Статья «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ (алалия)».


Статья.«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ
(алалия)».
В связи с наличием двух подходов к проблеме речевой патологии и, вчастности к вопросам диагностики, когда одни специалисты пользуются
педагогической терминологией в определении речевого дефекта, другие же применяют клиническую терминологию, между логопедами и врачами возникает путаница, утрачивается необходимое общее понимание природы дефекта, что снижает эффективность коррекционных мероприятий.
В исследованиях, посвященных качеству диагностических заключений, отмечается разноречивый характер определений в квалификации
речевых дефектов. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о роли
диагноза, поскольку исследование ребенка с речевым дефектом, а также сдругими видами отклонений в психофизическом состоянии должно начинаться с установления диагноза.
Так, например, вопрос диагностики алалии в раннем возрасте является довольно трудным. Алалию часто смешивают со сходными состояниями, другими формами речевых нарушений: с глухотой, с тугоухостью и задержкой речевого развития, с недоразвитием речи при умственной отсталости, с псевдоалалическим синдромом, с афазией и др.
Вот, например, некоторые отличия этих состояний.
Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости
(интеллектуальной недостаточности).
Отсутствие речи при алалии резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими, что приводит к постепенномуотставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер,
т.е. отсутствие речи может обусловить задержку умственного развития,
вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию
от своих сверстников, не будучи умственно отсталым.
Общее при алалии и умственной отсталости:
позднее появление речи: к трем–четырем–пяти годам;
похожий лепет;
очень малый запас слов.
Отличия алалии и умственной отсталости
Дети-алалики существенно отличаются от умственно отсталых: по
мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.
В отличие от умственно отсталых, алалики демонстрируют разумное поведение: адекватно ориентируются в окружающей обстановке, в быту; понимают обиходную речь, жесты, правильно выполняют посильные и доступные для них поручения, простые задания. Так, между алалией и легкой умственной отсталостью имеются следующие отличия.
Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости
(интеллектуальной недостаточности)

Моторная алалия и задержка речевого развития (ЗРР)

Алалия и псевдоалалический синдром
В числе детей с ДЦП могут быть дети с алалией и дети с псевдоалалическим (ложным алалическим) синдромом.
Так, речь детей с псевдоалалическим синдромом развивается с задержкой.
В возрасте от 1 года до 3 лет эти дети по картине развития речи напоминают алаликов.
В 4 года отмечается выраженное отклонение от нормального речевого
развития.
К 7 годам речь таких детей приближается к норме.
При псевдоалалическом синдроме имеют место такие симптомы:
речевой негативизм; повышенная тормозимость речевой функции: пуг-
ливы, затрудняются при необходимости высказаться (знают, а высказатьне могут); испытывают трудности при заучивании наизусть; их пассив-
ный словарь значительно шире активного.
В отличие от алаликов, у детей с псевдоалалическим синдромом нарушения устной речи не всегда проявляются на письме.
Алалия и афазия
Общее при алалии и афазии:
характеризуются полным или частичным нарушением всей речевой системы, всех ее компонентов и сторон, что делает в той или иной
степени невозможным осуществление основной функции речи – общения с окружающими;
как вторичные явления имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности, поведения человека; в результате
сложности нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие форм алалии и афазии;
все исследователи выделяют две основные формы алалии и афазии: моторную и сенсорную; такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений, но является оправданным, т.к. основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный (двигательный) и слуховой (сенсорный).

Распространенной ошибкой является отнесение любого неговорящего ребенка (алалика) к категории аутистов.
Дифференциальная диагностика в этом случае сложна, так как объектом является маленький ребенок, поведение которого еще не имеет стойких и четко определяемых патологических признаков, по которым можно было бы однозначно установить диагноз. Стандартные методики исследования интеллекта говорят о том, что примерно 2/3 аутичных детей имеют задержку умственного развития, а примерно 10% обладают развитыми способностями в какой-нибудь области: математические вычисления, музыка, рисование, поговорки, мозаики, некоторые обладают энциклопедическими знаниями в интересующей их области.
Ранний детский аутизм (РДА) и алалия

Возникает ряд трудностей в дифференциации моторной и сенсор-
ной алалий.

Сенсорная алалия и тугоухость