Методические рекомендации Флора, флорист, флористика
Флора, флорист, флористика.
Предисловие
Данная работа является обобщением теоретического материала по правилам и приемам создания цветочных композиций.
Она предназначена для подготовки юннатов – участников конкурса флористов, ежегодно проходящего на станции юных натуралистов в г. Петропавловске.
Эта работа может быть использована как источник дополнительного материала для учителей биологии и трудового обучения, а также цветоводов – любителей и флористов.
Описанные правила и способы составления букетов, продления жизни цветов, заготовки и использования природного материала нашли широкое применение и проверены многолетней практикой на занятиях в кружке «Цветоводство» станции юных натуралистов под руководством автора - педагога дополнительного образования Морозовой Ирины Ивановны
Введение.
С глубокой древности и до наших дней цветы пользуются неизменной любовью у всех народов. На острове Крит найдено изображение розы, которому 3 500 лет. В древней Греции розу посвящали богине красоты Афродите, храмы этой богини окружали пышные сады из цветов. У римлян роза была своего рода орденом храбрости, венком из нее украшали головы воинов - победителей. Белая роза считалась символом молчания. Если велся какой либо важный разговор над столом вешали стебель белой розы или изображали ее на потолке, как символ того, что все произносимое останется в тайне. У арабов большой популярностью пользовался алоэ. О любви наших предков к цветам свидетельствуют фрески и заставки в старинных рукописях, вышивки на одежде, скатертях и полотенцах.
В наше время цветы прочно вошли в быт. Мы дарим их в дни торжеств и семейных праздников, сажаем во дворах домов, на пришкольных участках, территориях предприятий и организаций, парках и скверах. Удовлетворяя эстетические потребности человека, они также выполняют санитарную роль - очищают воздух от пыли и вредных примесей. Там где нет возможности выращивать цветы в грунте, на помощь приходит комнатное цветоводство.
В настоящее время цветоводство переживает бурный рост. Адаптируется к нашим условиям множество тропических и субтропических растений, выводятся новые сорта и гибриды уже существующих видов. Большой ассортимент упаковочного и декоративного вспомогательного материала помогает создавать разнообразные композиции для интерьеров, совершенствовать ландшафтный дизайн.
Флора, флорист, флористика.
Флорой называют совокупность всех растительных организмов на Земле, а также отдельные сообщества растений, присущих какому либо участку, району, региону.
Соответственно, флористика – это изучение, научное описание строения, биологии и мест обитания различных видов растений. В настоящее время этот термин используется также для обозначения украшения интерьеров, создания композиций, букетов из цветов, природных и искусственных материалов.
Занимаются этой работой флористы. Деятельность их многогранна: оформление праздников, торжественных мероприятий, концертов, выставок, квартир, офисов. В проектировании и подборе растений для ландшафтного дизайна флористы также принимают непосредственное участие.
Что такое фитодизайн
Термин этот появился недавно. Он обозначает научно обоснованное введение растений в интерьеры («фито» - растение, «дизайн» - проект). Или, другими словами, оформление чего-либо растительным материалом. Это может быть составление букетов и композиций, украшение залов для торжеств и выставок, озеленение жилых и производственных помещений, разбивка цветников, скверов, ландшафтный дизайн.
Фитодизайн решает эстетические, медико–биологические, психологические проблемы, а занимаются этим специалисты – цветоводы, флористы, декораторы совместно с проектировщиками и художниками.
Требования к зеленому интерьеру вполне определены: декоративный эффект, продолжительность функционирования и оздоравливающее действие на окружающую среду.
При создании композиций в интерьерах приходится решать несколько задач одновременно, находить сочетания растений и неживых материалов, правильно определять объем каждого элемента и цвета.
Гармонично сочетающиеся интерьер и композиция, обогащают друг друга, создают новое художественное качество оформления.
Что такое аранжировка
Цветущие и декоративные растения идут на различные художественные цели и изделия: корзины с цветами, букеты и композиции, венки и гирлянды и прочее. Процесс составления этих изделий именуется аранжировкой.
В современном искусстве аранжировки нет строгих правил, но разработаны и существуют некоторые общие принципы, помогающие упорядочить изготовление определенных украшений (букетов, гирлянд и т.д. ). Создаваемое аранжировщиком произведение цветочного искусства должно быть, прежде всего, красивым. Это достигается при соблюдении следующих правил:
1- лаконичность. Перегруженная элементами композиция громоздка, непонятна основная идея автора.
2- свободное размещение в посуде растений разной высоты. В результате хорошо обозревается каждая деталь.
3- по возможности, сохранение естественной формы и положение растений, использование наклонных, изогнутых, ломаных, закрученных линий.
4- предпочтение отдается ассиметричному размещению цветов в вазе, особенно низкой
5- четкость, красота и изящество линий. Впечатление портят лишние листья, сильно разветвленные растения.
6- использование кроме цветов других компонентов: ветвей, трав, плодов, камней и пр.
7- гармония цветов между собой и посудой по окраске, форме и размеру.
8- соответствие стиля композиции окружающей обстановке.
Для аранжировки необходимы вспомогательные материалы: бумага, ткани, ленты, проволока, наколки, корзины, горшки, камни и прочее.
Обязательны знания по совместимости цветов, способам продления их жизни, сочетанию окрасок.
Язык и символы цветов.
Обычай дарить цветы очень древний. Когда–то существовал язык цветов. Собрав букет из растений, где каждое из них символ, можно было выразить свои чувства. Иногда набор цветов мог заменить целое послание. В чистом виде этот обычай не дошел до нас, но некоторые традиции сохранились. Символика цвета в разных странах неодинакова. Например, в Японии белый цвет – выражение печали, горя, траура. У славян это цвет чистоты, любви. Желтый японцы определяют, как жизнь, богатство, почитание старших. У православных это символ разлуки, ожидания .
Оранжевый в Стране Восходящего Солнца отождествляют с завистью, своеволием, лживостью.У язычников это цвет тепла, радости.
Красный – самый активный – символ жизни, страсти, любви, свободы .
Фиолетовый – торжественный, означает роскошь, величие и достоинство.
Голубой – память надежда, верность.
Символом является не только окраска, но и сама разновидность цветка. Некоторые названия говорят сами за себя: незабудка, анютины глазки, подсолнух, водосбор.
В Индии – священен лотос, существует даже орден его имени.
У древних греков роза – грусть о прошлом, прошедшей юности, у испанцев это любовь. Выражение чистоты и непорочности – лилия, во Франции – она – эмблема власти . В Японии – хризантема – символ солнца и императорской власти. Она присутствует на старинном гербе и ордене. Китайцы влюбленным дарят пион, англичане – незабудку.
Гвоздика во Франции – символ борьбы, а в Германии – постоянства и верности. Дельфиниум у многих народов – это честность, фиалка – недоброжелательность, колокольчик – болтливость, тюльпан – гордость, роза – любовь, незабудка – постоянство, вереск - одиночество. Растения часто изображались на гербах: в Испании – лилия, Англии – дрок, Мексике – кактус, Перу – пальмовая ветвь.
Правила срезки цветов .
Длительность сохранения свежести срезанных цветов определяется их генетическими особенностями, а также целым рядом условий, среди которых можно отметить следующие.
Лучшее время для срезки – ранее утро, т.к. стебли наполнены влагой и более устойчивы к увяданию.
Срезка производится острым ножом косым срезом.
Для лучшей сохранности сразу после срезки стебли нужно опустить в воду до самых цветков.
Через 15-20 минут вынуть, отряхнуть и поместить в посуду с водой концами стеблей или обернуть их мокрым материалом (бумагой, мхом ), если предстоит перевозка.
Срезку нужно держать в прохладном затененном месте.
Листья с нижней части стебля удаляются.
Хризантемы, астры лучше ломать, а не срезать.
Цветы с деревянистым стеблем (сирень, гортензия) срезают секатором, нижнюю часть стебля расщепляют.
Не все цветы распускаются в воде, поэтому в бутонах можно срезать розы, пионы, тюльпаны, нарциссы, лилии, гладиолусы. Георгины, астры, циннии, календулу – при раскрытом цветке. Растения, имеющие колосовидные или метельчатые соцветия (дельфиниумы люпины, ирисы, львиный зев, колокольчик), срезают при роспуске первых нижних цветков.
Способы продления жизни срезанных цветов.
Чем ниже температура и выше влажность воздуха, тем дольше сохраняются цветы. Для длительного хранения их помещают в прохладное место, предварительно завернув в бумагу и пленку. Для кратковременного – лучше поставить в холод (не ниже 0є) в посуде с водой, накинув сверху пленочный колпак.
Нижнюю часть стебля нужно ежедневно промывать и подрезать под водой, удаляя листья.
Цветы, выделяющие млечный сок, при подрезке тщательно промывать теплой водой.
Вода в вазах должна быть свежей, но не холодной, не ниже 20є.
На ночь букет лучше убирать в более прохладное место.
Срезанные цветы не должны стоять на солнце, даже в букете.
Посуда ежедневно должна тщательно промываться.
Для дезинфекции в воду невысокого качества можно добавить древесного или активизированного угля или соли (8 г на 1л)
Лучше использовать кипяченую дождевую, снеговую или фильтрованную воду.
Прибавление в воду сахара (7% раствор) увеличивают жизнь срезанным розам, гвоздикам, нарциссам, тюльпанам, флоксам, пионам, гладиолусам. При этом необходимо одновременно использовать антисептик или окислитель, иначе, в первую очередь ,сахар будет кормить быстроразмножающиеся гнилостные микроорганизмы и, вместо пользы принесет вред. Поэтому в литре кипяченой воды комнатной температуры, с добавлением 2 столовых ложек сахарного песка (40-50г), нужно растворить 150-200 мг борной кислоты (на кончике ножа). Вместо борной можно брать лимонную, яблочную, салициловую кислоту или 300 мг марганцево - кислого калия, 100 мг азотнокислого кальция или 30 мг азотнокислого серебра. Возможно использование хлористого калия 300 мг/л. или алюмосиликатных квасцов – 2 ч.л.
1 таблетка аспирина на 10л. воды хорошо действует на георгины, розы, хризантемы.
Восстановить свежесть у подвядших хризантем и сирени можно, если погрузить кончики стеблей в кипящую воду: хризантем на 30 секунд, сирени – на 2-3 минуты. Подобная процедура рекомендуется и для таких растений, как наперстянка, георгин, гвоздика, пуансеттия, гортензия, вербена, цинния. Их стебли опускают концами в горячую воду на 30 секунд, но так, чтобы пар не попадал на листья и цветы.
Простым и доступным средством восстановления упругости является прохладная ванна. На ночь цветы вынимаются из вазы и погружаются целиком в ванну с водой чуть ниже комнатной температуры, а утром вновь становятся в вазу. Такое «купание» особенно любят розы, полезно оно для гладиолусов, тюльпанов.
Старению цветов и сокращению их жизни способствует этилен, выделяемый спелыми плодами, особенно яблоками. Поэтому не стоит ставить рядом с букетом вазу с фруктами.
Ветка туи или герани в букете помогает дольше сохранить свежесть цветов.
Биологическая совместимость цветов в букете .
Не все растения способны безболезненно переносить соседство с другими. Очень мало видов, которые могут находиться под пологом хвойных из-за выделяемых ими смолистых веществ. В вазах присутствия «соседей» не любят розы, гвоздики быстро погибают в одной посуде с другими цветами, которые, в свою очередь, не выносят их.
Хризантемы стоят долго только в компании себе подобных, как сирень и ландыши. Бархатцы испускают сильно пахнущее вещество, угнетающее соседей. Цветы, выделяющие млечный сок, отравляют жизнь находящимся в одной с ними посуде растениям. Летники более терпимы друг другу, чем многолетние цветы. Все эти особенности нужно учитывать, составляя букет или композицию.
Обработка растений перед составлением букета или композиции.
Перед началом работы на стоящих в воде растениях обновляют срезы, удаляют лишние листья.
У колючих стеблей, по возможности, удаляют шипы.
У линий и некоторых других цветов с обильной пыльцой удаляют пыльники. Это продляет жизнь цветам и защищает окружающие предметы и одежду от окраски.
Определив форму и размер букета или композиции, отбирают нечетное количество цветов со стеблями разной длины.
На растениях не должно быть следов пыли, грязи.
Должны быть убраны лепестки и листья, поврежденные, пораженные вредителями или болезнями, пожелтевшими или подсохшие.
Букет.
«Букет» в переводе с французского значит красиво собранная вместе группа цветов. Букет появился в Европе в ХIV-ХV вв., но первое время его использовали только как источник аромата. Позже стало модным ухаживать свое жилище цветами, поставленными в вазу, и букет сразу завоевал популярность. Готовясь к встрече гостей, люди и себя стали украшать венками, преподносить друг другу цветы. До сих пор в некоторых восточных странах сохранился обычай - воодружать на приглашенных гирлянды.
Форма букета значительно менялась на протяжении веков. В ХIХ веке он был круглым, цветы располагались концентрическими кругами снаружи обкладывались папоротником, кружевной обверткой.
В настоящее время форма может быть различной: круглой, удлиненной, овальной, в виде пучка с плоской поверхностью или шаровидной. Таким букетом можно любоваться с разных сторон. Цветы в нем находятся рыхло, свободно. Лучшие по форме и тону ставятся в середину. Стебли их – длинные и прямые. Вокруг располагаются остальные растения. Вьющиеся или свисающие экземпляры раскладываются по краям.
Существуют и односторонние букеты, имеющие прямую заднюю плоскость, образованную стеблями зелени и цветов. Головки растений располагаются на лицевой стороне букета симметрично или ассиметрично. Размер букета определяется его назначением, выбранной вазой, а также замыслом автора.
На обеденный стол обычно ставят невысокие округлые букеты в небольших вазах. При оформлении стола для торжественного заседания размещают 2-3 низких букета со свисающими скромными цветами, которые не отвлекают внимания.
Крупные композиции уместны на полу, сцене, в фойе или на лестничной площадке. На полку можно поставить букет из ампельных растений. Высокие и длинностебельные цветы хороши в напольных вазах. Для оформления детских праздников изготавливают бутоньерки – небольшие округлые или плосковерхие букетики из некрупных ярких цветов. Для свадебных торжеств, наоборот, больше подходят строгие или изящно – мелкие виды белые или пастельных оттенков. Для траурных мероприятий лучше выбирать цветы сдержанных окрасок, чаще красных или белых тонов, одного вида.
При составлении букетов любого назначения необходимо соблюдать основные правила и владеть техникой обработки цветов.
Сочетание окрасок цветов в букете.
Чтобы букет имел свое лицо, а не казался пучком случайно сложенных растений, необходимо грамотно подходить к выбору цвета и знать закономерности сочетаний окрасок. Существуют следующие законы подбора цвета:
Закон контраста колеров.
Согласно исследованиям физики, существующие в природе окраски образуются путем смешения трех главных: красной, желтой, и синей. Белый цвет при разложении дает спектр семи основных цветов радуги (красный – оранжевый – желтый – зеленый – голубой – синий - фиолетовый).
По вышеназванному закону наиболее оптимальны сочетания противоположных окрасок на половинках радуги: красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый. То есть берется одна часть «горячих» красок спектра (красно- желтых) другая - «холодных» (голубых- фиолетовых) .
Закон гармонии колеров – означает постепенное увеличение или уменьшение интенсивности окраски того или иного тона. Наиболее эффектно выглядят композиции, где цвет нарастает от краев к центру (розовый - красный – бордовый). При этом следует учесть, что красно- розовые цвета (впрочем, как и другие) могут иметь различные оттенки, не сочетающиеся между собой, например, карминный и лососевый .
Допустимы сочетания цветов, расположенных через один (красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый). Дисгармонично выглядят соседствующие в спектре (и букете) окраски: красный – оранжевый, оранжевый - желтый, синий - фиолетовый. При необходимости эту несовместимость можно сгладить, если поместить между ними белый цвет.
Нейтральными цветами является белый и черный. Белый используется как самостоятельный, а также для смягчения резких сочетаний (красный - фиолетовый). Почти черных цветов в природе немного, они усиливают и подчеркивают яркость других расцветок.
Подытоживая вышеуказанное, можно сформулировать следующие выводы: оранжевые и желтые цвета – теплые, праздничные, легкие, эффектно выглядят в сочетании с голубым, лиловым, фиолетовым;
Красный цвет наиболее активный и привлекательный, он хорош сам по себе и по соседству с белыми и желтыми тонами, сочетается с зеленым.
Фиолетовый –самый темный, в тоже время торжественно-роскошный. Осветляется белым, гармонирует с желтым.
Синий – спокойный, холодный, отдаляющий, но полный энергии. Хорош с белым, розовым, огненно – оранжевым.
Зеленый – сочетается со всеми красками, служит фоном.
Светло-зеленый – оживленный и веселый. Темно-зеленый – холодный и сдержанный.
Правила составления букета.
Приступая к созданию букета, необходимо четко представлять, чему он будет посвящен, а, значит, и какие цветы будут использованы в основе.
Если букет будет находиться в посуде, то подобрать гармонирующую с ним вазу или сосуд, ее заменяющий.
Форма букета должна соответствовать форме вазы.
Окраска цветов подбирается согласно законам контраста или гармонии колеров.
Использование декоративной зелени оправдано, если цветы не имеют собственной или она незначительна. К общественным цветам для придания легкости и воздушности прикладывают растения с тонкой ажурной фактурой или метельчатой формы.
Цветы и стебли должны быть соответствующим образом обработаны до составления букета.
При создании букета необходимо учитывать биологическую совместимость видов, а при заготовке материала придерживаться правил срезки цветов.
Композиция.
Вид аранжировки из живых цветов, веток и различных природных и искусственных материалов называется композицией. В качестве вспомогательных элементов, добавляемых к живым растениям, могут быть использованы сухие ветви и цветы, камушки, ракушки, мох, кусочки стекла, сантехнические материалы, вода.
При выборе материала для композиции следует учитывать место ее расположения и особенности отбираемых растений. Длина самого высокого цветка в низкой вазе не должна превышать ее диаметр в 1,5 – 2 раза, а в высокой она примерно равна высоте вазы.
В отличие от букета, композиция более сложна, часто состоит не только из цветов. Но увлекаться большим количеством материала в ущерб выразительности не следует.
Размещаться она может как в различного типа вазах, так и другой посуде: вазонах, кашпо, контейнерах, тарелках корзинах, бокалах и, даже, аквариумах.
В широком смысле слова композиций можно назвать и декоративные украшения, состоящие из нескольких изделий или предметов, объединенных общей идеей, а также и натюрморты, и интерьеры, и красивое расположение растений в цветниках, и ландшафтный дизайн в границах определенного участка.
Создание современной художественной композиции требует определенных знаний и навыков, а главное – художественной идеи и эстетического вкуса.
Вспомогательные средства для скрепления композиций.
В низких вазах, емкостях используют наколки для стеблей. Если стебли плохо держатся, их можно обернуть бумагой или липкой лентой, подложив кусочек дерева или пробки.
Кроме металлических наколок в качестве держателя можно использовать пластилин, насыпать наполнитель из песка, кусочков стекла, камешков, мелкой нержавеющей проволоки.
В высоких вазах цветы и ветки устанавливают при помощи палочек, вставляемых в расщеп и закрепляемых нитью или тонкой проволокой.
Для композиций и букетов в виде плотного пучка применяются декоративные ленты – обвязки, сетки, бумага, ткань, синтетические шнуры и веревки, скотч, скрепки и степлеры, футляры для бутонов и прочее.
Разновидность композиции – икебана.
Искусство составления композиций получило широкое распространение в Японии.Зарождение его историки относят к VI веку. Точного перевода слова «икебана» до сих пор не найдено. Чаще всего склоняются к формулировке
«цветы, которые живут». Цель икебаны – через цветочные композиции выражать красоту природы. Первоначально она была частью чайного ритуала, созерцание ее настраивало приглашенных на спокойную, неторопливую беседу.
Особенность этого вида композиции в том, что ветки и цветы располагаются не произвольно, а строго подчиняясь определенным правилам.
Часто основой аранжировки являются ветви хвойных деревьев.
Со временем возникали и совершенствовались различные стили икебаны. Наиболее популярны стали «нагэирэ» и «морибана».
Для первого вида характерно размещение в высокой вазе с узким горлышком. Второй стиль подразумевает композицию в низком плоском сосуде, где элементы фиксируются с помощью особых держателей. При этом произведение искусства напоминает маленький ландшафт с сохранением естественного облика растений.
Формы первого вида икебаны может быть прямостоячей и наклонной. При установке цветов наколок не употребляют, а пользуются следующими способами.
Палочку меньшей, чем ваза высоты расщепляют и в нее вставляют элементы, закрепляя проволокой.
Две палочки, равные по длине диаметру вазы, скрепляют крест- накрест и вставляют в вазу в виде крестовины, которая удерживает стебли букета.
Ветку срезают так, чтобы срез плотно упирался в стенку вазы, к этой основе крепят остальные части композиции.
Основные правила составления «икебана»
Основу японской композиции составляют три линии, создающие в вазе неправильной треугольник и имеющие символическое значение. Самая длинная ветка или цветок – « син» - олицетворяет собой небо и имеет как бы руководящее начало . Средняя – «соэ» - человек и, самая маленькая, - «хикае» - земля. Высота их зависит от размера вазы. Остальные стебли, дополняющие букет, называются «дзюси», устанавливают их произвольно.
Длина ветви «син» в маленькой композиции равна сумме диаметра и высоты вазы; для средней величины композиции – полтора диаметра вазы плюс высота, а для большой вдвое превышает диаметр посуды плюс высота.
Вторая ветка – «соэ» - равна ѕ от первой, третья «хикае» - 3/4 от второй.
Главные ветки составляют основной скелет букета, к ним добавляют цветы и другие элементы, но они должны быть короче главных. В зависимости от формы композиции все основные ветви имеют определенный угол наклона.
В прямостоячем букете первую ветку ставят под углом 15є от вертикали влево, вторую под 45є влево и вперед, третью – под 75є вправо и вперед.
В наклонном букете основная ветвь стоит под 45є вперед влево, средняя – влево под 15є , третья вправо под 75є.
В высоких вазах все эти правила сохраняются, но длина ветки измеряется от верхнего края вазы. Таков классический стиль икебаны. Но сами японцы говорят: « глаза и сердце составителя букетов не должны быть в рабском плену у правил». В современном искусстве аранжировки нет строгих требований. Создаются самые разнообразные композиции, допускается свободный выбор посуды, и, чем причудливее сосуд, чем он менее всего похож на вазу, тем необычнее и оригинальнее будет украшение.
Важно показать не обилие цветов, а неповторимое своеобразие каждого, уникальность рисунка, колера, формы. Композиция должна привлекать линиями и изгибами, тональностью и настроением.
Растения для зимних букетов.
В зимнее время ассортимент живых цветов невелик, да и стоят они недешево. Хорошим декоративным материалом для изготовления композиций служат сухоцветы. Часто эти цветы называют бессмертниками или иммортелями. Венчик цветка таких растений имеет сухую фактуру. При условии правильной заготовки сухоцветы сохраняют внешний вид и окраску до года. К ним относят такие виды как гелихризум, гелиптерум, ксерантемум, статице, аммобиум, гомфрену. Неплохо выглядят в сухом состоянии целозия, соцветия амарантов, ветки снежноягодника, фонарики физалиса, спаржа с ягодками, зонтики луков, коробочки нигеллы, лилий, мака, шишки ворсовки.
Для сухого букета можно использовать многие растения природной флоры: тростник, камыш, рогоз, осоки, метелки конского щавеля, пижму.
Из злаковых культур находят применение многие виды: это пшеница, овес, ячмень, просо, сорго, могар, рожь, тимофеевка, лисохвост, пырей, костер, волоснец, овсяница, щетинник, а также декоративные: бриза, зайцехвост.
Способы заготовки растений для сухих букетов.
Срезают растения в период наибольшей декоративности, а гелихризум – в период раскрывания бутонов. Со стеблей срезанных цветов необходимо удалить листья, затем связать в небольшие рыхлые пучки и подвесить вниз головками в затененном, хорошо проветриваемом помещении для сушки.
Декоративные травы убирают перед цветением, сушат в пучках. Для придания светлой окраски – на солнце, зеленой в тени. Чтобы окраска злаков стала более яркой, их замачивают в растворе бриллиантовой зелени (0,5 мл на 1 л воды) в течение суток.
После высыхания пучки растений обезжиривают тканью и хранят в темном месте. Перед использованием их нужно завернуть во влажную ткань или бумагу 1-1,5 часа для предупреждения ломкости.
Красивы воздушные головки одуванчика и козлобородника, но они недолговечны. Чтобы закрепить семянки с летучками, можно использовать клей БФ, разбавленный ацетоном до 10-20 % . Смесью заливают шприц и вводят 2-4 капли раствора в середину цветоложа. Через несколько минут получается стойкий материал для аранжировки. В полый стебель вставляют проволочку и придают желаемый изгиб.
Чтобы засушенный цветок сохранил свою форму и окраску эффективен способ консервирования в песке или мелкой крупе. Для этого слой мелкого, хорошо промытого и высушенного песка насыпают в картонную коробку слоем 1-2 см. На него кладут цветы головками вниз. Стебли обрезают или оставляют торчать вверх. Махровые цветы (розы, георгины, бархатцы) укладывают головками вверх, стебли выводят наружу через отверстия в дне и они свободно свисают. После засыпки цветов песком, коробку закрывают и ставят в проветриваемое помещение на 1-3 недели, так чтобы не сломать стебли. Когда они высохнут, в дне коробки делают отверстия и песок высыпается.
Осенью консервируют ветки деревьев и кустарников. Концы их расщепляют на глубину 4 - 6 см, опускают в смесь глицерина с водой (1:3) и ставят в прохладное помещение. За 3 недели листья изменяют окраску, сохраняя при этом эластичность. Хорошо фиксируются ветки дуба, барбариса, клена.
Иногда в композициях применяют «солевые» ветки. В горячую воду насыпают соль (1:2), растворяют и охлаждают. Затем в раствор погружают приготовленные побеги на 1-2 суток. После оседания кристаллов на растении, ветки вынимают из раствора, просушивают. Чтобы кристаллы отсвечивали голубизной, вместо соли используют медный купорос.
« Заснеженные» стебли получают путем смазывания клеем и обсыпания шариками пенопласта.
В последнее время применяют белые, закрученные спиралью ветки, придающие динамичность композиции. Для этого побеги ивы ошкуривают и накручивают на бутылку или другой сосуд желаемой формы, фиксируют до полного высыхания. При желании их можно подкрасить в любой тон.
Составление букета или композиции из сухих растений и природного материала.
При этом используются заранее заготовленные растения, ветки хвойных пород, засушенные листья, древесные коряги, трутовики, кисти ягод.
В качестве посуды берутся вазы, кашпо, декоративные горшки, бутылки, стаканы, тарелки, корзины и прочие сосуды.
Для закрепления растений в нужном положении в посуду можно вложить мятую бумагу, поролон, мох или клубок проволоки. При необходимости стебли скрепляют нитками, проволокой, скотчем, лентами.
Для предупреждения осыпания (особенно злаковых) ветви можно опрыскивать лаком для волос.
Декорирование корзин.
Корзины с цветами являются оригинальным и универсальным украшением для любой обстановки. Материал для их изготовления может быть самым разным: лоза, нити, гибкие прутья, соломка, луб, проволока и т.д.
Внутрь вкладывают металлическую или пластиковую форму, полиэтиленовую пленку, не пропускающую воду. Её заполняют землей (песком) наполовину, затем в землю высаживают растения с хорошо промоченным комом земли. Обычно , эта основа – декоративно-лиственные формы растений. Всю поверхность грунта декорируют мхом. Затем в нем делают палочкой отверстие, куда вставляют сосуды(пробирки) для цветов в срезке. В зависимости от замысла (симметричная композиция или нет) более высокие цветоносы помещают в центре или на заднем плане. Впереди – крупные цветы, прикрывающие задние. Края корзины и промежутки между растениями декорируют зеленью, вьющимися или стелющимися видами.
Литература.
М.С. Гиляров « Биологический энциклопедический словарь», М. "Советская энциклопедия» , 1989
Г.Е. Киселев « Цветоводство», « Сельхозгиз», М., 1952
Т.Н.Михнева, А.В. Широкова, С.М. Нарбутовских «Спутник цветовода» , А-Ата , « Кайнар» , 1986
А.Г.Рогожкин « Энциклопедический словарь юного натуралиста », М., « Педагогика » , 1981
В.А.Родина « Цветоводство в школе », М., « Просвещение », 1974
А.А.Чувикова , С.П.Потапов,» Цветоводство» М, « Колос »,1974
Журнал « Приусадебное хозяйство » Приложение « Цветы в саду и дома » ,2007
Журнал « В мире растений », 2008
Журнал « Флора », 2005
Рецензия
на методическую разработку « Флора, флористика, флорист » педагога дополнительного образования первой категории станции юных натуралистов г. Петропавловска Морозовой Ирины Ивановны.
Положительное впечатление от прочитанного сменяется мыслью: « А ведь к этому искусству может прикоснуться каждый, в том числе, и я. » Подробно и доступно пониманию изложены основные принципы и правила составления композиций тонкости и « хитрости » этого процесса.
У каждого человека в жизни неоднократно возникало желание обрадовать близких и знакомых приятным и красивым подарком – цветами. И, хотя, в настоящее время нет недостатка в оказании услуг по аранжировке и упаковке купленного букета, зачастую хотелось бы отойти от стандартных пышных складок в блестящей обвертке и подарить цветы, сложенные с душой и смыслом. Как это сделать, с чего начать – об этом и говорится в данной работе. Здесь собраны по разным источникам, обобщены и упорядочены советы, помогающие начинающему флористу в работе. Важно и то, что написанное не раз проверено на практике. Этот материал может быть интересен не только специалистам, но и любителям – цветоводам, людям любознательным и неравнодушным к красоте природы.
15