Рабочая программа внеурочной деятельности Логика
Пояснительная записка
«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле». Сенека младший – Римский философ и писатель
На сегодняшний день в программе по математике существует проблема. В программу включены задания повышенной сложности, много логических заданий. Во время урока часть заданий дети не успевают выполнить.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Для развития и совершенствования познавательных процессов предлагается программа «Логика».
Программа « Логика» представляет систему интеллектуально развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет
Она предназначена для всех детей, а не только математически одарённых. Во-первых, логические задачи отличаются от большинства математических тем, что для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики. Во-вторых, логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математику. И, главное их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки. Эти занятия дают возможность развивать внимание, память и прививать навыки правильного мышления.
Материал одного занятия рассчитан на 35 минут.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Цель:
Создание условий для развития познавательных способностей, интереса у детей к учёбе, желания и умения работать на уроке.
Задачи:
Формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения; умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Формировать и развивать способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Содержание занятий
Задания условно можно разделить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Задания, развивающие память
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание композиций из геометрических тел или линий;
- выбор фигуры для восстановления целого;
- выделение из общего рисунка заданных фигур
- складывание и перекладывание спичек
- работа с изографами, числографами и пиктограммами.
Задания, развивающие мышление
Ученикам предлагаются упражнения, которые позволяют на доступном материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать следующие аспекты:
Основные принципы распределения материала:
1)системность: задания располагаются в определённом порядке
2) принцип «спирали»
3) принцип от «простого к сложному»
4) увеличение объёма материала
5) наращивание темпа выполнения заданий
6) смена разных видов деятельности
Прогнозируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
- анализировать, рассуждать, доказывать, делать свои выводы;
- сравнивать предметы (находить общее, лишнее);
- пользоваться шифром для разгадывания и составления текста;
- решать логические задачи;
- разгадывать ребусы, кроссворды.
Формы контроля.
На вводном занятии – тестирование.
На итоговом – «Конкурс эрудитов»
Тематическое планирование по программе
«Логика».
1 год обучения (30 часов)
№
Тема Содержание
1 Диагностика уровня развития познавательных процессов
у первоклассников. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Графический диктант (вводный урок)
2 Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания
Графический диктант
3 Тренировка внимания.
Тренировка внимания
Развитие мышления
Графический диктант
4 Мозговая гимнастика.
Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант
5 « Шапка для размышлений». Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
Графический диктант
6 Поиск закономерностей.
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
7
Работа со спичками.
Совершенствование воображения
Задания по перекладыванию спичек
Рисуем по образцу
8 «Это интересно!»
Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
9 Игра «Умники и умницы». Развитие концентрации внимания
Развитие мышления
Графический диктант
10 Логические задачи.
Тренировка внимания
Развитие мышления
Графический диктант
11 «Закодированное слово».
Развитие слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант
12 Ира «Найди фигуру».
Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
Графический диктант
13 Поиск закономерностей.
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
14 Игра «Фантазёр».
Совершенствование воображения
Задания по перекладыванию спичек
Рисуем по образцу
15 Разгадывание ребусов.
Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
16 «Весёлые вопросы».
Развитие концентрации внимания
Развитие мышления
Графический диктант
17 Игра «Умники и умницы». Тренировка внимания
Развитие мышления
Графический диктант
18 Игра «Внимание».
Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант
19 Измени свойство.
Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
Графический диктант
20 Игра «Так же, как…» Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
21 Работа с изографами Совершенствование воображения
Задания по перекладыванию спичек
Графический диктант
22 Математический марафон.
Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
23 Вопросы – загадки Развитие концентрации внимания
Развитие мышления
Графический диктант
24 Игра «Выполни просьбы букв».
Тренировка внимания
Развитие мышления
Графический диктант
25 Поиск закономерностей. Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант
26 Игра «Умники и умницы». Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
Графический диктант
27 Логические задачи.
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
28 Диагностика уровня развития познавательных процессов
у первоклассников. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Конкурс эрудитов.
29 Диагностика уровня развития познавательных процессов
у первоклассников. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Конкурс эрудитов.
30 Логические игры Повторение и закрепление
2 годобучения (34 часа)
№
Тема Краткое содержание
1 Диагностика уровня развития познавательных процессов
у второклассников. Диагностика уровня развития познавательных процессов у второклассников
2 Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Запомни и нарисуй.
Составь новые слова Логические задачи.
3 Тренировка внимания.
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Игры на внимание.
4 Мозговая гимнастика.
Тренировка слуховой памяти.
Прочитай слова, правильно поставь ударение.
Логические задачи на развитие способности рассуждать.
5 « Шапка для размышлений». Знакомство с разными геометрическими фигурами.
Игра «Внимание».
Игра «Найди фигуру».
6 Поиск закономерностей.
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Игра «Так же, как…..»
Найди буквенную закономерность (числовую)
Логические задачи.
7 Работа со спичками.
Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)
8 «Это интересно!»
Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач.
9 Игра «Умники и умницы». Кто быстро и правильно ответить на вопросы.
10 Логические задачи.
Мозговая гимнастика.
Ответь быстро на вопросы.
Тренировка внимания.
Составляем новые слова.
11 «Закодированное слово».
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Произнеси слово задом наперёд.
Отгадайте слово по первым буквам слов.
12 Ира «Найди фигуру».
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Тренировка зрительной памяти.
Игра «Угадай число».
Ответь на вопросы, по словам на доске.
13 Поиск закономерностей.
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Игра «Внимание»
Как получилось слово?
14 Игра «Фантазёр».
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы
Игра «На что похоже?»
15 Разгадывание ребусов. Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов.
16 «Весёлые вопросы».
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Кто больше составит вопросов.
Нарисуй вид сверху.
Логические задачи.
17 Игра «Умники и умницы». Уровень кругозора
18 Игра «Внимание».
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Тренировка слуховой памяти.
Игра в слова.
19 Измени свойство.
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы Тренировка зрительной памяти.
Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство».
20 Игра «Так же, как…» Повторение и закрепление
21 Работа с изографами Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов.
22 Математический марафон. Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел.
23 Вопросы – загадки Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
24 Игра «Выполни просьбы букв».
Знакомство с разными геометрическими фигурами.
Игра «Внимание».
Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова.
25 Поиск закономерностей. Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Игра «Внимание»
Как получилось слово
26 Игра «Умники и умницы». Уровень кругозора
27 Логические задачи.
Мозговая гимнастика.
Ответь быстро на вопросы.
Тренировка внимания.
Составляем новые слова.
28 Посмотри и дополни Мозговая гимнастика.
Разгадывание ребусов.
29 Что? Где? КОГДА? Интеллектуальная игра.
30 Работа со спичками. Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)
31 Литературная викторина. Угадай героев сказок, рассказов, повестей.
32 Игра «Лабиринт».
Тренировка слуховой памяти.
Определи на слух общий звук в словах.
33 Игра «Самый умный». Уровень кругозора
34 Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года. Мозговая гимнастика.
Уровень кругозора
3 год обучения (34 часа)
№
Тема Содержание
1 Диагностика уровня развития познавательных процессов
у третьеклассников. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления
2 Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
3 Тренировка внимания.
Тренировка внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
4 Мозговая гимнастика.
Тренировка слуховой памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
5 « Шапка для размышлений». Тренировка зрительной памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
6 Поиск закономерностей.
Поиск закономерностей
Нестандартные задачи
7 Работа со спичками.
Совершенствование воображения
Логически-поисковые задания. Ребусы
Задания с использованием спичек
8 «Это интересно!»
Развитие быстроты реакции, мышления
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
9 Игра «Умники и умницы». Развитие концентрации внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
10 Логические задачи.
Тренировка внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
11 «Закодированное слово».
Тренировка слуховой памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
12 Ира «Найди фигуру».
Тренировка зрительной памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
13 Поиск закономерностей.
Поиск закономерностей
Нестандартные задачи
14 Игра «Фантазёр».
Совершенствование воображения
Логически- поисковые задания. Ребусы
Задания с использованием спичек
15 Разгадывание ребусов.
Развитие быстроты реакции, мышления
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
16 «Весёлые вопросы».
Развитие концентрации внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
17 Игра «Умники и умницы». Тренировка внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
18 Игра «Внимание».
Тренировка слуховой памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
19 Измени свойство.
Тренировка зрительной памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
20 Игра «Так же, как…» Поиск закономерностей
Нестандартные задачи
21 Работа с изографами Совершенствование воображения
Логически- поисковые задания. Ребусы
Задания с использованием спичек
22 Математический марафон.
Развитие быстроты реакции, мышления
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
23 Вопросы – загадки Тренировка концентрации внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
24 Игра «Выполни просьбы букв».
Тренировка внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
25 Поиск закономерностей. Тренировка слуховой памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
26 Игра «Умники и умницы». Тренировка зрительной памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
27 Логические задачи.
Поиск закономерностей
Нестандартные задачи
28 Посмотри и дополни Совершенствование воображения
Логически- поисковые задания. Ребусы
Задания с использованием спичек
29 Что? Где? КОГДА? Развитие быстроты реакции, мышления
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
30 Работа со спичками.
Тренировка концентрации внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
31 Литературная викторина. Тренировка внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
32 Игра «Лабиринт».
Тренировка слуховой памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
33 Игра «Самый умный». Тренировка зрительной памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
34 Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года
4 год обучения (34 часа)
№
Тема Содержание
1 Диагностика уровня развития познавательных процессов
у четвероклассников. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления
2 Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
3 Тренировка внимания.
Тренировка внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
4 Мозговая гимнастика.
Тренировка слуховой памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
5 « Шапка для размышлений». Тренировка зрительной памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
6 Поиск закономерностей.
Поиск закономерностей
Нестандартные задачи
7 Работа со спичками.
Совершенствование воображения
Логически-поисковые задания. Ребусы
Задания с использованием спичек
8 «Это интересно!»
Развитие быстроты реакции, мышления
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
9 Игра «Умники и умницы». Развитие концентрации внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
10 Логические задачи.
Тренировка внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
11 «Закодированное слово».
Тренировка слуховой памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
12 Ира «Найди фигуру».
Тренировка зрительной памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
13 Поиск закономерностей.
Поиск закономерностей
Нестандартные задачи
14 Игра «Фантазёр».
Совершенствование воображения
Логически- поисковые задания. Ребусы
Задания с использованием спичек
15 Разгадывание ребусов.
Развитие быстроты реакции, мышления
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
16 «Весёлые вопросы».
Развитие концентрации внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
17 Игра «Умники и умницы». Тренировка внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
18 Игра «Внимание».
Тренировка слуховой памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
19 Измени свойство.
Тренировка зрительной памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
20 Игра «Так же, как…» Поиск закономерностей
Нестандартные задачи
21 Работа с изографами Совершенствование воображения
Логически- поисковые задания. Ребусы
Задания с использованием спичек
22 Математический марафон.
Развитие быстроты реакции, мышления
Логически-поисковые задания
23 Вопросы – загадки Тренировка концентрации внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
24 Игра «Выполни просьбы букв».
Тренировка внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
25 Поиск закономерностей. Тренировка слуховой памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
26 Игра «Умники и умницы». Тренировка зрительной памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
27 Логические задачи.
Поиск закономерностей
Нестандартные задачи
28 Посмотри и дополни Совершенствование воображения
Логически-поисковые задания. Ребусы
Задания с использованием спичек
29 Что? Где? КОГДА? Развитие быстроты реакции, мышления
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
30 Работа со спичками.
Тренировка концентрации внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
31 Литературная викторина. Тренировка внимания
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
32 Игра «Лабиринт».
Тренировка слуховой памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
33 Игра «Самый умный». Тренировка зрительной памяти
Логически-поисковые задания
Нестандартные задачи
34 Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года
Использованная литература:
Айзенк Г. Проверь свои способности. – СПб: 1996.
Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Чч.I –V.-М: РОСТ, 1997 – 1999.
Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде ООО Издательство « Айрис – пресс», 2007
Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе – М.: Аркти, 2007
Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. – М.: Луч, 1995
Максимова Т.Н. Олимпиадные задания – М.: Вако, 2011
Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: Просвещение, 1990
Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки.- М. 1996
Семченко П. 399 задач для развития ребёнка. – М.: Олма – Пресс, 1998
Методическое сопровождение:
Для учащихся:
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради в 2 частях - М.: Издательство РОСТ, 2013
Для учителя:
Холодова О.А. Юным умникам и умница: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие – М.: Издательство РОСТ, 2013