Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках немецкого языка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная школа с. Красноармейскоемуниципального района Красноармейский Самарской области
Статья на тему
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»
Старковой Елены Владиленовны,
учителя иностранного языка ГБОУ НШ с. Красноармейскоем.р. Красноармейский Самарской области
Введение
На современном этапе реформ школьного образования серьезные изменения связаны с внедрением современных образовательных, в частности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в учебный процесс. Именно использование информационных технологий позволяет разрешить основное противоречие современной системы образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам предполагает, что при изучении иностранного языка у школьников формируются и развиваются навыки информационной культуры, для этого необходимо усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения предмета. С развитием компьютерных технологий и интернета открылись новые пути и возможности получения знаний. Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой, значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности.
Цель данной работы – осветить возможности использования ИКТ на уроках немецкого языка. Предложенный материал интересен прежде всего тем преподавателям иностранных языков, кто широко использует современные образовательные технологии на своих уроках.
Основная часть
В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.
Все эти изменения обусловлены необходимостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника, общающегося в Интернет - сообществе. Поэтому современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам - ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу учащихся, создание условий для их самовыражения и саморазвития. Компьютер не определяет содержание обучения - он является лишь эффективным средством обучения иностранному языку, поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам с помощью компьютера должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, способствующих реализации основной цели в преподавании иностранных языков - формированию умений и навыков коммуникативной компетенции. Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б.С. Гершунским, А.П. Ершовым, А.А. Кузнецовым, И.О. Логвиновым, B.C. Ледневым, Б.М. Ломовым, В.Я. Ляудис, Е.И. Машбиц, В.М. Монаховым, Ю.О. Овакимяном, Ю.А. Первиным, В.Г. Разумовским, В.В. Рубцовым, А.Я. Савельевым, Н.Ф. Талызиной, O.K. Тихомировым и др., теории и методики использования информационных технологий в обучении иностранным языкам освещены в работах А.Г. Азимова, О.П. Крюковой, Е.С.Полат, А.С. Христочевского и др.
Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.
Компьютер в учебном процессе – не заместитель или аналог преподавателя, а активное средство обучения и развития детей. Компьютер предоставляет педагогу возможность высвобождения времени для творческой деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
ИКТ обучения на уроках немецкого языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. В то же время, современные УМК по немецкому языку представляют в основном дидактические аудиоматериалы, поэтому ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивные материалы и пособия, а также возможность учителю самостоятельно разработать слайд-презентацию с материалами с сайтов. Учителям иностранных языков необходимо овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса.
Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видео и аудиотехника,
• научно-исследовательские работы и проекты.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам предполагает, что при изучении иностранного языка у школьников формируются и развиваются навыки информационной культуры, для этого необходимо усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения предмета. Это касается прежде всего следующих умений:
-самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность.
-участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы,
-осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в иноязычных источниках различного типа,
-извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую,
-отделять основную информацию от второстепенной,
-критически оценивать достоверность полученной информации,
-передавать содержание информации адекватно поставленной цели,
-развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,
-выбирать тип чтения в соответствии с поставленной целью,
-работать продуктивно и целенаправленно с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику, адекватно воспринимать язык средств массовой информации,
-создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.
Для реализации поставленных задач возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности следующие:
1. для поиска литературы, в Internet применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefoxи др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.comи т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);
5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgentи т.д.) Специально для организации общения детей в сети, их активного участия в предлагаемых дискуссиях, проектах, телеконференциях можно воспользоваться программой KIDLINK(http://www.kidlink.org). Программа разработана на 14 языках;
6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.
Использование ИКТ на уроках немецкого языка позволило мне повысить учебную мотивацию у 78% моих школьников: детям нравятся не только ставшие привычными мультимедийные презентации на уроках, но и виртуальные экскурсии по немецкоговорящим городам, по залам Дрезденской галереи, по музеям Дюрера и БМВ. Особенно привлекательно для сельского школьника живое общение с носителями языка посредством веб-камеры, переписка с друзьями из других стран на немецком языке. Альтернатива классической доске и мелу – интерактивная доска – позволяет детям составлять ассоциограммы, классифицировать слова, исправлять орфографические недочёты, и многое другое. Старшие школьники сами делают компьютерные презентации, например, о велиих учёных Германии. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса в виде PowerPoint презентации, брошюры, буклеты, и видеофильмы, коллективно анализируется и рецензируется результаты их выполнения.
Беспристрастность оценок, полученных при компьютерном тестировании, улучшает психологический климат на уроке. По данным опроса родителей, временные затраты на выполнение домашних заданий сократились вдовое после освоения школьниками возможностей электронного словаря.
Разработки моих уроков опубликованы по адресу: http://kr-school.ucoz.ru/load/publikacii.
Позвольте предложить разработку одного из уроков немецкого языка с использованием ИКТ.
Конспект урока по теме «Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes» 7 класс (по учебнику И.Л.Бим «Deutsch Schritte 3»)
№ Этапы урока Приёмы и методы
1. Приветствие учителя и объявление темы урока.
Guten Tag! Heute machen wie eine Reise durch die weltberühmte Städte, wir erinnern uns an Österreich und lernen eine neue Stadt kennen
Приветствие, введение в тему урока.
Тема урока высвечивается на интерактивной доске.
2. Фонетическая зарядка.
Aber wohin reisen wir? Aufgabe 1. Ich lese laut, lest bitte still mit! Приложение 1
Lest bitte nach der Reihe!
(учитель читает стихотворение, высвечивая названия городов).
Учащиеся читают стихотворение по цепочке
3. Тренировка в употреблении изученных лексических единиц по теме.
Können wir die Sehenswürdigkeiten dieser Städte nennen?
Was fällt euch dazu ein? Arbeitet zu zweit oder zu dritt ein paar Minuten.
Beginnt so: Es gibt in…viele Sehenswürdigkeiten, zum Beispiel…
Wir sehen uns einen Film aus Internet an. Sagt, was für eine Stadt ist das und was für eine Sehenswürdigkeit ist das.
Erzählt über Dresden, Leipzig ,
Nürnberg, Weimar. Фронтальная работа.
Заполнение ассоциограммы с помощью изученных лексических единиц по теме (на интерактивной доске, ученики выходят по цепочке)
Учащиеся делают высказывания о достопримечательностях Лейпцига, Дрездена, Нюрнберга, Веймара на основе составленных ассоциаций.
Учащиеся смотрят минутный фильм из сети Интернет о Цвингере, отгадывают город (Дрезден).
(http://www.youtube.com/watch?v=mfPzOO8zhWQ&feature=related)
Учащиеся рассказывают о городах с опорой на клише.
4. Обучение аудитивным навыкам и умениям.
Nicht nur in Deutschland, sondern auch in einigen Ländern spricht man deutsch.
- Hört zu. Was für ein Land ist das?
Wir hören noch einmal zu.
-Was für ein Land ist das?
-Warum ist das Österreich?
Аудирование.
Звучит записанный учителем аудиотекст.
Учащиеся называют, о чём текст (Австрия).
Учащиеся дают обоснование своего мнения
5. Повторение
Stimmt, das ist Österreich. Erinnern wir uns an dieses Land.
Приложение 1 Презентация «Австрия»: повторение
6. Физминутка.
Hört Volksmusik und macht Gymnastik Звучит тирольская песня из презентации об Австрии
7. Повторение
- Еrzähle über Österreich.
Учащийся рассказывает об Австрии
8. Обучение лексическим единицам по теме.
Nun, die Hauptstadt Österreichs heißt Wien. Wir lernen heute diese Stadt kennen.
Приложение 2
Презентация «Вена»:
А) просмотр презентации
Б) перевод по предложениям с помощью словаря сети Интернет
В) отработка текста с переводом по слайдам презентации.
9. Обучение чтению с извлечением информации
Über die Sehenswürdigkeiten Wiens lesen wir in den Texten, Aufgabe 2. Lest bitte drei Minuten vor und wählt eine Sehenswürdigkeit. In dieser Zeit hören wir einen Walzer von Johann Strauß “An der schönen blauen Donau”
Учащиеся читают тексты.
Звучит фоном вальс Штрауса.
Называют достопримечательности, о которых в текстах шла речь
10 Обучение монологическому высказыванию
Wir können schon über Wien erzählen. Wir gebrauchen unsere Schemas.
Учащиеся по презентации без подписей рассказывают о Вене
11 Контроль полученных знаний.
Wir kontrollieren, was wir schon über Leipzig, Dresden, Nürnberg, Weimar und Wien wissen. Setzt euch bitte an die Computer, wählt nur eine richtige Antwort.
Приложение 3
Учащиеся выполняют тест по городам на компьютерах, программа выдаёт оценки по выполненным тестам
12 Итоги урока. Рефлексия
Nun, wir sind in der Stunde durch Leipzig, Dresden, Nürnberg, Weimar, Wien gereist.
Gefällt euch unsere Reise?
Und die Noten:
Schreibt bitte die Hausaufgaben ab: über Wien zu erzählen . Aufgabe 3 ist ein Text über Wien.
Zum Schluss sehen wir uns einen Film über Wien an.
Рефлексия
Выставляются оценки
Запись домашнего задания
Через Интернет демонстрируется видео о Вене
http://www.youtube.com/watch?v=DXxY8HT-AhA&feature=relatedПриложение 1 (Презентация об Австрии)
Приложение 2 (Презентация о Вене)
Приложение 3 (тест на компьютерах)
1. Weimar nennt man ...
die Stadt der Museen die Stadt der deutschen Klassik
das Elb-Florenz die Stadt der Messe
2.Wer leitete in Leipzig den Knabenchor der Thomanerkirche?
Robert Schumann
Richard Wagner
Johann Sebastian Bach
Goethe und Schiller
3.Welcher Maler wurde in N]rnberg geboren?
Albrecht D]rer Raffael Rembrand Rubens
4.Welche Stadt nennt man die Kunstmetropole?
Leipzig Wien
Weimar Dresden
5.Der Zwinger ist in ...
Dresden Leipzig Weimar Wien
Заключение
Современное общество диктует свои правила, оно требует, чтобы образование, если оно хочет оставаться качественным образованием, совершенствовалось так же, как совершенствуется мир вокруг нас. Более того, в систему образования информатизация должна была войти первой. Но в силу ряда причин (главной из которых является недостаточное финансирование образовательных учреждений) использование ИКТ в процессе образования в периферийных частях Российской Федерации только начало распространяться. Отсюда вытекает ещё одна проблема - большинство учителей в наших школах были воспитаны не в такой насыщенной информацией среде, как сейчас. Не все умеют и считают нужным пользоваться какими бы то ни было нововведениями. Между тем как современный школьник уже не тот, что был прежде. И без принятия мысли о том, что современное образование невозможно без использования ИКТ учитель не сможет дать учащемуся те знания, которые будут необходимы ему во «взрослой» жизни. Отказываясь от использования средств ИКТ на уроках педагог теряет возможность точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объёма информации, группировки и статистической обработки данных. Применение же компьютера и других ИКТ на занятиях позволит оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени учителя, мотивировать учеников на получение знаний.
Список литературы
Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010. http://journal.kuzspa.ru/articles/45/Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/415914/Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18.
Нарышкина Е.А. Использование компьютерных программ при обучении английскому языку // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007 – 2008. http://festival.1september.ru/articles/503443/
Николайко Елена ЗиновьевнаИспользование ИКТ на уроках английского языка http://festival.1september.ru/articles/507487/Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. - №5. – С. 25-31.
Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе, 2000. - №№5,6.
Протасеня Е.П., Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против//Иностранные языки в школе. - 1997. - №5.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования/Иностранные языки в школе.-2004. - №6.
Электронный журнал «Немецкий язык» http://deu.1september.ru/