравнивают, анализируют,
выступают с подготовленными сообщениями.
5.
Организация закрепления изученного материала.
Вопросы:
Ответ на главный вопрос.
Восстание декабристов: это подвиг или безумие?
5 мин.
Слушает аргументированные высказывания, помогает сделать вывод, приводит примеры из документов, осуществляет контроль с помощью кадров презентации.
Отвечают на вопросы, делают выводы, аргументируют свою точку зрения.
6.
Подведение итогов урока.
Восстание завершилось поражением, заставило власти проводить реформы. В стихотворении «Орион» Пушкин говорит об этом.
Какая реформа произойдет в 1861 г.?
.
3 мин.
Организует обсуждение итогов, читает стихотворение (отрывок) Пушкина, дает оценку результативности урока, обобщает разные варианты ответов, выставляет и комментирует оценки.
Делают выводы, сравнивают выводы.
7.
Постановка домашнего задания.
Пользуясь учебником и ресурсами Интернет,
1. Подготовьте сообщение с презентацией о деятельности декабристов в Сибири, о женах декабристов (на выбор).
2. Запомните основные положения записанные на уроке.
3. Найти материал об отмене крепостного права.
3 мин.
Формулирует задание, благодарит за урок.
Слушают и записывают рекомендации.
15