Изучение психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллекта на уроках слесарного дела
Государственное бюджетное
образовательное учреждение Архангельской области
Средняя коррекционная общеобразовательная школа№15
Тема: Изучение психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллекта на уроках слесарного дела
Учитель технологии:
Фомин Александр Андреевич
Введение
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно.
Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребёнка. Создание таких условий, учитывающих индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников, - важнейший аспект программы охраны детства, обязательная предпосылка фактической реализации права каждого человека на полноценное образование.
Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей с нарушением интеллекта учебного материала мало.
Объект данной работы - личность ребенка школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет - пути осуществления индивидуального подхода в изучении технологии слесарного дела.
Цель данной работы - рассмотреть теоретические аспекты индивидуального подхода на уроках слесарного дела в школе VIII вида.
Задачи работы:
1) Рассмотреть психофизические особенности учащихся с нарушением интеллекта на уроках слесарного дела.
2) Проанализировать методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся с нарушением интеллекта на уроках слесарного дела
3) Рассмотреть методы изучения психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллекта на уроках слесарного дела
1. Психофизические особенности учащихся с нарушением интеллекта на уроках слесарного дела
Раскрывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, необходимо выделить то, что особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности.
Дети, у которых ослаблен процесс возбуждения - вялы, медлительны, плохо усваивают всё новое, учатся с трудом, но в конечном счёте добиваются удовлетворительных результатов. Новые навыки и умения формируются у таких детей медленно, но усваиваются прочно. У этих детей мало инициативы, самостоятельности. Они быстро реагируют на всё происходящее, отвечают и действуют необдуманно [4].
Среди особенностей высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта многие исследователи отмечают выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедленная. Так В.И. Лубовский, отмечает, что особенно инертными оказываются упроченные словесные связи. Ещё одной особенностью является склонность к охранительному торможению. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестаёт его понимать. Ребёнку трудно сосредоточить внимание на чём-либо, всё происходящее вокруг воспринимается неясно, трудно припоминается то, что всегда легко вспоминалось. Эти состояния охранительного торможения(изученные и описанные академиком И.П. Павловым и его учениками) под названием «фазовых» состояний возникают у таких детей часто. Пока нервные клетки коры головного мозга ребёнка находятся в состояние охранительного торможения, его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Однако, это снижение временное, проходящее. Но в результате учащиеся не имеют систематических знаний. Таким образом, детям с нарушением интеллекта присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению в начале учебного года. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть каким либо приемам чтения технологических карт, и использовать их в работе. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности [3].
Учащиеся с нарушением интеллекта быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что у детей группы обнаруживается недоразвитие психических процессов.
Систематическое психологическое изучение детей с нарушением интеллекта началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности таких детей.
Было установлено, что свойственные детям снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания, высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы, у других, - сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих - отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. У всех детей наблюдаются и недостатки памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости [2].
При выполнении многих заданий ученики сталкиваются с трудностями интеллектуального характера, которые связаны с тем, что дети ещё не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющиеся необходимым компонентом мыслительной деятельности. Одна из психологических особенностей детей состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Такие дети имеют бедный словарный запас, плохо овладевают эмпирическими и грамматическими обобщениями. Дети этой группы также испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи.
Ведущей деятельностью остаётся игра, положительного отношения к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. При обучении детей необходимо исключить действия, каких бы то ни было посторонних раздражителей.
У детей наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятия. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с такими детьми, учитель должен считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять.
Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают информацию. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного [1].Следует отметить, что для детей характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, его некритичность. Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки.
Таким образом, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях: а) осуществлять индивидуальный подход к детям; б) предотвращать наступление утомления; в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; г) во время работы с детьми учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности; д) обеспечить обогащение детей знаниями (используя развивающие игры и упражнения с конкретными примерами).
2. Методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся с нарушением интеллекта на уроках слесарного дела
Обучение - это прежде всего дифференцированный процесс. Обучение в каждом конкретном классе индивидуально и зависит от состава класса. Поэтому учителя, работающие в этих классах, должны творчески подходить к методике обучения и зачастую носить индивидуальный характер, воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Можно использовать следующие методы обучения учащихся с нарушением интеллекта на уроках слесарного дела: (классификация методов по характеру познавательной деятельности)
Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
Частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным мы считаем создание проблемной ситуации, поиск правильного ответа.
Итак, в работе необходимо применять эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к своему предмету по-разному: использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
На уроках необходимо решать главную задачу - активизация и развитие познавательных интересов учащихся в ходе обучения, тем самым добиваясь овладения учащимися системой доступных знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни [5].
Использование разнообразных методов и форм работы на уроках с учащимися с нарушением интеллекта, положительно влияют на познавательную активность и способствуют активизации мыслительной деятельности.
Через использование занимательного материала можно активизировать и развивать познавательные интересы.
3. Методы изучения психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллекта на уроках слесарного дела
Как средство изучения уровня развития ученика можно применять диагностику.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие работы. Смысл диагностирования заключается в том, чтобы получить как можно более реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, делать выводы, того, как ученик включается в работу, насколько успешно способен работать самостоятельно и т.д.
В ходе урока в целях изучения особенностей мыслительной деятельности учащихся можно обращаться к методике наблюдения и экспресс-диагностике.
Так, при устном опросе ученика у него можно выявить степень сформированности гибкости, оперативности мыслительных действий, умения наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать и т.д. Таким образом, когда приходят новые ученики, нужно смотреть не на их оценки, а, внимательно наблюдая за ним, выявлять способности к предмету слесарного дела.
Трудовое обучение в коррекционной школе является одним из основных направлений. Однако для многих ребят оно является сложным, хотя при всем этом трудовое обучение входит в число любимых предметов учащихся. Они с удовольствием выполняют задания, отвечают на вопросы. Правда, работать совершенно самостоятельно умеет мало кто, и поэтому на уроках так необходим индивидуальный подход к учащимся.
В работе можно использовать также такие виды деятельности, как консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), взаимный контроль.
В любом классе есть ученики, которые сильны в предмете и при минимальной помощи могут работать самостоятельно. Одного из таких учеников можно назначить главным консультантом, предлагать ему задание, которое он выполняет вместе со всем классом. По истечении определённого времени консультант объясняет ход своей работы. Если есть необходимость, его дополняют или поправляют другие [5].
Оценки выставляются всем, но при этом необходимо незаметно наблюдать и контролировать деятельность каждого ученика. Иногда оценки за работу учащимся ставит сам ученик-консультант.
Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в учебе. В этом случае нужно непременно привлекать их к работе вместе со всеми (повторять правила, делать выводы, выполнять задания по образцу). Дети обладают познавательными способностями не в равной мере, важно выявить тех учащихся, которые активно работают на уроке, умеют самостоятельно выполнять задания, умеют оказать одноклассникам помощь, и учащимся, которые отстают в усвоении знаний.
Таким образом, учителю необходимо стремиться на уроках задействовать каждого ученика, тем самым не давая им отвлекаться на уроке. Подбирать задания на повторение и закрепление, плавно переходя к новому материалу. Иногда ученик лучше понимает не учителя, а ученика. И тогда можно призвать на помощь активного ученика, он по-своему объясняет товарищу логику и порядок действий по выполнению задания и товарищ начинает думать и работать самостоятельно.
Заключение
В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки трудового обучения, на которых учащиеся получают практические знания, овладевают необходимыми умениями, учатся логически мыслить и выполнять задания. Однако усвоение материала для данной группы детей представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.
Итак, исходя из содержания работы, можно сделать следующие выводы:
Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, отличающие их от сверстников, требуют использования специфических методик обучения.
Учебная деятельность должна организовываться в форме дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, и направляться на коррекцию познавательных процессов.
Учащиеся должны получать знания, прежде всего, на основе собственной практической деятельности.
Обучение нельзя ограничивать условиями класса, его можно и нужно проводить как в классе, так и за его пределами.
Таким образом, в обучении детей с глубокими интеллектуальными нарушениями невозможно ориентироваться лишь на усвоение определенного набора знаний, умений, навыков. Нецелесообразно ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем мире удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности. Условием будет являться индивидуализация процесса обучения и воспитания.
Литература
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. Москва, 1973.
2. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. Москва, «Просвещение», 1969.
3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва, 1986.
4. Хилько А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Ленинград, 1964.
5. Царева С.Е., Волчек М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся. / Начальная школа.- № 11. - 2008.