Повышение активности и самостоятельности учащихся в процессе практической деятельности на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.


Повышение активности и самостоятельности учащихся в процессе практической деятельности на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Предприятия, на которые направляются окончившие школу учащиеся, предъявляют к последним серьезные претензии, подчеркивая, что воспитанники специальных школ не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.Повышение активности и самостоятельности учащихся рассматривается как главная задача и важное средство перестройки всей учебно-воспитательной работы школы. Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых школьников:
вовлечение всех детей в практическую деятельность;
воспитание интереса к этой деятельности;
постоянное и постепенное усложнение заданий;
создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.
Воспитание самостоятельности в коррекционных школах 8 вида - важнейшая цель вспомогательного обучения, достижение которой необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Необходимость специального обучения учащихся самостоятельному выполнению учебных заданий вызвана особенностями их самостоятельной деятельности, направлена на коррекцию существенных недостатков, мешающих ученикам работать самостоятельно, таких как, снижение мотивов деятельности, неуверенность в своих силах, слабая ориентировка в задании, неумение представить последовательный ход его выполнения, затруднения в словесном оформлении результатов работы.
Программой по швейному делу предусмотрено: чтение чертежа, умение планировать последовательность технологического процесса, самостоятельное выполнение операций. В объяснительной записке к программе сказано, что учащиеся должны уметь объяснять, как выполняются определенные задания, а также научиться выполнять несложные работы. Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения работать самостоятельно. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется.
Программы профессионально - трудового обучения построены по операционно-предметной системе, т.е. обучение учащихся различным производственным операциям (умения и навыки) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.
Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении заданий по труду, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности.
Программой по швейному делу предусмотрено всё необходимое для подготовки учащихся к работе на производстве, с точки зрения трудовых умений и навыков. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций.
Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. От способов объяснения учителем процесса выполнения задания зависит осознанность выполнения учащимися этого задания, что в свою очередь является одним из условий воспитания самостоятельности у учащихся в процессе профессионально-трудового обучения.
Весьма важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в труде является также привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.
Для самостоятельного выполнения трудового задания по швейному делу выпускники вспомогательной школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:
разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
знать контурные срезы изделий и их названия;
уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия)ткани;
определять последовательность выполнения задания;
выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.
Коррекционная работа по формированию активности и самостоятельности учащихся с нарушением интеллекта.
При обучении швейному делу, на протяжении всего курса обучения, предусматривается:
воспитывать у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы;
прививать учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания (устно, письменно);
учить их умению выполнять задания по образцу (готовому изделию) и рисунку.
Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной работе и умение рассказывать о предстоящей работе.
Требуя от учащихся описания трудовых операций, нужно приучать их сознательно подходить к выполнению заданий. Сначала дети должны научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после его окончания - в конце урока (как закрепление того, что они делали на уроке) или в начале следующего урока (как повторение предыдущего задания).
На первом уроке перед объяснением способа выполнения двойного шва учащимся сообщается, как называется шов (название на доске), где он применяется (демонстрация изделия с этим швом). Затем предлагается рассмотреть схему машинного шва, проанализировать последовательность его выполнения, что способствует лучшему усвоению классификации швов и помогает ученицам быть более уверенными в себе при выполнении задания. После предварительной работы им разрешается приступить к выполнению задания.
Вот пример диалога с учащимися по выполнению двойного шва.
Какой шов мы сегодня выполняли?
Двойной.
Вспомните, где применяется двойной шов?
При изготовлении (пошиве) наволочек, сумок, сорочек:.Как нужно сложить детали?
Изнаночной стороной внутрь.
Какой ширины должен быть первый шов?
Ширина шва 3-5 мм.
Что нужно сделать перед тем, как шить?
Определить лицевую и изнаночную сторону ткани.
Что нужно сделать с деталями?
Сметать, затем стачать.
Что нужно сделать с нитками сметывания и швом?
Нитки сметывания удалить, шов приутюжить.
Что нужно сделать дальше?
Вывернуть шов на изнанку и выметать.
На каком расстоянии прокладывается вторая строчка?
Ширина шва 5-7 мм.
Что нужно сделать со швом?
Приутюжить и удалить нитки выметывания.
В результате получается такой план:
1. Определить лицевую и изнаночную сторону ткани.
2. Сложить кусочки ткани изнаночными сторонами внутрь один к другому.
3. Отметить ширину шва 3-5 мм.
4. Сметать кусочки ткани стежками "вперед иголку".
5. Стачать.
6. Вывернуть и выметать машинный шов.
7. Отметить ширину шва 5-7 мм.
8. Стачать, шов приутюжить.
Этот план, составленный коллективно, ученики переписывают в свои тетради по труду.
Таким образом, формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.
Кроме словесного плана, для облегчения понимания учащимися последовательности изготовления, используется наглядный план, наглядно - словесный план, т.е. каждый пункт наглядного плана, подтверждается словесным образом, написанным на отдельных карточках. Наглядность и карточка со словесным описанием должно быть раздельными. Так удобнее разнообразить работу по составлению плана работы над изделием.
Предлагаем несколько вариантов:
учитель выставляет постепенно весь наглядный план, в коллективной беседе подбираются нужные словесные карточки на каждый пункт плана;
наглядный план составляется коллективно, а словесное подтверждение - одним из учеников;
один ученик выставляет одновременно наглядность и словесное подтверждение по пунктам плана;
один ученик самостоятельно выставляет словесный план работы, а к нему подбирается наглядное подтверждение (этот вариант наиболее сложный, и его следует предлагать в конце изучаемой темы или аналогичного изделия).
Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из основных задач коррекционной школы. Для того, чтобы школьницы лучше удерживали в памяти особенности пошива изделия, меньше затруднялись в составлении плана изготовления изделия, мы предлагаем следующие приемы и методы обучения.
В соответствии с классификацией методов обучения по источнику знаний, они делятся на три группы. В первую группу входят методы обучения технологическим операциям, в которых источником знаний для учащихся является слово учителя или письменное слово учебной книги. Это методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. Вторую группу методов обучения технологии составляют методы, где источником знаний для учащихся является образ объекта, процесса, явления. Это методы демонстраций. Демонстрируются приемы работы. Демонстрации подразделяются также на показ натуральных предметов и процессов, показ их моделей и макетов, показ изображений этих предметов и показ кино - и видеофильмов. Анализ условных изображений, к которым относятся чертежи, эскизы, схемы и т.д., позволяет наглядно представить тот или иной объект или процесс выполнения какого-либо трудового действия, а также развивает пространственное восприятие учащихся.
Третью группу методов обучения технологическим операциям составляют методы, в которых источником знаний, умений, навыков для учащихся являются практические действия. Эти методы так и называются - методы практической работы учащихся: упражнения, лабораторные работы и самые разнообразные практические работы учащихся. Во-первых, для того, чтобы сделать упражнение, выполнить лабораторную или практическую работу, ученик должен вспомнить, актуализировать знания, необходимые для выполнения этой деятельности. Тем самым осуществляется повторение и закрепление технических знаний. Во-вторых, предварительно полученных знаний, как правило, не хватает учащимся для выполнения практических действий. Поэтому в процессе выполнения практических действий ученик пополняет свои знания через помощь учителя, обращаясь к учебным пособиям. Вместе с тем недостающие знания подсказывают сами практические действия. В-третьих, с помощью практических методов у учащихся формируются технологические умения и навыки. Четкой организации практических работ и повышению самостоятельности учащихся способствует использование технологических карт на изготовление изделий. В технологической карте дается технология изготовления изделия, где указывается порядок работы (перечень технологических операций), рисунки (эскизы) или схема последовательности обработки, а также инструменты и приспособления, необходимые для выполнения технологической операции.
Поэтому на уроках швейного дела для воспитания самостоятельности учащихся используется работа по усвоению терминологии, игры, контроль, алгоритмы, опорные слова, словарная работа.
Словарная работа на уроках ведется в три этапа: 1) обогащение словаря за счет введения новой лексической единицы; 2) уточнение значения уже известных слов; 3) активизация активного словаря детей.
Для работы по всем этим направлениям используются следующие упражнения:
1. Название предметов и их частей. Например, работа по карточкам "Чего не хватает" по теме "Моделирования поясных изделий", учащиеся называют отдельные детали и указывают на недостающую часть.
Также работая с таблицей "Что лишнее" по теме "Изучение и конструирование плечевых изделий", учащиеся производят своего рода группировку, сортировку предметов, выделяют лишний и т.п.
Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий название предметов, признаков, действий.
Классификацию предметов можно проводить на всех уроках. Предметы можно классифицировать по основному признаку, форме, виду и материалу. Например, одежду можно разделить на классы: по целевому назначению, по сезону, по способу употребления.
Умение прививать учащимся прочные знания в значительной мере определяются правильной организацией закрепления и повторения.
Целесообразно для закрепления и повторения использовать карточки-задания, перфокарты и тесты
К карточкам-заданиям, тестам предъявляется ряд требований.
1. Общепонятность - то есть учащиеся должны понимать, какую именно деятельность они должны выполнить.
Простота - задание должно состоять из одной задачи данного уровня.
Однозначность - результаты задания должны оцениваться одинаково.
2. Надежность - гарантирование одинаково последовательных результатов тестирования одного и того же учащегося.
Тесты содержат задания на узнавание ранее полученной информации:
На опознание - учащийся выбирает правильный ответ из альтернативы "да нет".
На различие - в них дается несколько вариантов ответов и учащийся должен выбрать из них правильный.
3. Учащиеся должны знать последовательность выполнения машинных швов, уметь определять их название по готовому образцу, в готовом изделии и по заданной схеме. Например, зарисована схема машинного шва, учащийся должен определить его название, или может быть, заданные в виде теста несколько схем швов и несколько названий швов, учащиеся должны найти соответствие между названием шва и его схемой. Или может быть дан готовый образец швейного изделия, например, наволочка. Задание: назвать виды машинных швов, которые используются при изготовлении наволочки; или показать на изделии шов, название которого вы определите по заданной схеме.
Учащиеся должны знать и уметь использовать в своей речи терминологию технологических операций (ручных, машинных и влажно-тепловых работ). Для этого можно использовать карточки-задания.
Можно провести работу по знанию терминологии в "цепочке 1-2-3" один учащийся называет термин, второй - характер операций, третий - область применения или задание в виде теста: выбери правильный ответ: для термина сметывание дается три ответа, надо выбрать правильный.
На уроках швейного дела можно проводить опрос учащихся по знанию терминологии ручных или машинных работ, ВТ работ с помощью сигнальных блокнотов "цветового сигнала". Для этого на доске напротив ленты спектра, расположенной вертикально записать название терминов, т.е. дать таблицу. Напротив клетки красного цвета - термин сметать, зеленого - притачать, желтого - разутюжить и т.д.
У каждого учащегося блокноты с цветными сигналами, подобными ленте спектра на доске. Учитель дает характер технологической операции (соединение двух деталей примерно равных по величине стежками временного назначения), дети должны вспомнить, какому термину данное определение соответствует, найти на доске клетку нужного цвета и поднять сигнальную карточку, найдя ее в своем "сигнальном" блокноте.
Применение блокнотов "цветового сигнала" помогает учителю оперативно выявлять уровень усвоения знаний и умений всеми учащимися. Это дает возможность учителю своевременно внести коррективы в свою работу и эффективнее организовать помощь учащимся в восполнении имеющихся пробелов.
Важное значение в усвоении технологических знаний детей с нарушением интеллекта имеют также различные игры, ребусы, кроссворды. Это помогает ученикам войти в роль, создает дополнительные стимулы. Например, деловая игра "экзамен". Учащиеся делятся на 2 группы: "экзаменаторы" и "экзаменующиеся". Учитель заранее готовит комплекты билетов. "Экзаменующиеся" вытягивают билеты, предложенные "экзаменаторами" и отвечают на них. Учитель осуществляет контроль. Затем группы меняются местами и используют второй комплект билетов.
Применение деловых игр - один из путей коррекции развития познавательной деятельности детей. Во время игры у детей развиваются наблюдательность, память мышление, речь, самостоятельность и инициатива.
Исключительно важная роль в коррекционно-воспитательном процессе принадлежит сюжетно-ролевым играм. Например, в игре "Заказчик-исполнитель" учащиеся работают в парах. Заказчик выполняет эскиз предлагаемого изделия, исполнитель обводит лекала и моделирует изделие. Затем дети меняются ролями. В этих играх дети играют определенную роль, исполняя различные игровые приемы, воспроизводят типичные ситуации, поступки, действия, как бы, соприкасаясь с самой жизнью. Правильно организованные игры способствуют развитию у учащихся положительных эмоций и настроения.
Анализ образца учащиеся проводят по вопросам учителя и самостоятельно. Степень самостоятельности зависит от новизны работы, места уроков в общей ступени обучения, от умения учащихся использовать специальную терминологию в своей речи Анализируемый предмет дети должны рассматривать вблизи, взять в руки, осмотреть со всех сторон. Если изделие анализируется по вопросам учителя, то он должен сформировать вопросы так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ. Вопросы следует задавать в такой последовательности чтобы, отвечая на них, дети демонстрировали логичность, связь между предложениями, т.е. получался бы целостный рассказ. Анализ, проведенный в коллективной беседе, учащимся следует полностью повторить. Для лучшего скорейшего усвоения последовательности анализа образца можно использовать плакат с вопросами, напечатанными в определенной последовательности. Такая работа позволяет включать зрительный анализатор в запоминании последовательности анализа поделки.
Для успешного выполнения учащимися практической работы, следует учитывать анализ образца и предварительное планирование. Необходимо представить какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнить, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами работать и что должно получиться в результате. И все это следует вовлекать в соответствующую речевую форму. В начале обучения учитель объясняет выполнение каждой операции, отдельно чередуя показ приемов со словесной инструкцией. Этот прием помогает решать такую задачу, как накопление пассивного словаря, необходимой терминологии и постепенное включение новых слов в активный словарь. В дальнейшем дети учатся планировать ближайшую операцию.
В последующей работе школьники учатся составлять план работы в коллективной беседе по вопросам учителя. Вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. В последствии учитель сокращает свою помощь на этом уроке, он лишь побуждает, стимулирует планирование.
Значительную помощь в обучении детей планированию оказывает применение наглядных пособий - предметных и графических операционных карт, карточек с названием операций. Работа с ними может быть самой разнообразной, в том числе и требующей обговаривания, повышения словесной активности.
Таким образом, на этапе планирования изготовления изделия есть благоприятная основа для решения задач по воспитанию самостоятельности школьников. С помощью перечисленных методов приемов можно преодолевать ограниченность и бедность словаря, неточность использования слов, терминов, малую распространенность предложений, а также планирование поможет учащимся выразить словами свою практическую деятельность, как в целом, так и отдельные ее этапы. В этом случае отрабатывается и формируется правильная последовательность изложения материала.
Отчет о проделанной работе занимает небольшой промежуток времени. Однако с образовательной и коррекционной точки зрения этот этап урока очень важен Словесный отчет помогает учащимся лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы над однотипным изделием , способствует развитию речи. Дети с нарушением интеллекта часто не могут самостоятельно подобрать нужное слово, а такой план помогает им преодолеть данную трудность.
Метод проекта - итоговая самостоятельная работа учащихся.
Введение образовательной области "Технология" играет исключительно важную роль в развитии и воспитании самостоятельности учащихся.
Особая роль отводится методу проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "Я сам", "Я сделаю", "Я умею".
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением обучающимися необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач.
Созданная своим разумом и изготовленная своими руками вещь с учетом
достижений научно - технического прогресса, требований дизайна и техноэтики делает человека добрее, гуманнее, бережливее. Трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе достижения технологической культуры, проектно- технологической деятельности через учебно-игровую, учебно - производственную деятельности.
Заключительным этапом при работе над творческим проектом является его защита. Защита проекта требует постановки голоса : дикции, интонации, чистоты речи; умения пользоваться своими функциональными средствами (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.).
Результатом обучения методом проекта является:
профессиональное самоопределение;
развитие разносторонних качеств личности;
физическое и психическое развитие;
интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие;
рост творческой активности;
развитие связной устной и письменной речи.
Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвышает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.
Профессиональное самоопределение - именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути .Большое влияние на выбор метода проекта оказывает содержание учебного материала.
Простой описательный фактический материал можно изложить с помощью рассказа. Изучение технических явлений, требующих раскрытия их сущности, выполняется с помощью объяснения и, возможно, средств наглядности.
Творческий проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством учителя.
Основная цель проектов - контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию системы интеллектуальных общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
В результате выполнения проектов у школьников воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности, интересы, что способствует их самоопределению и самореализации.
Проекты по содержанию имеют свою классификацию. Они могут быть:
Интеллектуальные - описание оригинальных новых технологий, разработка плана того или иного изделия.
Материальные - изготовление изделий, наглядных пособий.
Экологические - сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися.Сервисные - устройство и оборудование жилища.
Комплексные - все параметры.
Выбранная учащимися тема утверждается учителем технологии, исходя из интересов школы и возможностей ученика.
При выборе проекта учащимися учитель должен:
оказать помощь в выборе проекта;
наблюдать за ходом работы учащихся;
оказать помощь учащимся и стимулировать их учебно-трудовую деятельность;
поддерживать рабочую обстановку в классе;
оценивать учебно-трудовую деятельность на каждом этапе;
нормировать труд школьников;
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обоснование возникшей проблемы и потребности. Выбор модели.
Описание внешнего вида модели. Выбор материалов.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений. Организация рабочего места.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Выполнение технологических операций. Соблюдение техники безопасности и культуры труда.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Оценка проделанной работы. Защита проекта.
Организационно - подготовительный этап. Первый шаг на пути проектирования - это выбор и обоснование проекта. Идея проекта выбирается после изучения потребностей в тех или иных изделиях, возможности изготовления, наличия материала и т.д Следующим шагом является процесс конструирования и моделирования изделий увиденных в журнале мод, книгах, на экране телевизора, конструирование, моделирование на основе своих идей.
Технологический этап. Здесь выполняются операции, предусмотренные технологическим процессом.
На заключительном этапе выполняется рекламный проспект изделия производятся экономические расчеты, определяется себестоимость изделия, предлагаются возможные пути реализации изделия. Защита проекта происходит по всем этапам. К защите должны быть представлены обоснование проекта, необходимая документация. Рекламный проспект изделия, экономические расчеты и само изделие.
Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Так, при обучении швейному делу следует осуществлять постепенный переход от простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образцам и т.д.
Таким образом, наиболее эффективным является такой путь воспитания активности и самостоятельности у учащихся коррекционной школы, когда формирование у детей умения давать словесный отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся, затем - на частично знакомом и только после этого - на новом материале.Литература
Воронковой В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. - М.: Школа-пресс, 1994.
Выгодский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. - М.: Из-во АПН РСФСР, 1959.
Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. /'/ Дефектология. 1986. N6.
Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981.
Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1969.
Данилов Н.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. - Советская Педагогика № 8. 1961.
Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.// Дефектология. 1993. N5.
Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966.
Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988.
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1.
Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.
Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. \\ Дефектология.1986. №1.
Сообщение на областном методическом объединении учителей профессионально-трудового обучения образовательных учреждений VIII вида.
Тема: «Повышение активности и самостоятельности учащихся в процессе практической деятельности на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.»
Учитель профессионально-трудового обучения (швейное дело)
Алферова Н.Ю.
ГОКУ СКШ №5 г.Иркутска