Педагогический проект «Формирование информационной компетенции младших школьников»


Педагогический проект
«Формирование информационной компетенции младших школьников»
План проекта.
Аннотация
Цель и задачи проекта
Ожидаемые результаты
План реализации проекта
Направления работы
Диагностика эффективности проекта
Результативность проекта
Вывод по проекту
Список литературы
Тип проекта:
по деятельности учащихся –  исследовательский,
по форме организации        – групповой,
по содержанию                    –  межпредметный,
по продолжительности       – 1 год.
Актуальность:
Мы все живем в информационном обществе. Особое значение в этом обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь    достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать  знания, уметь,  думать и обладать критическим и творческим мышлением.
Противоречия:
между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе;
между теоретическими основами школьного курса  и его практической направленностью;
между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения.
Проблема: недостаточные условия  для успешного  формирования и  применения         информационной компетенции младших школьников.
Гипотеза: социализация личности младшего школьника может проходить более успешно, если создать условия для  успешного  формирования и  применения информационной компетенции,  для самовыражения  обучающихся через  участие в проектах, творческой и исследовательской  деятельности.Цель проекта: создать условия для формирования новой формы образовательной       деятельности, способствующей реализации и совершенствованию информационной    компетенции учащихся.
Задачи: 
проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования,  изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;
определить состав и структуру информационной компетенции младших школьников;
обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний, к практическому закреплению умений, приобщать ребёнка к современным методам работы с информацией;
способствовать развитию способностей ориентироваться в информации разного вида, элементах алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;
способствовать овладению практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
формировать  начальную компьютерную грамотность и элементы информационной культуры;
определить содержание диагностических исследований, методик и критерии оценки результатов работы.
Этапы работы над проектом: подготовительный, внедренческий, аналитический, презентационный. 
Ожидаемые результаты:
начальное освоение учащимися современных информационных технологий;
овладение младшими школьниками основными информационными  и коммуникативными компетенциями,   обеспечивающими возможности  непрерывного школьного образования;
безболезненная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу;
успешная  социализация  младших школьников за счёт участия в творческих роектах,  исследовательской  деятельности,  реализуемой  в условиях   социокультурной среды;недопущение нарушения физического и психического  здоровья обучающихся.
План реализации:
урочная деятельность с применением ИКТ;
совместная деятельность с родителями;
исследовательская и проектная деятельность;
практические занятия ;доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе».
Деятельность уч-ся: поиск и сбор, обработка, передача информации вывод по теме.
Роль учителя: проектировщик, консультант, координатор, мастер.
Направления работы:   
подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов;  
создание графических изображений (диаграммы);
оформление результатов работ на компьютере;
подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
выпуск печатной продукции;
организация тематических вечеров эстетической направленности;
организация конкурсов и творческих работ;
организация выставок, презентаций (тематических, авторских (фотовыставки)),
проведение классных часов, бесед, викторин;
создание портфолио учащихся;
просмотр видеофильмов;
использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
тренинги;
творческие раб уч-ся:  «Мой край родной», «Для чего нам нужен компьютер», «Семейные обязанности», Компьютер и мое здоровье.
Диагностика эффективности проекта:
Групповая и индивидуальная самооценка.
Анкетирование родителей и учащихся.
Тестирование учащихся.
Результаты диагностики:
 Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.         Начало года- 32 %                                Конец года-70 %
Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.        
               Начало года- 40 %                               Конец года- 60 %
 Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.
              Начало года- 28 %                               Конец  года- 56 %                              
Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.
              Начало года- 20 %                               Конец  года- 64 % 
Результативность проекта
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
усовершенствовать контроль знаний;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам;
электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Практическая значимость проекта:
- индивидуализирован учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации;
- повысилось качество наглядности в учебном процессе;
- снизилась трудоемкость процесса контроля и консультирования;
- удалось снять у учеников нервную нагрузку, исчезает карающая роль оценки;
- повысилась  информативность урока, эффективность обучения;
- наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предметам;
- вовлечение  учащихся в интеллектуальные интернет — игры и конкурсы.
Вывод по проекту:
В качестве показателей сформированности информационной  компетенции выступают знания, умения, эмоционально-ценностные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности  информационной компетенции:
произошло изменение и расширение объектов компетенции,
увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенции.
Этого удалось добиться через реализацию системы практических заданий,
проектной, творческой и исследовательской деятельности и это подтверждает верность гипотезы.
Список литературы
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - 542 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 1999.
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000.
Смирнова Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе"
Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал «Эйдос»
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с.
Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
Якимская И.С. Развивающее обучении. - Москва: Педагогика, 1979.