Экологическое воспитание на уроках столярного дела в коррекционной школе VIII вида

УДК 502.3
Экологическое воспитание на уроках столярного
дела в коррекционной школе VIII вида.
Гильмияров Рафис Хатимянович,
учитель - дефектолог, I квалификационная категория
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тлянче -Тамакская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Тукаевского муниципального района РТ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Аннотация:
В статье затрагивается решение проблемы по привитию детям основ экологического воспитания, любовь к природе и живым существам, понимания её ценности на примере использования экологического воспитания на уроках столярного дела.
Ключевые слова:
Экология, экологическое воспитание, столярное дело, экономия, любовь к природе.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий. Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспитания мало исследованы. Теория взаимосвязи экологического и нравственного воспитания подростков раскрыта слабо, практика эколого-нравственного воспитания разработаны недостаточно. Все это ставит перед педагогической наукой задачу разработки многостороннего эколого-нравственного образования учащихся различных типов школ: гимназий, общеобразовательных школ, также и коррекционных школ 8 вида. Основная цель экологического воспитания ученика с нарушением интеллекта: научить развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. [1, стр. 65]
Задачи: углубить и расширить экологические знания; привить начальные экологические навыки и умения поведенческие, познавательные, преобразовательные;
развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности сформировать (воспитать) чувство бережного отношения к природе.
Экологическое образование имеет межпредметный характер, главную роль тут играют технические и естественнонаучные дисциплины: чтение, биология, география, математика, уроки сельхозтруда. При изучении этих предметов имеются огромные возможности для формирования экологического сознания. Такая возможность есть практически на каждом уроке и ее необходимо использовать.
В рамках какого-нибудь одного предмета экологическое образование и воспитание не может быть осуществлено в полной мере. Однако возможности осуществления экологического образования в процессе изучения различных дисциплин неодинаковы. Они определяются спецификой задач и содержанием предмета.
Содержание экологического образования комплексно. Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые и практические аспекты.
Для их реализации в образовательной области уроков труда, именно «столярного дела» сложились благоприятные условия. Последнее объясняется, прежде всего, тем, что цели и задачи трудового и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Цель экологического образования заключается еще и в формировании ответственного отношения к природе, которое должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений будущего образования – преодолеть потребительский подход к природе, воздействуя на все аспекты сознания: научный, художественный, нравственный и правовой. Задачей же школьного курса столярного труда является прежде всего формирование диалектико-материалистических взглядов на природу и взаимодействие общества и природы; овладение учащимися знаниями и умениями для рационального использования природы. Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
В курсе изучения столярного труда можно выделить два уровня изучения природы:
- 1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
- 2 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, второй уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям. [2, стр. 92]
Связь между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценке состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.
Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках столярного труда и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям школьников, как в отношении понимания, так и организации умственно- отсталых детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.[5, стр.81] Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. В курсе технологии уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой – одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.[4, стр. 54]
Не так это легко – научить учащегося с нарушением интеллекта замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями.[6, стр.52]
Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей учащихся.
Например, детям 5-6 классов коррекционной школы 8 вида, организуем необходимость заботы о зеленых насаждениях, мотивируем тем, что растения «всех радуют», «они нам нравятся», «украшают город», «делают нашу жизнь красивой» и т.д. В их высказываниях редко звучит чисто рационалистический подход («из деревьев делают карандаши и линейки»). В этом возрасте дети часто осуждают свои действия во время игр, наносящие вред природе: «ломали ветки, когда играли». Дети мечтают о хороших делах на пользу природе, проявляют готовность «вырастить что-то своими руками», собирать макулатуры, «чтоб не губить лес», предполагают, чтобы каждый человек посадил 5-6 деревьев, и «тогда наша Земля будет прекрасной».
Ученикам 7-8 классы глубже объясняем общественную значимость экологических проблем. Дети осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе. Бережное отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, за предотвращение войны как самого большого зла для людей и природы.
У школьников с нарушением интеллекта этого возраста, особенно у девочек, ярко выражено нравственно-эмоциональное отношение к природе: «природа – самое прекрасное», «это самое необходимое, нужное человеку», «от природы зависит настроение человека», «прелесть природы нельзя губить».
Забота о природе родного края у старших подростков проявляется в конкретных делах. Они нередко выступают с инициативой вычистить речку или пруд, озеленить двор. Вместе с тем именно в этом возрасте чаще всего встречаются «разрушительные действия». Подростки еще слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу, нередко не предвидят, к чему может привести поступок, совершенный из любопытства или озорства. Поистине противоречивый возраст! Это создает определенные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В то же время их активность и стремление к деятельности служат основой для овладения научными знаниями, формирования практических умений и навыков природоохранительного характера. Школьников 9 классов, привлекаем к общественно полезным делам по улучшению окружающей среды. Они принимают в них участие, высказывают твердое убеждение в том, что охрана природы – задача каждого гражданина. Молодежь видит вред не только от прямого ущерба, который может нанести человек природе, но и от равнодушного к ней отношения.[3, стр.122]
Важно, что в сознании юношей научный и рациональный подход к природе сливается с нравственно-этическим. Старшим школьникам подчеркивают необходимость «не только брать у природы, но и отдавать ей, не губя и не разрушая ее». Некоторые из них мечтают «не через сто лет, а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий сад». Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся. Культивирование нового сознания по отношению к природе – процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей перед природой непросто. И все-таки школа – VIII вида призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Таким образом, экологическое воспитание – важнейшая задача школ различных типов в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних преобразований практически всех аспектов общественной жизни.[3,стр.45] Процесс экологического воспитания учащихся 5-9 классов на уроках столярного дела будет осуществляться более успешно, если:
- в программах и учебниках соответствующих дисциплин четко и конкретно вычленяются экологические проблемы;
- усилены экологические элементы взаимосвязи предметов технического цикла;
- вопросы экологии будут рассматриваться во взаимосвязи, будет обеспечиваться их практическая направленность;
- будет осуществляться поэтапное воспитание учащихся посредством включения их в разнообразные формы учебной и внеурочной экологической деятельности;
- в процессе экологического воспитания будут учитываться как возрастные особенности учащихся, так и особенности экологических проблем региона.
Содержание учебного курса школы 8 вида технических дисциплин способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.

Список использованной литературы
Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.
Гозова А.П. К вопросу о сочетании показа и объяснения при трудовом обучении учащихся вспомогательной школы.- М.,1997.
Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.
Граборов А.Н. Принципы и методика трудового воспитания.- М.,2000.
Граборов А.Н. Труд как средство коррекции. - М.1998
Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

15