Формирование потребности здорового образа жизни : возможности образовательного процесса и внеурочной деятельность.
Формирование потребности здорового образа жизни : возможности образовательного процесса и внеурочной деятельность.
Уважаемые педагоги! Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем "Здравствуйте", желая друг другу в первую очередь здоровья.
Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим и общей энергетикой и интересами. Сегодня нас объединил семинар. Итак, здравствуйте!
Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. "Будьте здоровы! " - говорят люди друг другу. "Желаем вам самого главного - здоровья! ", говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Важным в определениях здоровья считается отношение к нему самого человека, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Вокруг детей необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здорового образа жизни. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся неотъемлемой частью жизни людей.При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
За частую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что,
во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций,
во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: «Трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным».
Исходя из этого, уроки оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у учащихся положительные эмоциональные реакции
1.При составлении программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления необходимо учитывать три взаимосвязанных аспекта формирования культуры ЗОЖ:
- воспитательный, состоящий в воспитании у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать ЗОЖ;
- обучающий, состоящий в обучении школьников нормам ЗОЖ, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и др.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению;
- непосредственно оздоровляющий, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также улучшении через это таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
2. Учителю на занятиях внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ необходимо не только давать доступные и понятные знания о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь обучающихся элементы ценностного отношения к здоровью. Прививать им полезные привычки и навыки – иначе говоря, способствовать формированию у обучающихся культуры здоровья.
3. Для формирования устойчивого ценностного отношения к собственному здоровью у школьников необходимо проводить такие формы работы как дискуссии, ролевые игры, конкурсы творческих работ, проектная деятельность, групповая и индивидуальная профилактика вредных привычек; организация физкультурно-оздоровительных мероприятий. В результате таких насыщенных и интересных занятий у них формируется положительная мотивация к соблюдению правил ЗОЖ.
4. Школьникам важно сообщать знания о пользе занятий физическими упражнениями, о значении правильной осанки и носового типа дыхания, о технике двигательного действия. Обучающиеся должны приучаться к соблюдению режима дня, усваивать сведения о вредных привычках, возможных угрозах здоровью, знать о пользе и вреде различных пищевых продуктов, необходимости чередования двигательной активности и отдыха, основных требованиях к активной двигательной деятельности, учёбе и отдыху. Эти сведения формируются у детей совместными усилиями учителя начальной школы, учителя физического воспитания и родителей в процессе физкультурных занятий, проведения спортивных праздников, дней здоровья, игровой деятельности.
5. Регулярно проводить мероприятия по профилактике безопасной жизнедеятельности, так как школьник должен быть подготовлен к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями с целью сохранения его здоровья.
6. Систематически проводить просветительскую работу с родителями, привлекать родителей к совместной работе с детьми в реализации программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Проводить совместные праздники здоровья, туристские слеты, спортивные соревнования и оздоровительные мероприятия, которые оказывают огромное значение на формирование как культуры ЗОЖ, так и положительное отношение к спорту и занятиям физкультурой.
7. Формировать потребности в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, вырабатывать умения и навыки совершенствования своего физического и психического состояния.
Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Система работы по формированию культуры здоровья всех участников воспитательно — образовательного процесса «дети — родители — педагоги» помогает коллективу в стремлении сберечь и укрепить физическое, психологическое, профессиональное здоровье. Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенью: «Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети!