Выступление на методическом объединении Школа создается учителями
Школа создается учителями.
Школа создается учителями, школу знают по учителям, которые работают в ней. Работа учителя не ограничивается только учебным процессом, выполнением программ и норм, определяемых образовательным стандартом. Школа – это школа жизни, где учитель и ученики проживают и переживают в сотрудничестве всю совместную деятельность. При этом учитель находится в постоянном творческом поиске ответов на вопросы. На вопросы, с которыми каждый творческий учитель такого творческого предмета – ИЗО, остается наедине, и выбор ответа зависит от личностных характеристик педагога.
Какими же качествами, предполагается в идеале, должен быть наделен педагог:
Специальные-объективные: знание преподаваемого предмета; научная подготовка по предмету, по родственным предметам; знание методологии предмета; знание возрастной психологии. Субъективные: преподавательское искусство; педагогический талант. Личностные: объективность; внимательность; чуткость;
добросовестность; стойкость; выдержка; самокритичность; любовь к детям.
Это один из вариантов характеристик.
Все люди разные, и это хорошо, а в творчестве особенно важно быть непохожим на других. Из опыта работы знаю, что педагоги по ИЗО и молодые и старые, и опытные и вообще без специального образования, «навороченные», «замороченные», свободные художники. Каждый из них в процессе работы, учитывает свои личные возможности и интересы и опирается в основном на свои предпочтения. Таким образом, в рамках «образовательного стандарта» на художественных взглядах и умениях детей остается проекция личностных интересов педагога по ИЗО. Это хорошо или нет?
Нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знания – знаниями, мастерство – мастерством педагога.
Одним из качеств учителя должна быть исключительная порядочность и деликатность, т.к. (качества которые не возможно, на мой взгляд, привить), но они должны быть как у врачей «Клятва Гиппократа» - не навреди! На уроке изобразительного искусства, как ни на каком другом, учитель может заглянуть, затронуть, прикоснуться к очень личностным, почти интимным сторонам ребенка – душе, судьбе! Рисуя, дети проживают события, создают свою реальность, проектируют будущее. Создавая свою реальность, ребенок абсолютно уверен, что мир добр, благодушен и успешен.
Дети мечтают, придумывают, фантазируют, хотят быть свободными, решать что они хотят, вспоминать прожитое, представлять будущее. На уроке ИЗО все это можно запросто осуществить. Помощь в том, что бы не вмешиваться, а помочь воплощать, вооружая техникой работы различными материалами.
Современные дети, особенно маленькие, становятся все более одинокими. Друзей рядом нет, все заняты, опасно. Конечно, полностью без общения дети не остаются – компьютер – проводник, связь. Но это – суррогат и очень опасный. Жизнь не стоит на месте, прогресс и развитие вносят коррекцию в жизнь людей. Возможно, появятся более совершенные формы общения на расстоянии. Грамотный, чуткий учитель ИЗО помогает ребенку раскрыть в себе творческую личность, стать счастливым через самовыражение в искусстве (творческую деятельность); почувствовать красоту, которую подарили нам предыдущие поколения, научиться передавать это чувство красоты и гармонии следующему поколению.
В «эллинской» педагогике существовал термин – «вдохновитель». На Руси после татаро-монгольского ига возникает понятие «художник» - духовник. Это функции, на мой взгляд, одни из определяющих для учителя ИЗО – вдохновить, включить в работу душу ребенка. Учитель – не только источник новых знаний, но и веры в то, что «у меня все получится». Дети боятся рисовать, не хотят рисовать (по наблюдениям до 40%) потому что «у них не получится», боятся не соответствовать тому, чего ждут от них взрослые. Задача педагога ИЗО работать на «успех ребенка», создавать такие ситуации:
- Обстановка кабинета – оборудованная мастерская (в каких только кабинетах не работают дети и учителя ИЗО).
- Яркие игровые моменты и «интриги» (одно дело рисовать «трех девиц под окном» или «спящую царевну, уколовшуюся веретеном» - совсем другое перед тем как рисовать, самому посидеть за прялкой, покрутить веретено, вытягивая ниточку, а если еще сказать, что это «нить судьбы», или походить в настоящих лаптях! (Идеально иметь мини-музей с предметами народного быта, изделиями народных промыслов. Не все дети посещают музеи, не все музеи позволяют свободное обращение с экспонатами. А на уроке ИЗО – можно).
- Доверительные отношения с учащимися. На первом уроке с первоклассниками я выясняю, для чего нужен урок ИЗО. Постепенно от простого ответа: «чтобы научиться рисовать» мы приходим к ответам: «для красоты», «для выражения настроения и состояния души», и самое главное «для умения чувствовать и понимать другого человека». Дети это понимают, а взрослые не всегда. Из этого вытекает следующее очень важное условие:
- умение встать на позицию другого и увидеть его глазами. Это необходимо и взрослому и ребенку. Отношение к людям и отношения с «другими», не похожими на «меня» - основа становления личности и своего «я». Без других нет смысла во мне. Как ни на каком другом уроке это проявляется на ИЗО – ученик-автор и ученик-зритель.
- Положительная оценка детского труда. Такая оценка необходима не только детям, но и родителям. На родительских собраниях необходимо рассказывать о достижениях ребенка, о труде, вложенном в работу, о значении работы для ребенка. (Необходимо менять распространенное мнение родителей о том, «что у нас в семье рисовать никто не умеет»).
- Реклама детского творчества. Школьные конкурсы, тематические выставки, еженедельные и ежедневные, по параллелям, выставка «одного шедевра» и т.д. Таким образом повышается авторитет ребенка в глазах всей школы, учителей по другим предметам, родителей.
- Использование только качественных, безопасных художественных материалов.
- Всегда помнить – все дети разные, и для кого-то ИЗО самый любимый урок с1 по 6 класс, для кого-то этот интерес с возрастом поменяется, для кого-то в подростковом возрасте – это эмоциональная отдушина для самовыражения, а для кого-то урок ИЗО самый сложный или саамы бесполезный предмет. Каждый имеет право на предпочтения.
В заключение одно наблюдение: какие только ни есть нормативные документы – стандарты, программы, характеристики и т.п. в них обязательно будет похожая фраза – «формировать, развивать ит.п. воображение, фантазию, творчество (креативность) и в учителе и в ученике». Это же про нас! Про задачи нашего предмета! Можно было бы предположить, что от нас зависит очень многое в школьном образовательном процессе. Но нет! Во многих общеобразовательных школах ИЗО «задвинуто в самый дальний угол» или вовсе не ведется (по разным причинам). Иногда, кажется, что предмет существует только благодаря самоотверженным учителям, успевающим за 1 час в неделю и творить, и свою душу вкладывать в работу и дарить ее частичку детям.
На мой взгляд, для успешной работы в качестве учителя ИЗО необходимо обладать следующим:
- знаниями возрастной педагогики и психологии;
- коммуникативной культурой – владеть аудиторией; четко, кратко, понятно излагать материал; уметь слушать; уметь строить диалог, дискуссию, задавать наводящие вопросы; быстро реагировать на ситуацию;
- актерским мастерством – режиссура и драматургия урока; артистизм педагога, владеющим голосом и движением;
- психолого-педагогической интуицией;
- специальными художественными навыками – владеть языком всех видов изобразительного искусства; быть художником, умеющим рисовать и объяснять так, чтобы получалось в итоге у всех (очень часто дети, как зачарованные смотрят на то, как под кистью и карандашом у педагога появляется изображение и понимают, что у них так не получится).
Роль урока ИЗО гораздо значительнее чем принято считать. Он как никакой другой дает ребенку сразу столько представлений о жизни (история и культура), учит наблюдать за человеком и за собой, за природой; знакомит с практически всеми областями знаний; позволяет смоделировать свое поведение в различных жизненных ситуациях. И в то же время, именно на уроке изобразительного искусства ребенок может быть максимально внутренне раскрепощен, может проявить свою индивидуальность, побыть самим собой, почувствовать себя максимально успешным.
15