Конспект урока русского языка на тему Фонетика (5 класс)
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Обобщение по теме «Фонетика» (5 класс)
Методическая цель: Показать использование дидактических игр на уроке русского языка.
Учебные цели: выявить уровень знаний учащихся;
обобщить, закрепить сведения по фонетике;
Развивающие цели: продолжить развитие умений на практике применять полученные знания;
Воспитательные цели: воспитывать любовь к слову и речевой культуре;
приучать работать в коллективе (социализация личности);
прививать коммуникативные навыки.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, фонограмма.
Тип урока: обобщение и закрепление ЗУН.
Форма урока: урок-игра.
Ход урока
№
Этапы урока
Время
Работа обучающихся
1.
Организационный момент: рапорт; проверка подготовленности суворовцев к занятию.
1мин.
Суворовцы сдают рапорт
2.
Психологическая подготовка к восприятию темы урока.
-Вступительное слово преподавателя:
- Ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие по одной из стран Русского языка?
- Как вы думаете, какие страны есть на планете Русский язык?
(Орфография, фонетика, синтаксис, морфология, лексика, пунктуация).
- Сегодня на уроке мы будем путешествовать по стране Фонетика.
- Готовы показать свои знания о звуках русского языка, умение правильно писать, произносить слова, выполнять фонетический разбор слов и, конечно же, узнать много нового и интересного?
Наша задача – беспрепятственно посетить эту страну, показать и оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка.
Во время нашего путешествия за правильные ответы вы будете получать жетоны, которые в конце урока сможете обменять на оценки.
Перед тем как отправиться в путешествие, мы должны отгадать девиз, под которым мы будем работать.
2 мин.
Слайд № 1
Суворовцы отвечают на вопросы.
3.
Работа по основной теме урока.
Выполнение тренировочных упражнений.
Задание:
Даны слова, составьте из них пословицу. Объясните её значение.
Спеши, не, языком, ленись, не, делом, а.
Языком не спеши, а делом не ленись.
Молодцы! А теперь берем свои волшебные ручки, записываем в тетрадях число, тему и наш девиз.
- Назовите гласные, находящиеся в слабой позиции. Объясните написание безударных гласных.
- Чтобы попасть в страну Фонетика, вы должны будете показать свои знания о ней.
2) Задание:
Подчеркните зелёным цветом жителей страны Фонетика.
(Корень, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, дополнение, согласный, основа, сонорный).
3) Беседа
- Что обозначает элемент «фон»?
- А «графо»?
Эти части слова и определяют значения слов «фонетика» и «графика».
- Что же изучает фонетика?
- А что изучает графика? (Она знакомит со способами обозначения звуков на письме).
- Но «фон» и «граф» могут образовывать и другие слова.
4) Задание:
Назовите родственников жителей Фонетики, подобрав слова с корнем – фон- и граф.
. . . .
. . . . . . . фон
. . . . .
. . .
. . . . граф (ия)
. . .
На схемах показаны некоторые из них. Количество точек обозначает здесь количество пропущенных букв.
- Какие же слова здесь зашифрованы?
(Телефон, магнитофон, микрофон; биография, фотография, география).
5) - Из чего составляются слова в устной речи?
Произнесите звуки:
[п] [р] [к] и [а] [о] [ы]
- Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесёте каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они даны?
- Можно ли составить слова, используя только гласные или только согласные?
Дан строительный материал – звуки.
Задание: а теперь объедините их и составьте как можно больше слов, используя данные звуки.
Запишите слова в тетрадь.
(Парк, карп, парок, пар, пры [к],рак, порка, ры[п]ка )
- Если бы поспорили гласные и согласные звуки о том, кто из них главнее, кто бы победил?
- Какой же вывод мы сделаем?
(Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если звуки подобраны определенным образом в слове, то они приобретают смысл).
36 мин.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Суворовцы составляют пословицу
Суворовцы находят жителей страны
Суворовцы подбирают однокоренные слова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Суворовцы составляют слова из звуков
4) Игры со звуками.
Игра «Волшебный круг».
Задание:
По кругу написано 6 букв. Сколько различных слов – имён существительных сумеете прочитать по ходу и против часовой стрелки?
Ответ: колесо, око, сок, лес, кол, село, сокол, лесок.
« Перевёртыши».
Задание:
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:
муж
торг
ноль
суд
ель
Игра «Заблудилась».
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться
Задание:
Прочитайте выразительно стихотворение Я.Козловского, определите, почему так произошло, какая особенность звуков использована в нём?
Зевнул наборщик на работе и вместо “и” поставил “о”.
Поймёте вы, когда прочтёте, что получилось у него.
Маляр повесил кисть на гвоздь, глядит: пред ним
Не КИСТЬ, а КОСТЬ.
В ведре не СУРИК, а СУРОК.
В УГЛУ не ВЕНИК, а ВЕНОК.
(Замена лишь одного звука в слове приводит к образованию слова с новым значением)
4) Загадки.
Задание:
Отгадайте метаграммы – нужно заменить в слове одну букву другой – и тогда вы получите новое слово.
С к в полях меня найдете, С г романсы запоёте, С в косички заплетете. ( колос-голос-волос)
2.
С ч летаю над волною,
С л не дам волкам покою,
С м рубашка-безрукавка.
(чайка-майка-лайка)
Слайд №5
Читают слова по кругу
Слайд №6
Записывают слова в обратном порядке
Выразительно читают стихотворение
Слайд №7
Делают вывод
Слайд №8
Суворовцы отгадывают метаграммы
5)Физкультминутка.
Назвали все предметы по порядку,Теперь всех приглашаю на зарядку.Мелкие шажки – раз, два, три.Лёгкие прыжки – раз, два, три.Вот и вся зарядка – раз, два, три,Мягкая посадка – раз, два, три.
Делают зарядку
Слайд №9
6) Закрепление материала.
- Итак, мы попали с вами в страну, в которой живут наши любимые звуки.
Перед нами карта маршрута, по которому нам нужно с вами пройти.
- Посмотрите, какой извилистый путь предстоит нам пройти. Жители страны приготовили для нас интересные задания.
Я думаю, что вы справитесь со всеми трудностями.
Сейчас мы будем разговаривать на особом языке - фонетическом.
Первая остановка на станции “Гласная”.
Задание:
Запишите слова в тетрадь, обозначьте гласные звуки в словах.
- Каких гласных звуков не хватает в данных словах?
Каюта, земля.
( [э] [о] [ы] )
- Какая буква «обижается», что её не пишут в начале слова?
2) Станция “Согласная”.
Задание:
Определите, сколько встречается в предложениях указанный звук.
[т] Документ подписан директором. (3: документ, подписан, директором)
[к] Язык мой – друг мой. (2: язык, друг)
Задание:
Решите звуковые пропорции: г: к = д : ? в: ф = з: ? д : т = ж: ?
3) Станция “Алфавитная”.
- Кто быстрее и без ошибок прочитает алфавит?
- Чем отличается Ъ и Ь от остальных букв?
Инсценировка сказки «Хвастун».
Живет в стране Фонетика известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: глагол ЕЛ превратился в существительное ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала теплой БАНЬКОЙ. Расхвастался Мягкий знак: « Я самый волшебный, поэтому должен стоять в алфавите первым». Но некоторые жители из страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был ЛУК, а стал ЛЮК, был МАЛ – стал МЯЛ». Так хвастунишку поставили на место. -- Какую роль играет мягкий знак?
- Какие ещё буквы могут смягчать предыдущий согласный?
- Посмотрите на доску.
Здесь записаны названия стран (разделов
русского языка), по которым мы тоже будем путешествовать.
Задание:
Расположите их в алфавитном порядке.
Фонетика. Морфология. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Пунктуация. Синтаксис.
(Графика, морфология, орфография, орфоэпия, пунктуация, синтаксис, фонетика)
Загадки- шутки.
- Какое слово будет стоять в словаре раньше: зима или весна, зима или осень?
4) Станция “Орфографическая”.
Задание:
Узнайте по фонетической записи слова, восстановите их буквенный облик. Запишите в тетрадях, следуя орфографическим правилам русского языка.
На доске: [ ш т о], [ р’ и б’ и н ы] , [м ч’ а ц а] , [з’ и л’ о н ы й’] , [ а б л а к а] , [й’ о л к а] , [ л’ о х к’ и й’ ] , [ т а в о] , [х а к’ э й’].
- Представьте, что вы у себя на кухне. Ух, сколько здесь разных предметов! Какие предметы вы видите?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать данные слова?
Если слышишь парный звук,
будь внимателен, мой друг,
парный сразу проверяй,
слово смело изменяй:
«зуб» на «зубы», «лед» на «льды» -
будешь грамотным и ты.
Задание:
Подберите к ним проверочные слова и запишите полученные пары.
5) Станция “Орфоэпическая”
- Что изучает орфоэпия?
- Нужно ли знать орфоэпические правила?
В стихотворении В. Масса и М. Червинского «Между прочим» есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи.
Говорил он, между прочим,
«КрасивЕе», « Мы так хОчим»,
«ДОсуг», « шОфер», «прОцент», «зАем»,
«КвАртал», «пОртфель», «билитень».
«ПОверх» плана выполняем,
«Агент» «звОнит» каждый день.
Задание:
Исправьте речевые ошибки.
- Иногда ударение меняет значение слова.
1. Мне слово чУдно
изменить нетрудно:
Поставим ударение на О –
Исчезло чУдно,
Родилось чуднО.
2. Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окунИ,
Не бойся: это Окуни.
3. Пересохла глина,
рассердилась Нина,
Не мукА, а мУка –
Поварам наука.
Задание:
Разберите по смыслу и поставьте ударения в одинаковых по написанию словах. Определите, какой частью речи они являются.
Солнце село за село.
Дорога на родину дорога.
Замок закрыт на замок.
Огородное пугало всех пугало.
6) Станция “Разбор”
Мы приближаемся к концу нашего путешествия. Осталась последняя остановка. Мы на станции “Разбор”.
- Замените словосочетания одним словом и произведите фонетический разбор данных слов.
Заросли высокой травы. (бурьян – I вариант)
То, без чего птица не улетит. (крылья – II вариант)
Слайд №10
(карта)
Слайд №11
Суворовцы ищут недостающие гласные звуки
Слайд №12
Слайд №13
Решают пропорции
Слайд №14
Отвечают на вопросы
Суворовцы инсценируют сказку
Читают алфавит, располагают слова в алфавитном порядке
Суворовцы отгадывают загадки
Слайд №15
Слайд №16
Формулируют правило
Суворовцы выполняют задания
Слайд №17
Суворовцы исправляют речевые ошибки
Выразительно читают стихотворение
Слайд №18
Суворовцы расставляют ударения в словах
Слайд №19
Делают фонетический разбор слов
4.
Подведение итогов. Рефлексия.
Наше путешествие закончилось.
- Было ли интересным наше путешествие?
- Что нового узнали?
- Какая станция запомнилась больше всего?
- Кто же стал у нас сегодня победителем?
(считаются жетоны)
5 мин.
Суворовцы делятся впечатлениями
Слайд №20
5.
Задание на самоподготовку.
Сочинить сказку или написать рассказ о звуках речи.
1 мин.
Слайд №21
Суворовцы записывают задание на с/п
13PAGE 15
13PAGE 14915
15