Конспект урока по окружающему миру на тему Погода. Что такое термометр?
КОНСПЕКТ УРОКА
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема. ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА? ТЕРМОМЕТР.
учитель 2-Ж класса
МБОУ «Школа-лицей» №3
г. Симферополя
Осадчая Н. В.
Урок окружающего мира
Тема урока: «Что такое погода? Термометр».
Цель: дать общее представление о погоде; познакомить с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды.
Задачи: -дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается;
- совершенствование базовых знаний и умений по теме;
- познакомить со значением температуры для всего живого;
- научить пользоваться термометром;
- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;
- формирование умения работать в группах;
- понимание важности изучения окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения, организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формулировка проблемы: Что такое температура и как ее определять.
Формулировка нового знания:
Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.
Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.
Тип урока: получение нового знания.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть». Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров
Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.
Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»
Стаканы с холодной и горячей водой.
Ход урока.
Организация начала урока.
Прозвенел звонок, начался урок.
Нам нужны терпение и внимание
Чтобы получить новые знания.
Актуализация знаний.
Викторина.
Человек заболел. Он говорит: «У меня жар». Это значит, что у него поднялась … (температура).
Прибор для измерения температуры воды, воздуха, тела человека. (Термометр)
Граница между теплом и холодом, на термометре обозначена цифрой… (0).
Температуру тела человека измеряет… (медицинский) термометр.
Пластинка с делениями. (Шкала).
Одно деление обозначает… (градус).
Число градусов тепла записывается со знаком… («плюс»).
Число градусов холода записывается со знаком… («минус»).
Отсчет градусов мороза ведут от нуля … (вниз).
- У нас в природе осень. А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?
- Какая основная причина изменений? (Похолодание.)
- Что мы чувствуем, когда говорим похолодание? (трясет, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.)
- А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?
Самоолределение к деятельности (Создание проблемной ситуации).
Сценка
- Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ.
//Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми//
Катя: Женя, ты что все время кутаешься?
Женя: Я совсем замерзла!
Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло!
Женя: А мне кажется – холодно.
- Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?
- А на улице?
- А вода в проруби?
- Когда утром пьете чай (кофе), какой он?
- Потрите свои ладони, парту. Что вы почувствовали? (Руки нагрелись.)
Формирование темы и цели урока.
- Отгадайте, о чём идёт речь, и вы узнаете тему урока.
Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная. Догадались? Ну, конечно, это… (погода).
(Учитель открывает на доске слово «погода»).
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О погоде).
- Прочитайте тему урока на с. 32 учебника. (Что такое погода).
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте в учебнике.
5. Работа по теме урока.
1. Температура.
- Для характеристики нагретости воздуха, воды, почвы или тела, какие слова использовали?
- Степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела характеризуют температурой.
//Термин дан на доске без понятия.//
- Температура — величина, характеризующая степенью нагретости чего-то. В течение года, месяца, недели, даже в течение дня температура воздуха изменяется. Эти изменения влияют на жизнь растений, животных и человека. Одни живые существа могут жить только в тепле, другие переносят суровые морозы. При резкой смене температуры воздуха некоторые растения и животные могут погибнуть.
Работа в парах.
- Самостоятельно составьте план рассказа о природных явлениях и расскажите о них своему соседу по парте, основываясь на своих наблюдениях.
План
Температура.
Облачность.
Осадки.
Ветер.
Работа с научным дневником.
- С сегодняшнего дня мы будем наблюдать за погодой. Погода может быть тёплой или холодной, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Все эти изменения вызываются изменением состояния воздуха, окружающего Землю, его нагреванием и охлаждением. Погода играет исключительно важную роль в нашей повседневной жизни. Не зная прогноза погоды, мы не сможем правильно одеться, прежде чем выйти на улицу.
- Рассмотрите условные обозначения. Давайте попробуем разобраться в том, что они обозначают.
-1466850
Облачность – скопление облаков.
Ясно – в течение всего дня светит солнце, небо чистое или на небе отдельные небольшие облака.
Переменная облачность – солнце светит лишь часть дня, на небе много облаков.
Пасмурно - всё небо в течение дня покрыто облаками, солнца не видно весь день.
Осадки – это дождь и снег.
Дождь – вид атмосферных осадков в виде водяных капель или струй.
Снег – атмосферные осадки в виде белых пушинок.
Гроза – дождь, сопровождающийся громом и молнией.
Молния – гигантский искровой разряд.
Ветер – перемещение воздушных масс, обозначается стрелкой. Если ветра нет, то стрелка не ставится.
(Учащиеся рассматривают условные обозначения и учатся правильно их рисовать. Учитель показывает изображения природных и погодных явлений).
- При помощи какого прибора можно точно измерить температуру? (При помощи термометра.)
- Как вы думаете, что такое термометр? (Прибор для измерения температуры.)
//Запись определения учащиеся записывают в рабочую тетрадь //
Запись на доске: терм о метр
В переводе с греческого: тепло мераСлово термометр ввел голландец К. Дреббель в 1636 г. Однако идея прибора, который если не измерял температуру, то хотя бы ее оценивал, принадлежит итальянскому ученому Галилею. В 1592 г. он придумал термоскоп, представляющий собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд наливалась вода (примерно до половины), которая при нагревании перемещалась к горлышку. Температуры сравнивались по высоте подъема столбика воды в термоскопе. Первый жидкостный (спиртовой) термометр изготовил немецкий физик Г. Фаренгейт в 1709 г., а в 1714 г. — ртутный. Почти два века люди пользовались этими термометрами, пока не перешли на шкалу Цельсия, ту, по которой сегодня измеряет температуру почти весь мир. Эта шкала впервые появилась в 1742 г. Ее автор — шведский физик и астроном А. Цельсий.
Физкультминутка.
3. Ознакомление с видами термометров.
- Рассмотрите современные термометры.
(Демонстрируются комнатный, уличный, водный, медицинский термометры).
- Из каких основных частей состоит термометр?
//Работа ведется по схеме и моделям термометров. Учащиеся находят шкалу и трубку, наполненную жидкостью, внимательно рассматривают шкалу//
- Каждое деление шкалы соответствует одному градусу. Расстояние между маленькими делениями равно одному градусу. Покажите друг другу один градус, а я пройду между рядами, проверю, а затем проведем опыты.
- Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Как определять температуру.)
6. Актуализация проблемы.
- Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру.
- А для чего это надо уметь? (Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы. Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет)
- Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).
7. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.
- Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойненько в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит? (Он показывает температуру маме.)
Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.
- Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.
- Из чего он состоит? (Трубочка с жидкостью, корпус, деления.)
- Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть.
//На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра//
- Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному.
Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.
Виды термометров.
- Посмотрите на этот термометр. Что видите? (На нем нет значений ниже нуля)
- Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля? (Потому что, наверное, вода замерзает.)
- А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? (Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено, жидкость странная)
- Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.
- Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.
Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
//Запись в рабочей тетради //
- Части термометра: стеклянная трубка, наполненная жидкостью и шкала. На шкале каждое деление соответствует одному градусу.
3. Практическая работа: «Принцип работы термометра»
- Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.
(Работа в группах).
//Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой. Все внимательно всматриваются//
- Почему ползет? ( Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.)
- Понятно. Кто думает иначе?
- При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.
- А почему жидкость перестает ползти? (Потому что настолько нагрелась.)
- Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.
- Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. (ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.)
- Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»? (опустилась вниз.)
Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.
//Запись показаний в рабочей тетради //.
Физкультминутка
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
4. Практическая работа: «Измерение температуры.»
- Мы познакомились с устройством термометра и принципом его работы. //Комнатный термометр прикреплен к доске. Два ученика разного роста выходят к доске и снимают показания термометра. Получены разные результаты.//
- Как могло произойти, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидели разные показания температуры?
(У них разный рост.)
- Необходимо правильно смотреть на термометр. Глаза должны быть на том же уровне, где находится столбик жидкости в трубке термометра. Что нужно делать, если у вас дома термометр висит слишком высоко, а вы хотите снять показания температуры? (Подставить стул.)
Применение новых знаний.
Чтение и сравнение температур.
- Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰
- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?
- Покажите на своих моделях эти температуры.
Запись показаний в рабочей тетради.
Сравните:
+48⁰ … +54⁰ +12⁰ … –12⁰
–60⁰ … –30⁰ –8⁰ … 0⁰
+23 ⁰… –2⁰ +4⁰ … 0⁰
Блиц – опрос.
- С какой характеристикой погоды познакомились на уроке?
- Каким прибором её можно измерить?
- Какие виды термометров вы знаете?
- Как устроен термометр?
- В каких единицах измеряется температура?
- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?
- При какой температуре замерзает вода?
- Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?
- Когда мы говорим мороз: - 20⁰ или -2⁰?
- Для кого важна температура?
- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?
- Мы познакомились с новой характеристикой погоды - температурой. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы, тела. Её измерить можно с помощью специального прибора - термометра. Они бывают уличные, комнатные, водные, медицинские.
Народные приметы.
- Можно ли измерить температуру без термометра, например, собственной рукой. (Нет.)
- Нельзя, так как тепло и холод каждый человек ощущает по-своему. Предсказывать погоду можно по народным приметам. Вот некоторые из них.
Осенью муравьиные кучи высокие – зима будет суровой.
Если осиновые листья ложатся на землю наружной стороной вверх или не полностью опадают – будет суровая зима, если сверху оказывается обратная сторона листа – жди тёплую зиму, а если и та, и другая – умеренную.
Если стебель камыша изнутри липкий – жди долгую и суровую зиму.
Гуси полетели – скоро быть снегу.
Если сентябрь холодный – в марте сойдёт снег.
Осенью гусь летит - к дождю, а лебедь – к снегу.
Работа с учебником.
- А ещё о народных приметах вы можете узнать в учебнике на с.35.
(Учащиеся читают и обсуждают народные приметы.)
- О том как учёные научились предсказывать погоду, вы узнаете, прочитав текст на с.34.
- Какие вопросы можно задать по этому тексту? (Работа в парах)
Итог урока.
- Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.
- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами? (Дети поднимают руки)
- Давайте же разъясним спор Жени и Кати: Тепло ли у нас было в классе?
(Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22⁰. Может Женя заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.)
- Есть другие мнения?
Рефлексия
Викторина.
Неизвестно, где живёт,
Налетит – деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
Её узнать поможет нам термометр. (Температура)
Нашумела, нагремела, Всё промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза)
От количества облаков на небе зависит… (облачность)
Снег, дождь, град – это… (осадки).
Небо чистое, солнечно. Мы говорим: … (ясно)
Наука о погоде. (Метеорология)
Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют… (погодой)
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
- Кто сегодня самый счастливый из вас, рад полученным знаниям?
Похвалите себя, пожмите друг другу руки.
Домашнее задание.
В течение недели вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты наблюдений в научном дневнике.