Исследовательская работа Секреты бабушкиного сундука
Научно-исследовательская работа
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Секреты бабушкиного сундука
Автор проекта: Хороняк Арина Алексеевна
ученица 4 «Б»класса
БОУ СОШ №2
ст. Динская, 2016г
Научный консультант: Мороз Наталья Вениаминовна
АННОТАЦИЯ
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
«Бабушкин сундук» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей.
«Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции.
Цель :
мотивировать учащихся и создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности школьников, воспитание любви к народной культуре через знакомство с образом тряпичной куклы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Задачи:
-научить ставить и решать проблемы поиска информации;
-провести исследование истории возникновения сундука и вещей в них находящихся;
-проанализировать результаты работы и выбрать тему тряпичной куклы;
-собрать информацию о роли и месте тряпичной куклы в крестьянском быту;
-изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол;
-развивать фантазию и художественный вкус;
-воспитывать интерес к народному творчеству.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Бабушкин сундук» – работа по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Она дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.
В данной работе на основе проведенных исследований и обзора литературы рассматриваются вопросы сохранения и передачи традиций подрастающему поколению. Происходит знакомство с прикладным творчеством старинных вещей, побуждение на самостоятельную и исследовательскую деятельность, активизация учащихся к творческой деятельности.
Межпредметные связи - окружающий мир, история, ОБЖ, народоведение, технология.
Что хранит бабушкин сундук?
Бабушкин сундук – это предмет, который связывает нас с прошлым, с молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями.
В современном мире многие считают, что традиции, обряды, предметы быта, пришедшие к нам из прошлого, сегодня уже не нужны. И жители больших городов с легкостью забывают о своем прошлом, об истории своего народа. А традиции должны сохранятся.
Для чего же сундук был нужен нашим предкам? Что в нем хранилось?
Об этом моя научно- исследовательская работа.
Чтобы ответить на эти вопросы, я обратилась к различным источникам - энциклопедиям, книгам, Интернету. Из разных источников узнала, что термин сундук (сундук) имеет арабское происхождение и появляется в русских письменных источниках только с XVI века. Позднее он начинает объединять в себе такие понятия, как укладка, ящик, емкость определенной конструкции для хранения одежды и бытовых предметов.
Изготавливались они из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина.
К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.
В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века. Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Их именовали ларцами и коробами, шкатулками и укладками, скрынями и ковчежцами. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева (дуба, ясеня).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
О бабушкиных сундуках слагали стихи:
«Чем пахнет бабушкин сундук? Теплом её любимых рук,
Гвоздикой, тмином, имбирем... А уж диковинок-то в нем!
Вот - позолоченная пряжка, а это - дядина рубашка,
Он до войны её носил, и на вечёрки в ней ходил.
Вот бусы, запонки и брошки, а тут - чудесные серёжки.
Какой узор, какая скань, ну, просто чудо - филигрань!
А вот - альбом, и в нем цветок, то ль роза, то ли василек,
Так долго бережно храним - подарен мужем дорогим.
Тут в уголке - конфеты, сладости, для внуков милых много радости,
Былых годов воспоминания, любовь, надежды и страдания.
(Нина Васильевна Зайцева. Чем пахнет бабушкин сундук?)
«Туфельки, шляпки с вуалью,
бисером шитый кисет,
Куклы тряпичные, старый корсет
Старые вещи, светлой романтики дух
Будит фантазии старый сундук.»
Г. Бернадский
« Обитель ветхой старины -
Сундук объёмного размера,
Невольник духа адюльтера
Манил мой взгляд»
А. Анисимова
Визитка времени, в котором она жила, моя бабушка и я помню ее сундук. В нем чего только не было – игрушки-куклы, фотографии, одежда.Это не просто хранимые вещи, это бережно хранимые воспоминания о прожитом. Это – сохранившаяся Тайна прошедшей эпохи. Стоит прикоснуться к ней – и она «заговорит». Это – Память, что не даёт забыть.
Щетинина Л.
Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.
Бабушкин сундук являлся предметом многофункциональным.В нем хранились – одежда, посуда, украшения, рукоделие, книги, куклы, картины, фотографии.
Из бабушкиного сундука я выбралиа тряпичные куклы, чтобы узнать историю появления куклы, из чего делали куклы, зачем была придумана обрядовая кукла и кукла-оберег, чтобы достать тряпочки, ниточки, тесёмочки, всё, что связано с женским рукоделием, открыть душу радости, сделать своими руками игрушку на счастье, здоровье, любовь.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКЛЫ
КУКЛА первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных просторов до знойных песков и пустынь, кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришла в голову идея предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла человека.
На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. В быту русского народа тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю, помогали в решении жизненных вопросов. Она была символом продолжения рода, символом плодородия. Куклы – обереги оберегали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни, несчастья, давали силу маленьким.
Куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до ста штук, что указывает на их важность. Любой ребенок имел свою куклу. Как правило, изготовление кукол передавалось бабушками, мамами от старших к младшим.
Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Размеры кукол были разные:
- локтевые куклы - от локтя до конца среднего пальца;
- вдоль ладони - от конца среднего пальца до запястья;
- поперек ладони - т.е. на ширину четырех пальцев руки или их иногда называют пальчиковые куклы - т.е. размером со средний палец. Игрушечные фигурки всегда индивидуальны, неповторимы.
По своему назначению куклы делились на три группы
куклы-обереги
игровые
обрядовые
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено". Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ
Кукла «Барыня»
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла «Барыня", бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоску, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
«Зайчик на пальчик»
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Куклы мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.
Если было много кукол, их не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие). Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.
Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Согласно поверью, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Обрядовая кукла не игрушка. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.
Кукла «Крупеничка»
Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие. В основе куклы - маленький холщевый мешочек с гречей. Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм. Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай.
«Десятиручка»
Куколка Десятиручка. Такую куколку мама дарила дочке на свадьбу, чтобы та все успевала по хозяйству. Десятиручка - это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание.
Кукла"Купавка"
Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
«Свадебная кукла» «Неразлучники»
Как в наше время не бывает свадьбы без сомкнутых колец на машине и красивых купленных кукол, так и в русской свадебной традиции под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтоб они отводили недобрые взгляды на себя.
Женское мужское начало в этой кукле соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.
«Вепсская кукла»
Вепсская кукла была еще одним распространенным оберегом на Руси, она сопровождала жизнь человека с самого его рождения. Ее тоже изготавливали без применения ножниц и иголки, ткань просто нарывали из лоскутков материнской одежды и связывали детали между собой. Мать готовила куклу таким способом еще до рождения своего ребенка, желая тем самым сделать его жизнь «не резаной и не колотой». Лежа в колыбельке малыша, кукла оберегала его от сглаза и одновременно несла на себе образ матери-кормилицы, способной прокормить всю семью.
Куклы «куватки»
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны.
К концу XIX в. функции тряпичной куклы начали изменяться, они все больше становилась игровыми. Утрачивая былую магическую роль, менялся и ее облик. У куклы появляются черты лица, которые обозначались как в виде рисунка лица, так и в виде вышивки с использованием знаков традиционного народного орнамента.
Результаты нашей работы - изготовление кукол.
Мастер-класс
На уроке технологии мной был проведен мастер-класс, на котором я с одноклассниками сделали куклу-оберег на "ЗДОРОВЬЕ". Такая кукла сделанная своими руками считается одним из самым сильных оберегов. Изготавливается из натуральных ниток, которые забирают болезнь на себя и помогает человеку поправиться. Если больной человек выздоравливает ,куклу сжигают, чтобы хворь не вернулась. Куклу делают без лица ,приобретая лицо кукла превращается в сувенир и теряет свою силу. Красный цвет-символ здоровья. Зеленый-символ жизни и счастья. Куклу можно подарить ребенку или хорошему человеку с пожеланиями здоровья и долголетия.
Кукла на "здоровье"
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Экономическое обоснование
Выполненные куклы не потребовали экономических затрат, так как все материалы это выпады предыдущего кроя и ткани от старых вещей. Именно поэтому себестоимость нашей работы равна нулю.
Изготовленные тряпичные куклы - это экологически чистые изделия, так как:
-не загрязняется атмосфера;
- нет вредных выбросов для здоровья человека;
-практически безотходное производство.
Экологическая оценка работы
Процесс изготовления и эксплуатации тряпичных кукол не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушения в жизнедеятельности человека, так как наше изделие изготовлено из экологически чистых материалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству.
Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно том, что она никогда не бывает холодной
Самооценка
Мне удалось сделать все, что задумала
провела исследование и собрала информацию о секретах бабушкиного сундука
раскрыла один из них - это тряпичные куклы
изучила историю традиционной русской народной куклы и ее виды
поделилась результатами исследования с друзьями, одноклассниками
освоила технологию выполнения тряпичной куклы;
изготовила образцы кукол
провела мастер-класс и научила одноклассников технологии изготовления кукол
проанализировала результаты диагностики и сделала вывод
Вывод
В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленная цель и задачи были достигнуты. Я выяснила и донесла, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей.
Данный исследовательский материал будет полезен широкому кругу читателей, его можно использовать на уроках истории, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, а также на занятиях и кружках во внеурочной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диаграмма опроса учащихся класса (Ноябрь 2015)
Какие современные куклы и куклы прошлого века вам известны?
Где, 85%-современные куклы
15%-куклы прошлого века
В январе был проведен мастер-класс, на котором была предоставлена информация о куклах-оберегах.
Диаграмма опроса учащихся (март 2016)
Где, 55%-куклы прошлого века
45%-современные куклы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
2. Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
3. И.М. Бахтиярова. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии - №2 – 2001.с.108-114
4. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.
5. И.Н.Котова, А.С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб: «Паритет», 2008.
6 . Л.Н. .Соловьёва, Игрушка.- Издательство «Интербук-бизнес», 2008.
зМатори=РВикто@РВикторовиG Шро4. 1971)РБабушки=Рсунду:.Рисунок 115