Программа летнего лагеря Секреты бабушкиного сундука

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Немёрзская основная общеобразовательная школа»
с.Новосельский Сухиничского района Калужской области


Обсуждено и принято на педсовете: Утверждено
Протокол от 18.03.2016 № 4 Приказом по школе от 22.03.2016 №15
Директор школы _____/Е.В.Суворкина/




























Программа профильной смены
в лагере с дневным пребыванием детей и подростков «Солнышко».
Составитель программы Серкова О.Н.
Срок реализации – июнь 2016 г.
Возраст - 7-14 лет.




2016 год

Паспорт программы

Название программы «Секреты бабушкиного сундука»
Основание для разработки программы
Закон №273-ФЗ от 20.12.2013 «Об образовании в Российской Федерации»
Конвенция о правах ребенка
Устав МКОУ «Немёрзская основная школа»
Место реализации программы: МКОУ «Немёрзская основная школа»
Адрес учреждения: Калужская область, Сухиничский район, с.Новосельский, д.8
Руководитель ОУ: Суворкина Е.В.
Автор Программы: Серкова О.Н., учитель начальных классов т. 89208860036
Продолжительность смены: 21 день
Время реализации: июнь 2016 года, 8.30.-14.30 ежедневно, кроме выходных
Количество участников программы: 12 учащихся (7-14 лет), педагоги, библиотекарь, фельдшер ФАП
Количество смен: 1 смена
Условия для реализации программы: Территория МКОУ «Немёрзская основная школа, территория села
Официальный язык программы: Русский
Задачи
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Знакомство со старинным бытом, существовавшим на Руси.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Совершенствование знаний о традициях русского народа, о народных промыслах.
Развитие у детей стремления создавать прекрасное своими руками.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника познания и оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Особая информация и примечания:
Данную программу можно изменять и дополнять приложениями, подпрограммами для дальнейшего развития.
Основные принципы педагогического процесса:
тесное сотрудничество детей, подростков и взрослых (при этом все имеют равные права и обязанности), развитие творчества и самодеятельности;
игровая основа организации деятельности, единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом половых, индивидуальных, возрастных особенностей;
соблюдение добровольности участия в деятельности, создание временного детского коллектива как микроструктуры жизнедеятельности и структурной единицы программы, имеющей ряд особенностей;
временный и сжатый срок жизнедеятельности и цикличность развития;
праздничная, приподнятая атмосфера дружбы и доверия, укрепляющая взаимопонимание и взаимопомощь.
Специализация программы: Участники Программы – дети младшего и среднего школьного возраста (7 - 14 лет).
Система организации контроля за исполнением программы:
Общее руководство и контроль за выполнением программы осуществляет начальник лагеря. Ответственные за реализацию Программы информируют о ходе выполнения и результатах реализации Программы отдел образования администрации МР «Сухиничский район, родительскую и педагогическую общественность.

Цель программы

Организация здорового отдыха детей и создание условий для их личностного роста через приобщение к русскому народному творчеству, традициям, обычаям.

Задачи программы

Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Знакомство со старинным бытом, существовавшим на Руси.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Совершенствование знаний о традициях русского народа, о народных промыслах.
Развитие у детей стремления создавать прекрасное своими руками.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.


Основное содержание программы

Как помочь воспитанию национальной памяти у наших детей, формированию у них внимания к духовной культуре своего народа. Интереса и уважения к его историческому прошлому?
Нынешний век – это время забвения и утраты традиций и разрушения многих семейных и социальных устоев. Раболепное поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей или при застолье. Понимая ценность народного творчества, старшее поколение бережно хранит и помнит многие народные песни. В сердцах многих людей продолжают жить лучшие образцы песенного творчества русского народа, в которых, несомненно, хранится его душа.
Духовное наследие русского народа – это прекрасное, бесценное богатство. Особое значение имеют традиции, обычаи и праздники. Знакомство с народным творчеством убеждает, что русский народ с древнейших времён жил с высокой правдой и красотой в душе.
Знание основ народной жизни, обрядов, традиций помогает воспитать интерес и уважение к родной культуре и культуре других народов, а также является одной из сторон воспитания человеческой культуры вообще.
Изучая родную культуру, учащиеся напрямую соприкасаются с миропониманием предков. Например, расшифровывая символику орнаментов, космогонических знаков в убранстве дома, утвари, обрядовой пище, костюме, дети сравнивают современные представления о мироздании с древними и на основе этого создают собственную образную картину мира.
Как приобщить ребёнка к миру национальной культуры, как научить его воспринимать её ценности как свои собственные? Чувство сопричастности детей к истории своего края, села, области зарождается и укрепляется в двух аспектах деятельности. С одной стороны – это знакомство ребёнка с эстетически выразительными, эмоционально воздействующими произведениями искусства, посвящёнными родному краю. С другой стороны – активное участие самого ребёнка в создании объектов региональной культуры, что выражается в продуктах детского художественного творчества.
Народное искусство - одно из важнейших средств эстетического воспитания учащихся.
Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее:
- народное искусство – своеобразный катализатор детского творчества;
- в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
- произведения народного и декоративно-прикладного искусства способствуют формированию развития художественного вкуса, творческих начал личности.
Главное – обеспечить эмоциональный контакт внутреннего мира ребёнка с произведениями мастеров.
Народные традиции и искусство поднимают темы большого гражданского содержания. Такие русские народные праздники, если сделаны «по правде», погружают детей в стихию традиционной народной жизни – красочной и многообразной. Именно поэтому у каждого праздника свои особые песни, танцы, обычаи, игры, обряды и даже кухня. Участвуя в старинных русских играх, обрядах, танцах дети одновременно реализуют свою потребность в двигательной активности.
Мы возвращаемся к истокам, чтобы обрести себя, чтобы, зная историю и культуру своего народа, идти дальше, внося в мировую сокровищницу посильный вклад, мировоззрение, идеи, творения рук современного человека.

Данная программа построена в русле изучения родного края, русских народных традиций, обычаев, народного искусства, посредством включения детей в игровую ситуацию и практическую деятельность, что способствует осуществлению психологической и практической подготовки к труду, к осознанному выбору профессии.




Игровая модель содержания программы
Мы по-прежнему считаем, что педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.
Особенности временного детского коллектива (ВДК) обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.
Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.
Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.
Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.
Игровой замысел опирается на потребности и склонности ребят младшего и среднего школьного возраста, учитывает их возрастные особенности. Во время игры дети смогут расширить знакомство с разнообразием окружающего мира, с традициями, достопримечательностями родного края, с важными историческими событиями.
Программа смены включает в себя отрядные дела, спортивно-оздоровительные и культурно-досуговые мероприятия, различные по степени сложности игры и конкурсы.
Игровая легенда.
Внуки (дети) приехали на каникулы в деревню к бабушке (вожатой). Бабушка встретила своих любимых внуков, угостила их блинами с мёдом, стала расспрашивать, как учебный год закончили. Дети наперебой рассказывали о своих оценках. Но тут, они заметили в углу комнаты большой старый сундук.
_ Ой, бабушка, а что у тебя там, в сундуке? – спросили дети.
_ В нём я храню свои секреты. Секреты моей молодости – ответила бабушка.
_ Что ещё за секреты? – удивились дети. - Можно мы посмотрим?
_ Как-нибудь в другой раз. Никогда не открывайте сундук без моего разрешения. А сейчас пойдёмте, я покажу вам своё хозяйство.
На следующее утро бабушка ушла в магазин за покупками. А внукам очень хотелось взглянуть, что же прячет бабушка в своём волшебном сундуке. И тут самая младшая внучка Полина сказала:
_ Мы только чуть, чуть крышечку приоткроем. А?
_ Давайте, сказал Юра, бабушка и не заметит.
Дети сняли навесной замок, не закрытый на ключ и медленно приоткрыли крышку
Внезапно подул сильный ветер, всё завертелось кругом, дети тоже закружились. Глаза им ослепил яркий свет.
Когда всё утихло и дети открыли глаза, перед ними на лавочке у окна сидела красивая девушка с длинной косой и что-то крутила в руках. И всё в комнате изменилось, стало каким-то необычным.
_ Вы кто? – удивлённо спросили дети.
_ Я ваша бабушка – ответила девушка. Говорила я вам, не открывайте сундука. Не послушались вы меня. Вот и оказались в прошлом, в том времени, когда вас ещё не было, не было ваших родителей, а я ещё молода.
_ Прости нас! Но мы очень хотели узнать, что за секреты хранятся в твоём сундуке!
_ Ну, хорошо. Я расскажу вам о них, покажу и даже научу кое-чему. Садитесь поудобней, слушайте внимательно, да запоминайте. А самые смышлёные и трудолюбивые из вас получат от меня награду.
И начала она свой рассказ о стародавних временах, о мастерах, об обрядах, о народных традициях. О том, как жили тогда люди, как одевались, что ели, какие песни пели. А потом пошли дети к мастерам и многому у них научились. (См. план-сетку).
После путешествия во времени дети многое узнали и поняли, что нужно сохранять русские народные традиции и обычаи. Что на земле осталось мало умельцев, мастеров, которые могут создавать великолепную деревянную посуду, или глиняные горшки, расписанные вручную, расшитые полотенца и скатерти, самотканые половики, вязаные варежки и др. Мало кто помнит старинные русские песни и поговорки, разрушаются многие традиции и устои.
Дети поняли, что важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения.
А старинный бабушкин сундук дети теперь часто пересматривают и бережно хранят его секреты.

Система мотивации
Активность детей в различных делах и мероприятиях отражается в получении «копеек». Ребята накапливают «копейки» в индивидуальных мешочках.

Номинации, по которым оцениваются дети:
творческий поиск и талант;
нестандартное решение проблем;
дружные и сплоченные отношения в отряде;
активная позиция в игре;
ответственные действия и поступки и др.
Традиции
Выполнение законов лагеря.
Ведение «Книги мастеров».
Вовлечение каждого работника школы в жизнедеятельность лагеря.
Организация активного участия родителей (законных представителей) в массовых мероприятиях лагеря.
Церемония награждения всех участников смены.

Законы ЛАГЕРЯ
1.Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
2.Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой
Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
3.Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
4.Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
5.Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
6.Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
7.Закон сюрпризов: если хочешь чудес, сотвори чудеса для других.
8. Закон 00: это закон точности. Если ты сам будешь точным и пунктуальным, то и твоя команда будет такой же. Опоздания, лишние паузы- это то, что делает жизнь в лагере неинтересной, приводит к конфликтам среди детей и взрослых.
9.Закон территории: это очень строгий закон. Никому нельзя покидать лагерь без разрешения. Нарушение закона грозит опасностью для жизни и здоровья детей.
10.Закон зелени: закон бережного отношения к природе, к растительному и животному миру, который нас окружает. Важно учитывать и то, что многие растения, насекомые и животные могут представлять угрозу для жизни и здоровья детей.
11.Закон творчества: издавна существует правило: «Все дела делай творчески, а иначе - зачем?» Творчество нельзя ограничить. Выдумывайте, творите и фантазируйте.
12.Закон поднятой руки: хочешь высказать своё мнение согласие или несогласие во время обсуждения- подними руку. Закон гласит: если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то нужное. Когда поднимается рука, все вокруг должны слушать.
Эти законы должны стать нормой поведения в группе, помочь в приобретении общечеловеческих качеств, умений и навыков.

Заповеди
Команда – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок прежде всего.
Каждое дело вместе
Всё делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Содержание работы в лагере определяется календарным планом. Каждый день в лагере – тематический.
К реализации Программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием привлекается педагогический коллектив школы, работающий в сотрудничестве с медработником, библиотекарем.

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием работает по следующим направлениям:
Организация активного досуга
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере. В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:
Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.

Мероприятия и формы работы:
игра;
конкурс;
викторина;
праздник;
выставка;
библиотечный час;
просмотр фильма;
чтение книги;
дискотека;
соревнование;
эстафеты.

Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: концерты, спортивные соревнования, представления, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Рисунки на асфальте, создание букетов и т.д.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
Совместного планирования досуговой деятельности.
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
Уровень целостного детского коллектива смены;
Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.

Патриотическое направление
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, к своему прошлому, заложенной в его душе с самого рождения.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
Формировать чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Формировать потребности в труде на благо общества. 

Мероприятия и формы работы:
поддержание чистоты и порядка на территории братской могилы;
тематические беседы;
создание или пополнение выставки, школьного музея;
участие в благоустройстве села;
забота старшеклассников о малышах;
забота о ветеранах и пожилых людях;
встречи с интересными людьми.

Художественно-эстетическое и духовное-нравственное направление

Работа по данному направлению включает изучение социокультурных и исторических традиций нашего народа, родного края, приобщение ребят к культурному наследию страны и «малой родины», воспитание на основе представлений о фольклоре как об источнике народной мудрости. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Цель: развитие интереса детей к истории Отечества, своей малой Родины; включение их в активную деятельность по изучению и сохранению традиций и особенностей быта, крестьянского уклада жизни в селе,
Задачи:
Формировать эмоционально - чувственную отзывчивость.
Ознакомить детей с народными художественными промыслами России, мастерством народных умельцев, народными традициями, обычаями.
Формировать умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи.
Ознакомить с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства, предметами народного художественного промысла.
Привить потребность к самостоятельному овладению навыками декоративно-прикладного искусства.
Расширять кругозор в области русского народного фольклора.

Мероприятия и формы работы:
беседы;
встречи с интересными людьми;
фестиваль;
ярмарка;
изготовление различных изделий;
викторины, конкурсы;
состязания, игры;
хоровое пение, танцы.

Физкультурно–оздоровительное направление
Работа по данному направлению включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию питания детей. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, луг. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Провести витаминизацию питания детей.
Осуществлять соблюдение оздоровительного и охранительного режима и правил техники безопасности.
Формировать потребность в ведении ЗОЖ.

Мероприятия и формы работы:
ежедневная утренняя гимнастика;
спортивные игры;
эстафеты и соревнования;
закаливающие процедуры;
спортивные праздники;
осмотр детей медицинским работником;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
организация пешеходных экскурсий в лес, на речку;
организация здорового питания детей.

Трудовое направление
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Цель: формирование трудовых умений и навыков, развитие способностей ребенка через трудовую деятельность.
Задачи:
Развивать у детей волевые качества, чувство долга и ответственности.
Воспитывать уважение к членам коллектива, бережное отношения к результатам труда.
Формировать умения и навыки самообслуживания.

Мероприятия и формы работы:
трудовой десант;
работа на учебно-опытном участке;
самообслуживание;
технический и творческий труд.

Экологическое направление
В ходе экологического воспитания дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности. Поскольку лес является самой распространенной экосистемой и главным природным богатством нашего края, то основные формы, методы и приемы образовательной д
·еятельности направлены на изучение, исследование и оказание помощи лесным сообществам.

Цель: формирование умений принимать экологически грамотные решения в области природопользования; ответственного отношения к природе и окружающей среде.
Задачи:
1. Формировать бережное отношение к богатствам природы.
2. Развивать навыки культурного общения с природой.

Мероприятия и формы работы:
расчистка родников и леса;
экскурсии в природу;
викторины, конкурсы;
изготовление листовок;
сбор природных материалов.





Этапы реализации:

I этап - подготовительный – апрель - май
Этот этап характеризуется тем, что примерно за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний педагогов по подготовке школы к летнему отдыху;
изучение запросов детей и их родителей;
издание приказа об открытии летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
разработка программы профильной смены в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей, рассмотрение и обсуждение на заседании педагогического совета, утверждение директором школы.
составление необходимой документации для деятельности лагеря (список детей, план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции, разработка и утверждение примерного 10-дневного меню и т.д.)

II этап - организационный – 1 неделя июня
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1-2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
Решение организационных вопросов
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
Сплочение отряда;
Формирование законов и условий совместной работы;
Подготовка к дальнейшей деятельности по программе.


III этап - основной - июнь.
Основной этап включает реализацию основных положений программы. Родители (законные представители), дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье.
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
ежедневное отслеживание эмоционального состояния воспитанников.
IV этап - заключительный этап – 3 неделя июня
Основным на данном этапе является:
подведение итогов смены;
проведение церемонии закрытия лагерной смены с награждением детей по её итогам;
мониторинг качества проведения лагерной смены, анализ результатов и оформление итоговой документации, презентация жизнедеятельности лагеря.


Мероприятия по реализации программы лагеря

№ п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные

1.
Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
Совещание при директоре школы

Собрание методического объединения классных руководителей.

Совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время.


Март-апрель

Директор,
руководитель ШМО классных руководителей

2.
Определение направлений и форм организации каникулярного времени.
Апрель
Директор

3.
Диагностика.
Изучение и анализ мнений и запросов родителей.

Изучение и анализ пожеланий учащихся по организации каникулярного времени.

Изучение удовлетворенности организацией работы лагерной смены детьми и родителями.

Апрель-май


Апрель


Июнь

Руководитель ШМО, классные руководители

4.
Кадровое обеспечение.
Выбор старшего воспитателя

Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.

Апрель

Май




Педколлектив

Старший воспитатель



5.
Организация работы оздоровительного лагеря.
Комплектование отрядов

Оформление лагерной смены.
Организация питания в оздоровительном лагере.
Май
Начальник лагеря,
Старший воспитатель


6.
Проведение лагерной смены
Июнь

Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря


Разделы реализации:

Материально - техническое обеспечение:
Финансирование из средств областного бюджета;
спортивная комната;
сельская библиотека;
сельский клуб;
сельский медпункт (ФАП);
столовая;
игровая площадка;
спортивная площадка;
игровые комнаты;
ТСО и дидактический материал;
художественные средства, игры настольные и др.;
хозяйственный инвентарь;
видеотека, аудиотека, фонограммы;
канцелярские принадлежности.

Кадровое обеспечение:
начальник лагеря,
старший воспитатель,
воспитатели (педагоги школы).

Педагогические условия:
соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в общелагерных мероприятиях;
отбор технологий, педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальную работу;
Нормативно-правовые документы:
Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федарации».
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990.
Федеральный закон «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» от 24 июня 1999 года N120-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
Устав МКОУ «Немёрзская основная школа».
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению экскурсий.
Приказы Отдела образования.
Должностные инструкции работников.
Заявления от родителей (законных представителей).
Планы работы.
















План-сетка лагерной смены




Дата
Тема


1
1
День детства. Открытие лагеря.
Бабушка и внуки. Секреты из сундука. Знакомство с легендой лагеря.
Мастера и подмастерья. Организационный час.
«Внимание, дети!» Правила безопасности на дорогах.

2
2
Мастера народных ремёсел России.
Секрет старой прялки.
Библиотечный час.
Старинные русские народные игры.

3
3
Русская народная одежда.
Как одевались наши бабушки и дедушки.
Работа на учебно-опытном участке.
Русские народные песни.

4
4
Цветы на подносе.
Папье-маше. Изготовление подносов и тарелочек.
Пернатые друзья. Экскурсия в лес.
Забавы русской старины.

5
5
День охраны окружающей среды.
КТД «Спасём зелёный лес» - расчистка участка леса, учёт муравейников.
КТД «Живи родник, живи!» - расчистка водоемов и родников.
Викторина «Знай и люби свой край!».

6
7
Жостовский поднос.
Украшение подносов элементами жостовской росписи.
Работа на учебно-опытном участке.
О великом поэте А.С.Пушкине.

7
8
Древние образы в современных народных глиняных игрушках.
Секреты дымковских мастеров.
Викторина «Народные промыслы».
Русские народные игры на воздухе.

8
9
Дымковская игрушка.
Роспись дымковской игрушки.
Богатырские состязания.
Конкурс рисунков на асфальте.

9
10
Куклы - обереги.
Изготовление кукол.
Конкурс знатоков природы.
Работа на учебно-опытном участке.

10
11
День России.
Символы государственности: флаг, герб, гимн.
Лучше нет родного края. Русские традиции.
Русские народные игры на воздухе.

11
13
Гжельская роспись.
Украшение тарелочек элементами гжельской росписи.
Поле чудес «Русские народные пословицы и поговорки».
Работа на учебно-опытном участке.

12
14
Свистульки из дерева.
Изготовление изделий из дерева.
Экскурсия на луг «Многообразие растений нашего края». Босиком по траве.
Операция «Забота» - помощь престарелым людям.

13
15
Городецкая роспись.
Украшение деревянных изделий элементами городецкой росписи.
Игра в ручной мяч с родителями и учителями.
Работа на учебно-опытном участке.

14
16
Вязание спицами.
Секреты вязания.
Расчистка родников.
Русские народные игры на воздухе.

15
17
Плетение из лозы.
Секреты мастера плетения.
Русские народные песни.
Подвижные игры.

16
18
Плетёные корзиночки.
Изготовление изделий из бисера.
КТД «Память» - уход за братской могилой.
Работа на учебно-опытном участке.

17
20
Вышивание.
Секрет народной вышивки
Уход за братской могилой.
Подвижные игры.

18
21
Вязание половиков.
Секрет вязания из тряпок.
Расчистка родников.
Работа на учебно-опытном участке.

19
22
День памяти и скорби.
Митинг у братской могилы, возложение цветов.
Литературная композиция «Памяти павших».
Встреча с ветеранами.

20
23
Секреты швейного дела.
Шитьё на швейной машинке.
Конкурс «Девицы-красавицы».
Подвижные игры.

21
24
Ярмарка - выставка.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Дискотека. Закрытие лагеря.















При реализации программы в детском лагере можно использовать следующие воспитательные методы:
увлечение детей радостной перспективой, полезным делом, творческим поиском;
поощрение, одобрение, похвала, награда;
доверие - доверительное отношение к ребенку;
убеждение, приведение доводов, взглядов, требований;
общественное поручение: развитие ответственности за порученное дело;
традиции: сплочение коллектива, создание собственных традиций.

Предполагаемые ожидаемые результаты

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья, физических и психологических сил.
Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Приобретение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной и гражданской активности.
Создание изделий декоративно-прикладного искусства.
Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы.
Личностный рост участников смены.
7. Расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства.

Система контроля над реализацией программы

№ п/п
Мероприятие
Срок проведения
Ответственные

1.
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
Апрель
Начальник лагеря

2.
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.
Апрель
Старший воспитатель

3.
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
В течение смены
Воспитатели

4.
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Последний день смены
Старший воспитатель


Показатели и критерии оценки результативности реализации программы.
Для мониторинга личностного роста используется таблица «Рейтинг личностного роста» участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива. Участвуя в мероприятиях, каждый ребёнок набирает баллы.
По итогам смены дети награждаются грамотами, подарками.
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив лагеря создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
постановка реальных целей и планирование результатов программы;
заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический микроклимат;
удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
творческое сотрудничество взрослых и детей.

Механизм обратной связи.
Рабочий дневник «Книга мастеров» – позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. В конце дня дети заполняют дневник, записывая позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Листок откровений – служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый. На этом же листке можно оценить любое мероприятие, которое проходило в лагере.

Оценка результативности.
1. Диагностики, применяемые в организационном периоде. 2. Диагностики, применяемые в основной период.
3. Диагностики, используемые в итоговом периоде

Содержание анкет приведено в Приложениях.

















Приложения






















Диагностики, применяемые в организационном периоде. Анкета 1. Дорогие ребята! Просим вас ответить на предложенные вопросы нашей анкеты.
Меня зовут (Ф. И. О.)_________________________________.
Мне нравится, когда меня называют (указать)____________________
Какой Я (написать прилагательные, которые меня характеризуют) _________________________.
Дома в свободное время я увлекаюсь: танцами, литературой, прикладным творчеством, музыкой, пением, спортом, театром, туризмом, рисованием, журналистикой, свой вариант________________ .
Мои ожидания от смены (отметить выбранные варианты):
а) получить новые знания;
б) лучше понять и узнать себя;
в) познакомиться с новыми людьми;
г) беспечно провести время;
д) попробовать себя в самостоятельной жизни;
е) свой вариант (указать);
Я пришёл в лагерь, чтобы (продолжи фразу) .
В своих сверстниках я ценю больше всего
(отметь 3 наиболее важных качества): честность, взаимоуважение, решительность, взаимопомощь, чувство юмора, общительность, интеллект, внешние данные, сильный характер, аккуратность, достоинство, благородство поступков, инициативность, целеустремленность, ответственность. Анкета 2. Диагностика психо-эмоциональной комфортности (на начало смены):
1. Хотел ли ты идти в лагерь?
2. Ты когда-нибудь отдыхал в лагере?
3. Легко ли ты находишь друзей?
4. Ты общительный человек? Анкета 3. Опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности, воспитанности.
Каждое суждение оценивается ребёнком в баллах по следующей шкале:
4 - всегда; 3 - часто; 2 - иногда; 1 - редко; 0 - никогда.
Текст опросника
1. Стараюсь слушаться во всем своих вожатых.
2. Считаю, что всегда надо отличаться чем-то от других.
3. За что бы я ни взялся - всегда добиваюсь успеха.
4. Умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что прав.
8. Считаю, что делать добро - главная цель в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили.
10. В споре с друзьями до конца отстаиваю своё мнение.
11. Если я что-то задумал, обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Я хочу, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, я с ними не общаюсь.
15. Стремлюсь всегда побеждать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Всегда доказываю свою правоту, даже если никто не согласен со мной.
19. Всегда довожу дело до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Среднюю оценку получаем:
Адаптированности - сложив оценки первой строчки, разделив их на пять.
Автономности - сложив оценки второй строчки, разделив их на пять.
Социальной активности - сложив оценки третьей строчки, разделив их на пять.
Уровень воспитанности - сложив оценки четвертой строчки, разделив их на пять.
4 - высокий уровень;
3 – норма;
меньше 3 - низкий. Анкета 4. Методика «Незаконченное предложение» (примерный вариант)
1. Когда наступают летние каникулы ...
2. В лагерь я приехал, чтобы ...
3. Мне бывает трудно, когда ...
4. Мне бывает интересно, когда...
5. Если меня обижают я ...
6. Когда меня хвалят я ...
7. Когда мне грустно я ...
8. Мне бывает трудно, когда я ...
9. Когда мне плохо ...
10. Я хочу, чтобы вожатые ...
11. Когда меня ругают ...
12. Я боюсь ...
13. В педагогах самое главное...
14. Весело - это когда ...
15. Счастье - это когда ... Анкета 5. Анкета для педагогов. Особенности протекания адаптационного периода
1. Удалось ли заинтересовать ребят, сплотить отряд?
2. Какие дела вызывают у ребят наибольший интерес?
3. Какие дела вызывают наибольшее сопротивление?
4. Самая большая проблема первой недели?
5. Чему вы научились за время работы в лагере?
6. Чему научили ребят?
7. Какую помощь, и по какой проблеме хотели бы получить?
8. Оцените по десятибалльной системе свою работу за первые 10 дней.
9. Какие предложения вы бы внесли по организации работы с педсоставом? Диагностики, применяемые в основной период
Анкета 1. Методика отслеживания эмоционального состояния ребёнка.
Ребенку предлагается ответить на вопрос: «Что повлияло на твоё настроение сегодня?»
состояние здоровья,
отношения с педагогами,
отношение с ребятами в отряде,
погода,
усталость,
слухи, конфликты, сплетни в отряде,
тоска по дому,
что-то другое.

Анкета 2. Уровень психологической комфортности пребывания ребёнка в отряде.
10 - высокий уровень, максимум комфортности.
7 - легкий дискомфорт.
5 - 50/50.
3 - весьма ощутимый дискомфорт.
О - низкий уровень, максимум дискомфорта. Анкета 3. Дорогие ребята! Просим вас ответить на предложенные вопросы нашей анкеты. Помните о том, что здесь нет хороших и плохих, правильных и неправильных вопросов.
1. Как ты считаешь, создаёт ли педагог в отряде:
условия для самовыражения;
условия для эмоционального, психологического комфорта, творческую атмосферу;
атмосферу понимания, добра, взаимопомощи.
2. Как часто тебе хотелось бы участвовать в общелагерных и отрядных мероприятиях?
Часто,
иногда,
никогда.
3. Как часто тебе это удавалось?
Часто,
иногда,
никогда.
4. Как часто вожатый делает тебе замечания?
Часто,
иногда,
никогда.
5. Что ты при этом чувствуешь?
Страх,
обиду,
неловкость,
желание исправить ошибку,
злость, раздражение,
разочарование,
ненависть,
сожаление о совершенном поступке.
6. Интересно ли тебе общаться со своими педагогами?
Чаще да,
иногда,
чаще нет.
7. Уважает ли тебя твой педагог?
Да,
не знаю,
нет.
8. Какие качества твоего педагога наиболее ценны для тебя (чему бы ты хотел научиться у педагога)? Анкета 4. В середине смены детям можно предложить написать коллективное письмо родителям. Каждый ребенок на общем отрядном листе пишет два предложения. Первое - о том, что нравится больше всего в лагере, второе - о том, что не нравится. Написав свои предложения, ребёнок загибает написанное на листке и передает его дальше. Письмо пишется анонимно. Данная работа помогает определить общий фон настроения, психологическую комфортность, определить круг проблем. Анкета 5. Методика социально-психологической самоаттестации временного коллектива.
Цель: комплексная оценка развития отношений в коллективе. Проводимое исследование позволит оценить уровень социально-психологической развитости коллектива. Для этого предлагается список качеств и их толкование, которые характерны для высокоразвитого коллектива. Оценки следует давать следующим образом:
6 баллов - все члены отряда обладают соответствующим качеством;
5 баллов - почти все члены отряда;
4 балла - простое большинство;
3 балла - половина отряда;
2 балла - простое меньшинство;
1 балл - почти никто;
0 баллов - никто.
Ответственность - сознательное, добросовестное отношение к делам отряда. Коллективизм - стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами отряда.
Сплоченность - единство мнений по важнейшим вопросам жизни отряда.
Комфортность - благоприятные личные взаимоотношения между членами отряда.
Контактность - отношение к другим отрядным коллективам.
Открытость - умение налаживать оптимальные взаимодействия, распределять обязанности так, чтобы добиваться наибольшей эффективности в работе.
Информированность - хорошее знание всеми ребятами со стояние дел отряда и друг друга.
В результате проводимой работы можно получить социально-психологический рельеф коллектива (на каждой оси - определенном качестве - отмечается средняя оценка данного качества коллектива). Общая оценка, полученная коллективом в целом, проставляется в центре рельефа.
Три уровня развития коллектива:
до 3 баллов - низкий,
от 3 до 4 - средний,
выше 4 - высокий.
Данную методику можно рекомендовать:
- для общей оценки уровня психологического развития коллектива;
- для выявления наиболее и наименее развитых в данном коллективе подсистем и видов отношений с целью определения основных направлений педагогической работы;
- для оценки влияния на социально-психологическое состояние отрядного коллектива, тех или иных конкретных педагогических воздействий;
- для получения сведений о динамике развития отрядного коллектива за определенный период времени. Диагностики, используемые в итоговом периоде
Анкета 1.
Диагностика психо-эмоциональной комфортности ребёнка (на конец смены):
1. Время, проведённое в лагере, я бы оценил...
2. У меня в лагере было чаще хорошее настроение...
3. В отряде у меня появились новые друзья ...
4. Я хотел бы записаться в лагерь ещё раз ...
5. Мне кажется, вожатый уважает, ценит меня: а) да, б) нет, в) не знаю.
6. Педагоги делали мне замечания: а) часто, б) иногда, в) никогда.
7.Самым трудным для меня в лагере было ...
8.За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился) ...
9. Больше всего в моих педагогах мне нравится, я бы хотел этому научиться у них ...
10. Больше всего за смену мне понравилось, запомнилось ...
11. Уходя из лагеря, я хотел бы сказать ... Анкета 2. Схема анализа деятельности педагога:
1.Какой период смены (организационный, основной, итоговый) в отряде прошел наиболее удачно. Достигнуты ли цели, поставленные на каждый период.
2.Назовите отрядные дела, повлиявшие на адаптацию, раскрытие творческого потенциала, индивидуальных особенностей детей, формирование и сплочение коллектива.
4.Оказывали ли влияние (какое?) на общелагерные мероприятия, на жизнь отряда?
5.Дайте характеристику детского коллектива в целом:
Сплоченность.
Чувство команды.
Наличие лидеров, их влияние на коллектив.
Взаимоотношение с педагогами.
6. Оценка детьми содержания деятельности, предполагаемой программой.
7. Оценка детьми психологического микроклимата в отряде.
8. Самооценка педагогической деятельности, взаимоотношений:
с администрацией,
с педагогами - напарниками,
с детьми,
с педколлективом,
что в целом в работе получилось и не получилось,
с какими трудностями и проблемами столкнулись во время работы,
в чем необходима помощь,
пожелания следующей смене.
CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), default quality
·ЫC
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·А
·
·
·
·"
·
·
·
·
· Заголовок 315