Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России!»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я – гражданин России!»
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности 8
3. Тематический план 11
4. Содержание 18
5. Список литературы 23
6. Приложение 24
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России!» составлена на основе программы «Я – гражданин России!» (автор - составитель И. Г. Власенко, МБОУ «СОШ №8» г. Белово)
В концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны – одно из условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю. Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа «Я – граждани России!» составлена на основе Концепции нравственного воспитания российских школьников с учетом Требований по результатам освоения основной образовательной программы начального образования, установленных стандартом второго поколения и основной образовательной программой образовательного учреждения. Программа «Я – гражданин России» входит в программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемых в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
В данной программе определена система содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Направление: духовно-нравственное.
Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, краеведческая.
Программа опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я – гражданин России!» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания, развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, истории и традициях русского народа, о жизни страны, труде людей и родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажению истории Отечества, рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций», проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами, экскурсии в краеведческие музеи, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины, принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), собирать материалы для музейного уголка «Операция «Поиск», а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
формирование у учащихся гражданственности как качества конкурентоспособной личности;
воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе
общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского воспитания школьников;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских ценностей, взглядов и убеждений;
развивать систему гражданского воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, перенос акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительное отношение к героическому, культурному и историческому прошлому Родины, ее истории, традициям и традициям родного края.
Форма организации работы по программе в основном коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования детей.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа «Я – гражданин России» реализуется с 1-го по 4-й классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Я и я - формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
формировать правосознание, потребность в самообразовании, воспитании своих морально-волевых качеств;
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах, гражданскую ответственность.
Предполагаемый результат деятельности:
- высокий уровень самосознания, самодисциплины;
понимание учащимися ценности человеческой жизни: справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Я и семья - формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; уважение к членам семьи.
Предполагаемый результат деятельности:
-формирование представлений о том, что настоящий мужчина обладает решительностью, смелостью, благородством; настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Я и культура - формирование отношения к искусству.
Задачи:
воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности;
формировать эстетические вкусы, идеалы, понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного никла, участие в художественной самодеятельности.
Я и школа - формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательную готовность выполнять Устав школы;
- развивать познавательную активность.Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик»;
выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу, умение пользоваться правами ученика.
Я и мое Отечество - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
развивать общественную активность обучающихся;
воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, мерность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит, гордится своей Родиной;
- изучение историко-культурного, духовного наследия, верность своему гражданскому долгу и готовность к защите Отечества.
Я и планета - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом и
природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
-обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина России.
Организация работы по программе «Я – гражданин России!» в 1-4-х классах: 1 час в неделю (1-4-е кл.); предполагается 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1-я ступень - 1-й класс «Маленькие россияне»;
2-я ступень - 2-й класс «Моя малая родина»;
3-я ступень - 3-й класс «Россия - родина моя»;
4-я ступень - 4-й класс «Я – гражданин и патриот России».
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы, ее эффективности организуется мониторинг внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-4-х классах (декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля:
-диагностика нравственной воспитанности по методике М. И. Шиловой;
-анкеты «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А. С. Прутченков);
-методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л. И. Лаврентьева);
-изучение самооценки личности младшего школьника;
-методика определения самооценки(Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн);
-проектная методика «Автопортрет»;
-конкурс рисунков «Я и мой класс»;
-социометрия;
-изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А. А. Андреева;
-определение социальной активности школьника по методике Е. Н. Степанова;
-методики «Пословицы» (С. М. Петрова), «Наши отношения» (Л. М.Фридман);
-диагностика уровня воспитанности (методика Н. П. Капустиной);
-тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой) (прил.).
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
любовь к России, своему народу, своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты
Критерий
Индикатор
Измеритель
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Имеет четкое представление о принадлежности к РФ
Анкета (самостоятельно составляет учитель)
Испытывает чувство гордости за родную страну
Анкета (самостоятельно составляет учитель), педагогическое наблюдение, педагогический анализ
Имеет представление о понятиях «гражданин» и «патриот»
Анкета (самостоятельно составляет учитель)
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека
Анализ творческих работ, собеседование
Сформированность моральных норм и правил поведения
Соблюдает моральные нормы и правила поведения
Методика изучения уровня воспитанности ( методики М. И. Шиловой, Н. П. Капустиной), наблюдение педагогов, родителей
Ценностное отношение к учебному труду, сформированность первоначальных навыков общественно полезной и личностно-значимой деятельности
Имеет ценностные установки «Учение», «Труд»
Методика изучения ценностных установок и ориентаций «Незаконченное предложение» (Ж. Нюттен, А. Е. Орлов), портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ
Участвует в общественно полезной деятельности
Мониторинг участия в общественно полезных делах, акциях
Ценностное отношение к природе, окружающей среде
Имеет ценностную установку «Природа»
Методика изучения ценностных установок и ориентаций, , портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах
Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке
Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих работ
Ценностное отношение к семье, старшему поколению
Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л, И, Лаврентьева). Анализ творческих работ, собеседование, отзывы родителей
Развитое социальное партнерство
Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей
Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся
3. Тематическое планирование
1-й класс. Маленькие Россияне (33 часа)
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Всего
Теория
Практ.
Я и школа
4
1
Праздник первого звонка
1
1
2
Мой школьный дом. Экскурсия по школе
1
1
3
Правила поведения в школе. Урок-игра
1
1
4
Законы жизни в классе. Урок- игра
1
1
Я и культура
2
5
Дары природы. Конкурс поделок из природного материала
1
1
6
Мисс осени
1
1
Я и я
4
7
Я, ты, мы. Игра
1
1
8
Мой сосед по парте. Час откровенного разговора
1
1
9
Кто что любит делать. Конкурс-викторина
1
1
10
Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков
1
1
Я и семья
3
11
Моя семья – моя радость
1
1
12
Слушаем сказки моей бабушки
1
1
13
Моя красивая мама. Беседа
1
1
Я и культура
3
14
История моего города. Экскурсия в школьный музей
1
1
15
Откуда пришли ёлочные игрушки. Изготовление игрушек на елку
1
1
16
Встречаем Новый год. Новогодний карнавал
1
1
Я и семья
3
17
Фотографии из семейного альбома. Презентация
1
1
18
Кто мои бабушка, дедушка? Моя помощь им.
1
1
19
Загляните в мамины глаза. Праздник для мам
1
1
Я и моё Отечество
6
20
Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием
1
1
21
С чего начинается Родина? КВН
1
1
22
Они защищают Родину. Конкурс чтецов
1
1
23
Поклон тебе, солдат России. Конкурс рисунков
1
1
24
Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка
1
1
25
Маленькие герои большой войны. Урок мужества
1
1
Я и школа
4
26
Школа вежливости. Беседа с творческим заданием
1
1
27
Десант чистоты и порядка
1
1
28
Праздник для дошколят
1
1
29
Самый красивый школьный двор. Акция «Озелени свой школьный двор»
1
1
Я и планета
4
30
Маленькая страна. Экологическая акция
1
1
31
Планета просит помощи. Конкурс стенгазет
1
1
32
Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина
1
1
33
В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу
1
1
всего
33
10
23
2-й класс. Моя малая родина (34ч.)
№
п/п
Наименование разделов и теи
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Я и школа
4
1
Я люблю свою школу. Конкурс сочинений, рисунков.
1
1
2
По каким правилам мы живем в школе. Игра
1
1
3
Обязанности ученика в школе. Беседа
1
1
4
Самый уютный класс. Конкурс мини0проектов.
1
1
Я и я
4
5
Я ученик . Беседа с творческим заданием
1
1
6
Мой портфель. Игра-экспромт
1
1
7
Подумайте о других. Беседа с элементами игры..
1
1
8
Игры на развитие произвольных процессов
1
1
Я и планета
2
9
Осень в моем городе. Фотоконкурс.
1
1
10
Знай и люби свой край. Викторина
1
1
Я и семья
2
11
Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений
1
1
12
Моя любимая мамочка. Презентация
1
1
Я и моё Отечество
4
13
Мой любимый город. Беседа
1
1
14
Знакомство с символами родного края ( герб, гимн, флаг)
1
1
15
Наш город готовится к встрече Нового года. Экскурсия по городу.
1
1
16
О чем говорят названия улиц родного края? Конкурс рисунков.
1
1
Я и культура
4
17
Родной край в древности. Экскурсия в краеведческий музей
1
1
18
Поэты и писатели нашего города. Конкурс чтецов. Встреча с поэтами города
1
1
19
Что посеешь, то и пожнёшь. Беседа с элементами игры
1
1
20
Широкая Масленица. Игра
1
1
Я и школа
2
21
Школьная символика
1
1
22
Десант чистоты и порядка
1
1
Я и семья
3
23
Здесь живет моя семья. Заочное путешествие
1
1
24
Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.
1
1
25
Мама, папа, я – спортивная семья. Конкурс – соревнование
1
1
Я и моё Отечество
5
26
Мы и наши права. Игра
1
1
27
Богатырские забавы. Конкурс-соревнование
1
1
28
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в школьный музей
1
1
29
Герои Советского союза – наши земляки. Урок мужества
1
1
30
Открытки ветерану. Акция.
1
1
Я и планета
4
31
Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.
1
1
32
День птиц. Вывешивание скворечников
1
1
33
Экология нашего города. Беседа
1
1
34
День добрых волшебников. Акция
1
1
ИТОГО:
34
13
21
3-й класс. Россия – родина моя (34 ч.)
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Я и моё Отечество
5
1
Урок милосердия и доброты
1
1
2
Символы Российского государства
1
1
3
Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала
1
1
4
Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием
1
1
5
Дорогая моя столица. Заочное путешествие
1
1
Я и школа
4
6
Знакомство со школьным уставом
1
1
7
Мои права и обязанности
1
1
8
Каков я в школе? Сценки из школьной жизни
1
1
9
Наша школа в будущем. Конкурс мини-проектов, сочинений
1
1
Я и семья
6
10
В гостях у предков. Сказочный марафон
1
1
11
Почему меня так назвали? Презентация
1
1
12
Спешите творить добро! Ситуативный практикум
1
1
13
Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов
1
1
14
Что значит быть хорошим сыном или дочерью Беседа
1
1
15
Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.
1
1
Я и культура
5
16
Новогодние зарисовки. Конкурс стенгазет
1
1
17
Новогодняя сказка. Праздник
1
1
18
Раз – словечко, два – словечко - Будет песенка Конкурс песен (караоке)
1
1
19
Где живут книги? Экскурсия в библиотеку «Ладушки»
1
1
20
Встреча с поэтами города. Конкурс стихов
1
1
Я и я
3
21
Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием
1
1
22
Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел
1
1
23
Мы все такие разные. Конкурс рисунков
1
1
Я и моё Отечество
5
24
Посмотри, как он хорош мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов
1
1
25
Они служили в армии. Конкурс сочинений о службе в армии родных
1
1
26
Дети войны. Встреча
1
1
27
Вам, защитники Отечества! Акция
1
1
28
Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.
1
1
Я и школа
2
29
По каким правилом мы живем. Беседа с элементами игры.
1
1
30
Десант чистоты и порядка
1
1
Я и планета
4
31
Конкурс загадок о природе
1
1
32
Мои домашние животные. Презентация
1
1
33
Чем живет планета Земля? КВН
1
1
34
Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол
1
1
ИТОГО:
34
12
22
4-й класс. Я гражданин России (34ч.)
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Я и моё Отечество
5
1
Символика России
1
1
2
Символы нашего края
1
1
3
От вершины к корням. Из истории появления законов.
1
1
4
Основной закон жизни нашего государства
1
1
5
Путешествие в страну Законию. Викторина.
1
1
Я и школа
5
6
Продолжаем изучать школьный устав
1
1
7
Я и мой класс. Конкурс рисунков.
1
1
8
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
1
1
9
Мой лучший школьный друг. Письмо другу
1
1
10
Наказы будущим первоклассникам. Изготовление буклетов для дошколят.
1
1
Я и семья
5
11
День пожилых людей Акция «Доброта души»
1
1
12
Панорама добрых дел
1
1
13
Забота о родителях - дело совести каждого
1
1
14
Моя семья. Фотовыставка
1
1
15
Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.
1
1
Я и я
4
16
Хочу и надо. Тест «Познай себя»
1
1
17
Правила жизни. Беседа с элементами игры
1
1
18
«Можно или нельзя» в жизни. Игра-упражнение
1
1
19
Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо
1
1
Я и культура
4
20
Встречаем Масленицу Конкурс на лучший рецепт блинов
1
1
21
Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина . Встреча с поэтами города
1
1
22
Известные художники. Экскурсия в музей изобразительного искусства
1
1
23
Война на страницах литературных произведений
1
1
Я и мое Отечество
6
24
Есть такая профессия – защищать родину. Конкурсно - познавательная программа
1
1
25
Герои Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей славы
1
1
26
Города герои. Урок мужества
1
1
27
Мы помним – мы ценим. Изготовление поздравительных открыток
1
1
28
Мы – россияне. Анкетирование.
1
1
29
Я – гражданин и патриот России. Игра-викторина.
1
1
Я и планета
5
30
Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества
1
1
31
Знаешь ли ты страны мира? Викторина
1
1
32
Природа в поэзии. Викторина1
1
33
Я – житель планеты Земля. Круглый стол
1
1
34
Будь природе другом. Урок-конференция
1
1
ИТОГО:
34
12
22
3. Содержание программы
1 класс
Общий годовой план работы составляет – 33 часа, из них: теоретических – 10, практических – 23.
Я и школа (8 Ч)
Цель: формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Праздник для дошколят. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, школьному двору. Праздники. Акции. Игры.
Я и культура (5ч.)
Цел.: формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли ёлочные игрушки. Встречаем Новый год.
Экскурсия в школьный музей. Конкурс поделок из природного материала. Праздник.
Я и я (4ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к себе
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек.
Антиреклама. Диагностика. Игры. Конкурсы. Викторины.
Я и семья (6ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома.
В чем я должен им помочь? Слушаем сказки моей бабушки. Кто мои бабушка, дедушка? Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков, сказок, стихов. Оформление фотовыставки.
Я и мое Отечество (6ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности. С чего начинается родина? Они защищают родину. Поклон тебе, солдат России. Мои родные – защитники родины. Маленькие герои большой войны.
Игры конкурсы стихов. Фотовыставка. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Встречи с ветеранами войны.
Я и планета (4ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к планете Земля.
Маленькая страна. Планета просит помощи. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Викторины. Экскурсии, экологические акции. Выпуск стенгазет.
2 класс
Я и школа (6ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к школе.
Я люблю свою школу. По каким правилам мы живем в школе? Обязанности ученика в школе. Самый уютный класс. Десант чистоты и порядка. Школьная символика.
Конкурсы рисунков, сочинений, мини-проекты. Трудовой десант
Я и я (4ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
Я и семья (5ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья Мам, папа, я – спортивная семья.
Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.
Я и культура (4ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь. То и пожнешь. Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи. Выпуск буклетов. Игры.
Я и моё Отечество (9 ч.) : формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мой любимый город. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). Наш город. О чем говорят названия улиц родного города. Мы и наши права. Богатырские забавы. След Великой Отечественной
Цель
войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков. ,Экскурсии в музеи, по городу. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Встречи с ветеранами войны.
Я и планета (6ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к нашей планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Экология нашего города. День добрых волшебников.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков. Заочное путешествие.
3 класс
Я и моё Отечество (10ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Символы российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Дорогая моя столица. Город, в котором я живу. Посмотри, как он хорош мир, в котором ты живешь. История Отечества. Путешествие по стране. Они служили в армии. Честь имею. Дети войны. Вам, защитники Отечества!
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Экскурсии, заочные путешествия, конкурсы, презентации.
Я и школа (6ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Знакомство со школьным уставом. Мои права и обязанности. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. По каким правилам мы живем. Десант чистоты и порядка.
Конкурс сочинений. Викторина. Диагностика. Трудовой десант.
Я и семья (6ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали? Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – добрые люди. Золотые бабушкины руки. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.
Выставки, презентации, практикумы, фотовыставки. Конкурсы рисунков, сочинений, стихов. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
Я и культура (5ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к искусству.
Новогодние зарисовки. Новогодняя сказка. Раз - словечко, два – словечко – будет песенка. Люблю тебя, моя Россия. Где живут книги? Встреча с поэтами города Кемерово.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку. Праздники, выставки книг. Конкурсы стенгазет.
Я и я (3ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к себе.
Для чего я рожден? Кому нужна моя помощь? Кот и что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Быть человеком.
Диагностика, викторина, конкурс рисунков. Разведка добрых дел.
Я и планета (4ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Загадки о природе. День экологических фантазий. Мои домашние животные. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Конкурс загадок о природе. Презентация, просмотр видеофильма.
4 класс
Я и моё Отечество (11ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Символика России. Символы нашего края. От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Путешествие в страну Законию. Есть такая профессия – защищать родину. Герои Великой Отечественной войны. Города герои. Память. Мы – россияне. Я – гражданин и патриот России.
Конкурсы сочинений. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Игры, конкурсы, викторины. Встречи с участниками войны и труда.
Я и школа (5ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать школьный устав. Я и мой класс. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Мой лучший школьный друг. Наказы будущим первоклассникам.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика, Выпуск буклетов.
Я и семья (5ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилых людей. Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Моя семья. Мои семейные обязанности.
Акции. Оформление фотовыставки. Презентации.
Я и я (4ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к самому себе.
Хочу и надо. Тест «Познай себя» Правила жизни. «Можно или нельзя» в жизни. Письмо самому себе.
Конкурс на лучшее письмо. Диагностика, Презентация.
Я и культура (4ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к искусству.
Встречаем Масленицу. Знаменитые писатели и поэты. Известные художники. Война на страницах литературных произведений.
Конкурс на лучший рецепт блинов. Викторины, экскурсии, выставки.
Я и планета (5ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Волшебный мир руками детей. Знаешь ли ты страны мира? Природа в поэзии. Я – житель планеты Земля. Будь природе другом.
Конкурс стихов о природе. Просмотр видеофильма. Игры, викторины, урок-конференция.
5. Список литературы
Голубева Т. С. О днях воинской славы и памятных датах России/ Т. С. Голубева // Начальная школа. – 2006. - №4.
Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М.: Ипекса, 2000. – 286с.
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. // Вестник образования. – 2009. - №17.
Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: методические рекомендации / сост. В. Г. Черемисина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 45с.
Кеверик Е. Государственные символы России / Е. Каверик //Воспитание школьников. 2003. - №9
Концепция патриотического воспитания граждан РФ //Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
Кузнецова Н. П. Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе: организация, планирование, контроль /Н. П. Кузнецова, В. В. Шумилова. – Волгоград: Учитель, 2007. -250с.
Лизинский В. М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания / В. М. Лизинский //Научно-методический журнал зам. Директора по воспитательной работе. – 2006. - №3.
Митрюков В. Формирование и развитие у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота /В. Митрюков //Воспитание школьников. – 2006. – №1.
О воспитательном компоненте федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. – 2009. - №8 -10.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / авт.-сост.: Е. В. Богданова, Н. В. Кондукова, Е. В. Хребтова. – Белово, 2010.
Саломатина Л. Патриотическое воспитание младших школьников //Воспитание школьников. 2005. - №2
Приложение
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения
Показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств
(от 3-го до нулевого уровня)
Отношение к обществу
Патриотизм
Отношение к родной природе
3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других
2 – любит и бережет природу
1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя
0 – природу не ценит и не бережет
Гордость за свою страну
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим
2 – интересуется историческим прошлым
1 – Знакомится с историческим прошлым при побуждении старших
0 – не интересуется историческим прошлым
Служение своими силами
3 – находит дела на службу малому Отечеству т организует других
2 - находит дела на службу малому Отечеству
1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей
0 – Не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
Забота о своей школе
3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса
1 – в делах класса участвует при побуждении
0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает
Отношение к умственному труду
Любознательность
Познавательная активность
3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное
2 – сам много читает
1 – читает при побуждении взрослых, учителей
0 – читает недостаточно. На побуждения учителя не реагирует
Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим
2 - стремится учиться как можно лучше
1 – учится при наличии контроля
0 – плохо учится даже при наличии контроля
Саморазвитие
3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей
2 - есть любимое полезное увлечение
1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя
0 – во внеурочной деятельности не участвует
Организованность в учении
3 – работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам
2 - работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно
1 - работу на уроке и домашнее задание выполняет под контролем
0 – на уроках невнимателен, домашнее задание не выполняет
Отношение к физическому труду
Трудолюбие
Инициативность и творчество в труде
3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом
1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими
0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество на проявляет
Самостоятельность
3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей
2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен
1 – трудится при наличии контроля
0 – участия в труде не принимает
Бережное отношение к результатам труда
3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других
2 - бережет личное и общественное имущество
1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу
0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества
Осознание значимости труда
3 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам
1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве
0 – не осознает значимости труда, не умеет и любит трудиться
Отношение к людям
Доброта и отзывчивость
Уважительное отношение к старшим
3 – уважает старших , не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников
2 - уважает старших
1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве
0 - не уважает старших, допускает грубость
Дружелюбное отношение к сверстникам
3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость
2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших
0 – груб и эгоистичен
Милосердие
3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других
2 - сочувствует и помогает слабым, больным
1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 – неотзывчив, иногда жесток
Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми
1 – не всегда честен
0 – не честен
Отношение к себе
Самодисциплина
Самообладание и сила воли
3 – проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других
2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей
1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других
0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать
Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других
1 – нормы, правила поведения соблюдает при анличии контроля
0 – нормы и правила не соблюдает
Организованность и пунктуальность
3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле
0 – начатые дела не выполняет
Требовательность к себе
3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках
1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках
0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках
13PAGE \* Arabic \* MERGEFORMAT14215
15