«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДаВАНИИ ИЗО И МХК»


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДОВАНИИ ИЗО И МХК»
г. Владикавказ МБОУ СОШ №50
Учитель ИЗО и МХК Зокоева М.Р.
Современный ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы. Именно поэтому я сторонник использования ИКТ при подготовки и проведении уроков ИЗО и МХК. Использование информационных технологий на уроке позволяет сделать его современным, приблизить к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности.… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Информационные технологии дают учителю возможность эмоционально и образно подать материал, а также установить отношения взаимопонимания, между учителем и учеником. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на уроках ИЗО и МХК необходимо сделать ИКТ новым средством художественно-творческого развития учащихся. Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
Урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, и ученики для защиты проектов. Такой урок может подойти как для изучения нового материала, так и для закрепления пройденного, для повторения, для обобщения и систематизации знаний. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. На мультимедийном уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. С обучающимися мы работаем с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний «Инфостудия Экон», «Кирилл и Мефодий», "Просвещение-МЕДИА”, "МедиаХауз”, "Новый диск”, «Фобус Стиль». Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации очень многих тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства, во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием, при изучении таких тем по изобразительному искусству как: «Одежда говорит о человеке», , «Виды изобразительного искусства», «Исторический и мифологический жанр в искусстве».
На уроках МХК предлагаю обучающимся создать и представить творческие проекты с использованием ИКТ. В 10 и 11 классах уч-ся выполняют работы по заранее запланированным темам: обучающиеся не только проводят исследования, выполняют мультимедийный проект, но и презентуют свою работу . В таком варианте возможны случаи, когда обучающиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером, обучающиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя. При закреплении пройденного материала, я предлагаю учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. Например, «Народное декоративно – прикладное искусство Северной Осетии». Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме можно организовать промежуточное тестирование. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.