КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ учителя начальных классов

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
учителя начальных классов Усольцевой В.М.
Наши дети
· это наша старость.
Правильное воспитание
· это наша счастливая старость,
плохое воспитание
· это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Моя воспитательная концепция... Судя по толковому словарю Ожегова
· это система взглядов на воспитание, основная мысль воспитания.
Что же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.
Именно в наше время
· сложное, неопределенное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль
· преподавателя, вторая
· воспитателя, т. е. классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя
· вторая, на самом деле
· это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.
Нам доверили ребенка, беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, соперничество, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой детской жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется.
Усвоение человеческой культуры ребенку не дается легко и сразу, поэтому возможности педагогов значительны: помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения. Надо быть терпеливым в ожидании чуда и быть готовым для встречи с ним в ребенке.
В школе учат знать, но важно еще УЧИТЬ ЧУВСТВОВАТЬ. В свою очередь знание, и особенно чувство, зависит от способности ВЕРИТЬ. Без веры нет души, и нет, следовательно, чувств, нет и того, что делает человека Человеком,
· ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ. Только любовь вернет человека в себя, только с человеколюбием мы сможем объединиться для возрождения Отечества. Человек любящий
· сильный человек. Любовь
· залог от деградации человечества.
Школа начинается с любви. Иначе, зачем она? Опыт школ Толстого, Сухомлинского. Монтессори тому подтверждение. Лучше этих школ
· воспитания на любви и без насилия
· пока ничего не создано. По сути, настоящая педагогика
· это и есть наука о любви. «Если мы научим ребенка любить, мы научим его всему». (Ю. Азаров). Поэтому необходимо создать нетрадиционную школу
· личностного развития и самосовершенствования, Школьного Дома с идеалом свободной, жизнелюбивой, талантливой личности.
Школьный Дом,
· как и родительский, но только с большими возможностями и выбором, в нем также хорошо учиться и уютно каждому, как в семье, каждого любят, уважают, ценят, независимо от учебных успехов, за то, что он
· человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим.
Школьный Дом соединяет всех в единое братство. Каждый
· защищен. Никакого насилия, исключены агрессия, жестокость. Отношения между учителями и учениками
· уважительные, доброжелательные, доверительные, дружеские.
Школьный Дом
· кузница знаний, и мастерская дум, где ребенка окружают красота, игра, фантазия, творчество.
Школьный Дом
· это мастерская, где воспитываются, осваивая духовные богатства народной культуры, традиции, нравственность; это поиск нового смысла жизни и новых форм жизни, идеала добра, любви, правды, красоты. Самое высокое творчество
· раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей.
Школьный Дом
· это святилище, где учатся быть счастливыми.
Школа с новым положением ребенка нужна сегодня не случайно. Общество круто разворачивается к человеческой личности. Гуманизация
· ключевой элемент нового педагогического мышления.
Идея развития личности ребенка
· узловой момент идеологии новой школы. Главная цель воспитания
· Человек.
Хочешь воспитать ребенка? Как воспитывать личность, не воспитывая? Помогает найти ответы на этот вопрос переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности, наиболее четко выраженная в формуле: «Помоги мне это сделать самому».
Главная задача школы
· быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, т. е. стараться только помочь природе. Это значит не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.
Поэтому для решения этой задачи:

·
· надо помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения, не забывая при этом о нравственности: добро все, что возвеличивает достоинство человека, зло все, что уменьшает его;

·
· помочь ребенку стать Творцом. Душа
· в человеке, дух разлит в мире. В красоте добро и правда. Поэтому и сказано: «Красотой будет спасен мир». Дух
· это бесконечное стремление к добру, правде, красоте;

·
· дать навыки саморегуляции, где ребенку недостаточно быть исполнителем, ему нужно принимать на себя роль субъекта своей деятельности. При этом существенно изменяется его опыт, используемый в процессах саморегуляции. У него формируется собственное отношение к средствам и способам саморегуляции;

·
· дать ребенку средства защиты, средства восстановления личностной гармонии, физического, психологического стимулирования, всегда быть в «форме».
Личность должна быть активной и обладать устойчивостью своей направленности, поэтому необходимы следующие качества:

·
· гуманизм
· это любовь к людям. Не всем дается способность любить людей, сострадать им, желать им добра, быть другом;

·
· достоинство
· доброта души человеческой, умение противостоять унижению, стремление к самовоспитанию, к самосовершенствованию, критичность в делах и поступках;
3

·
· трудолюбие
· это авторитет личности, отношение к труду;

·
· патриотизм
· одно из главных качеств: гордость за Родину, где ты родился, привязанность к месту жительства, понимать роль государства, любовь к своему народу;

·
· коллективизм
· осознание в нужности коллективу, исполнение долга перед обществом, проявляется в ответственности, инициативе, неравнодушном отношении к коллективу;

·
· бережливость
· выражается в отношении к природе, общению с искусством, в эстетике труда и быта;

·
· воля и выносливость
· результат здорового образа жизни, физическая и гигиеническая культура жизни, осознанность действий;

·
· коммуникабельность
· умение быстро находить общий язык с любым человеком, ориентироваться в политических событиях, оценивать их с гуманистических позиций.
Личность может быть воспитана только личностью. Действительно гуманную педагогику может строить гуманной души человек.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная педагогом деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на становление социально ценных отношений ребенка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям.
Дети должны уметь и любить мечтать, а мы
· должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта
· колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать детям.
Главная цель
· воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.
Задача. Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):

·
· научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общечеловеческим ценностям, радоваться жизни;

·
· формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине;

·
· индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности. Воспитания без участия в нем самого ребенка не существует. Отсюда ядро, фокус всего долгого и длительного воспитания
· пробуждение в самом ребенке потребности к самопознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Самостоятельная работа ума и чувств, самостоятельные поиски жизненных принципов и истины, выработка собственного характера и мировоззрения, закалка воли в процессе преодоления своих слабостей
· таков путь, который постоянно и неизбежно должен пройти каждый, формируя себя как личность.
Начальным условием, предпосылкой нормального воспитательного процесса является прежде всего, создание в детском коллективе атмосферы доброжелательности и взаимного доверия, любви и уважения, атмосферы, исключающей какое-либо насилие. Отсюда важно создание воспитательной среды.
Воспитательная среда
· это гуманные отношения между людьми:

·
· взаимоотношения между мальчиками и девочками;

·
· взаимопонимание классного коллектива и школьного, детей и взрослых, ученика и родителя, учителя и родителя;
4

·
· сдержанность в выражении своих чувств и эмоций;

·
· отношение к гостям;

·
· выработка и соблюдение своей педагогической этики.
Школе надо выработать способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, т. е. свою этику. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания, его живую душу и живую этику.
Этика определяет дух, стиль школы по сложившимся законам жизни. Успех воспитания часто решают неуловимые отношения. Для воспитателя детей «вообще» не существует. Каждый ребенок конкретен. Отсюда
· необходимость точного индивидуального подхода. Для того, чтобы знать, что неэтично кричать на малыша, не надо быть учителем по образованию, но что нельзя поручать роль принца красивому мальчику, нужно этическое чутье, и одному не следует заострять внимание на неудаче, а другому об этом необходимо напомнить. Учить и учиться искусству жить в мире, дружбе и согласии, научиться терпимости
· это прекрасная задача.
Интересно самим создавать красивые правила поведения, от выполнения которых прибавляется в школе тепла и света, дети становятся добрее. Школа
· самое удобное место для единения людей, а этика
· лучшее средство. Высшее наслаждение, ни с чем не сравнимая радость
· уважать и любить детей, делать им добро.
Деятельность детей должна развиваться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает законы нравственности общества, образ жизни. Та-кой средой должен стать коллектив класса. Без создания и воспитания коллектива, где ребенок черпает отношения и проявляет свои отношения, будучи объектом и субъектом коллективного развития, воспитательная деятельность обречена на неудачу, несмотря на огромные затраты времени и сил.
Понять ученика и помочь ему осознать и реализовать себя как личность невозможно без опоры на коллектив, вне коллектива и вне коллективной деятельности.
Верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни, всем духом школы ориентировать его на выполнение нравственных норм
· законов жизни.
1. Делай добро!
2. Люби и прощай людей!
3. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!
4. Бойся обидеть человека!
5. Найди свою цель в жизни!
6. Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись.
7. Познай себя и мир.
8. Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое.
9. Не теряй веры в себя.
10. Умей дарить радость людям.
Выше перечисленные законы не будут действенными без заботы, доверия, доб-ротворчества. 3абота о каждом ученике как о личности, независимо от его успеваемости, физических и других недостатков. Принимать ученика таким, какой он есть, и чем он слабее и неприкаяннее, тем больше любви и заботы о нем.
В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, пойдет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.
5

Доверие. Пусть учитель поможет «раскрыть» глаза ученику на вершину, которую он видит. Надо предоставить ребятам возможность почувствовать, что они могут многое, способны решать реально действовать
· быть творцами себя и окружающего их мира. Не бояться рисковать, доверять им. Через доверие можно прийти к школе без наказания.
Добротворчество. Настрой добра
· с первого пребывания в школе. Не прожить и дня без доброго дела! Научить ребенка видеть боль другого, научить его защищать других от тревог и несчастий, уметь успокоить. Для этого главное средство
· помощь одиноким, больным, престарелым. Чтобы воспитать культуру межличностного общения, важно установить в школьном коллективе человеколюбивый климат, установить тональность требований, усвоить законы жизни. Такая работа «Учимся общению» продолжается и развивается на всех этапах жизнедеятельности учащихся.
Идея развития традиций. Традиции
· то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (вкусы, образ действий) или обычаи, установившийся порядок в поведении, в быту, в школе
· это праздник первого звонка, туристический слет, День учителя, новогодний праздник, День встречи выпускников, День любви, праздник знаний, день Победы, праздник последнего звонка, выпускной вечер.
У классного коллектива тоже есть свои традиции
· это день вежливости, праздник именинников, день общения с природой, праздник успехов.
Праздник символизирует единение, дружбу, взаимопомощь, гостеприимство, культуру общения.
Процессу организации и проведения воспитательного мероприятия предшествует определение воспитательной задачи. Она должна быть четко сформулирована и ясна педагогу. Иногда традиции возникают стихийно: понравилось детям то или иное мероприятие; правило
· вот и традиция. Интересно, что сами ребята по-настоящему начинают видеть коллектив, когда в нем рождаются традиции, отличающие их класс от других, дающие ощущения своего неповторимого «мы», «у нас». Именно поэтому, учитель должен заботиться о форме выражения традиций: она позволяет ощутить традицию, подчеркивая ее суть. Недаром говорят: «Традиция
· это мнение коллектива».
Праздник именинников. Каждый сезон с ребятами организовываем этот праздник. В течение года их четыре. Основная задача
· научить радоваться жизни, чувствовать себя нужным коллективу, приобщаться к культуре поведения, умению принимать гостей.
В начале года это была только идея. Но когда я стала классным руководителем в 4 классе, с помощью этих праздников ребята дали мне возможность познакомиться с ними и их родителями поближе. Это были различные формы:

·
· сочинение частушек именинникам,

·
· придумывание сказки, сценки, песни,

·
· конкурс дружеских шаржей цветными мелками на асфальте.
Каждый праздник имел эмблему: кленовый лист, нарисованный на бумаге; снежинка, связанная крючком в виде кулона, букеты живой вербы, солнышко с различными пожеланиями. После первого года я уже чувствовала и знала, кого в классе любят и за что, а кого недолюбливают. Возникла следующая задача
· помочь ребятам видеть хорошее в каждом, не высмеивать плохое; пусть твой товарищ слаб физически, но он прекрасно играет на аккордеоне.
Поэтому, на следующий год для праздников именинников, я выбрала «Узнай себя». Это мы делали с помощью гороскопов, знаков Зодиака, а в конце года на Празднике
успехов, где абсолютно каждый ребенок получил благодарность за индивидуальные заслуги, каждый родитель унес с собой совет как обращаться с «козерожкой» или, например, с «овном» или «рыбкой».
Третий год у нас пролетел на одном дыхании. Мы вместе кипели в этой работе. Попробовали определить свои индивидуальные черты с помощью теста акцентуации характера «Чертова дюжина». У каждого получился график «Рисунок личности», по которому четко определились положительные черты характера и его уязвимые места. С помощью практических педагогических рекомендаций и психотехнических упражнений («День без замечаний», «Добрая улыбка» и т. д.), сделали заключение: психотип личности, акцентуация характера
· это не клеймо. Учитывая знание особенностей характера ребенка, помогаем ему использовать свои положительные черты и, по возможности, нейтрализовать отрицательные, развивать и реализовывать все положительное, что в нем заложено: способности, таланты.
Четвертый год... Начало симпатий, влюбленностей, веского утверждения своего «я». В этот момент дала ребятам почти полную самостоятельность
· это праздник по форме игры «Любовь с первого взгляда». Как интересно, когда девчонки идут по своему физическому развитию быстрее мальчиков. Сравнивала вопросы девочек и ответы мальчиков и, наоборот.
Нынешний, начавшийся год. Это уже полная самостоятельность, выдумка и фантазия самих ребят. Я участвую в этом процессе как равный член их коллектива. Мне дается роль «темной лошадки» на празднике осенних «именинников» по типу игры «Счастливый случай». Какие глаза своих ребят я видела! Сколько в них было добра, радости, самоудовлетворенности! У меня было чувство семьи
· как же я без них смогу
· нет, не могу, люблю. Поэтому, очень важна сила личного примера. Большое значение в формировании личности ученика имеет личный пример воспитателей, учителей.
Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей к подражанию тем, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом.
Сила примера
· это средство. Первое сентября
· это праздник для ребят. Хочется сделать приятный сюрприз каждому. Это может быть обычная закладка для книг с надписью: «Мариночка, успехов тебе во всем!» Как приятно ее до сих пор встретить при проверке дневников. В свою очередь я получаю на «День любви» самое большое сердце со стихами. На Новый год все в интересных карнавальных костюмах.
Помню первый наш Новый год
· я увидела удивленные глаза и сразу вопрос: «И даже Вы?»
· А почему бы нет?!

· Какой же костюм у Вас будет?
· Это сюрприз.
Трудовая деятельность
· это основа: здесь нужен пример учителя. Ремонт класса
· это у нас уже прекрасно получается. У каждого свое задание и учителю не стыдно держать побелочную щетку в руках и вместе с ребятами делать полезное дело. А потом экскурсия на пруд, где удовлетворенные выполненным делом отмоемся от пыли, а потом и кусочек хлеба, огурца и сала разделим каждому поровну. Это всегда ребят сплачивает, они чувствуют радость в труде.
Учеба
· это труд, поэтому учебная деятельность рассматривается как составная часть воспитательного процесса. Центральное звено познания окружающего мира
· урок.
Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, потому что вызванные им к действию духовные силы будут впитывать
7

знания как пищу, необходимую для дальнейшего духовного роста и становления личности.
Воспитание неотрывно от обучения. Авторитет школы создается прежде всего на уроке. Моменты воспитания вкрапливаются на уроке в обычную работу: вопросы учителя, ответы ученика, действия учителя и ученика. Поэтому методика обучения детей
· это и методика их воспитания. Результаты труда ученика управляют его настроением, отношением к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников.
Детство есть полноценный этап жизни человека
· сама жизнь. Наполненное детство создает условия для нормального созревания и развития личности, поэтому игра в нашей жизни имеет разнообразное значение. Основная формула игры
· увлечение + развлечение.

·
· Развлекательная функция дает создание благоприятной атмосферы на уроке, превращение его из скучного занятия в увлекательное приключение.

·
· Коммуникативная функция
· объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов.

·
· Релаксационная
· снятие эмоционального напряжения.

·
· Обучающая
· развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации.

·
· Психотехническая
· формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.
Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Дидактическая игра. Это игра, в которой используются обучающие и воспитательные цели, т.е. это средство воспитания, обучения, развития.
Уметь любить детей, уметь завоевать их симпатии
· главное в гуманистической культуре труда учителя. Можно выделить следующие положения, раскрывающие ее суть:
1. Личное достоинство каждого неприкосновенно.
Путь к сердцу ребенка
· доброта. Добрый воспитатель, добрый учитель, добрый человек, принявшие участие в судьбе ребенка, обязательно останутся у него в памяти.
2. Лишь тот имеет право требовать от других, кто умеет требовать от себя.
В работе учителя особенно необходимо соблюдение единства слова и дела. Если ты сам дисциплинирован, корректен, подтянут, то это можешь требовать от детей, они воспримут это правильно.
3. Постоянная потребность общаться с людьми, жить их нуждами и интересами.
Культура начинается с умения слушать, слышать. Слышит,
· значит, принимает участие в твоей судьбе. Слышит,
· может означать, что любит. Слышит,
· значит, воспринимает меня. Слышит,
· значит, относится ко мне серьезно.
4. Главное
· завоевание доверия учеников. Доверие
· мера популярности учителя.
Наши душа обретает крылья, когда нам доверяют. Это очень важная потребность человеческой души.
Известный продюсер Джони Старк выделяет четыре качества, помогающие человеку стать популярным: дар природы, голова на плечах, уважение к людям, умение
работать над собой. Первые три качества составляют 3% в определении успеха, а последние
· 97%.

Поэтому мне близки такие заповеди учителя:
1. Люби детей! 3ащити их любовью и правдой.
2. Не ври!
3. Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
4. Научи детей думать и любить!
5. Дари себя детям!
6. Знай, к чему стремишься!
7. Ни дня без новизны!
8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.
9. Учитель
· автор своей программы, системы, методов, своего класса.
10. Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
И в заключение хочется сказать словами народного учителя А.А. Захаренко:
«Я убежден: школа
· не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа
· это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих
· учителя, ребенка, родителя
· и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают
· кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и до минуты, до очередного звонка...
Учитель призван реализовывать мечты детей.»

15